Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
От рядовых спекулятивных торговых операций и «челночно-палаточного бизнеса» многие предприниматели перешли уже к более высокой стадии торговой деятельности, организовав индивидуальные или коллективные предприятия. Менеджерам таких предприятий приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера, которые приходится решать интуитивно, методом «проб и ошибок», приобретая постепенно практический опыт. И многие из тех, кто немного «покрутился» в торговле, считают себя достаточными специалистами в этой сфере деятельности.
Введение 3
1 Теоретические основы управления оптовой торговлей 6
1.1 Роль и функции оптовой торговли 6
1.2 Сущность и содержание закупочной работы 11
1.3 Закупка товаров на оптовых ярмарках и оптовых рынках 17
1.4 Организация предприятия оптовой торговли продуктами
питания
Брокерская фирма предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров на товарной бирже. Действует он по поручению клиентов, получая от них вознаграждение.
Дилер юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг [20, c.109].
Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.
По территориальному признаку поставщики товаров бывают местными, внеобластными, республиканскими и внереспубликанскими. Оптовые предприятия чаще закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство многих товаров и их приходится завозить. Местные поставщики зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.
Поставщики также различаются по их принадлежности к той или иной хозяйственной системе. Поставщики, относящиеся к той же системе, в которую входят оптовые покупатели, называются внутрисистемными, остальные внесистемные.
По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности [15, c.50].
Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки, причем их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточках указывают данные о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой продукции, о возможности производства других товаров, условия поставки товаров и другие сведения, интересующие оптовые базы.
С
поставщиками товаров должны быть налажены
рациональные хозяйственные связи,
преимущественно прямые и долгосрочные
договорные взаимоотношения, позволяющие
закупать товары непосредственно у
поставщиков-изготовителей на стабильной
долговременной основе.
1.3
Закупка товаров на оптовых ярмарках и
оптовых рынках
Прогрессивной формой оптовых закупок товаров является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках.
Продажа-закупка товаров на оптовых ярмарках одна из старейших форм оптовой торговли. Оптовые ярмарки проводились еще в дореволюционный период, когда широкой известностью пользовались Нижегородская, Киевская, Харьковская и другие ярмарки. В период централизованной, административной экономики оптовые ярмарки получили распространение в середине 60-х годов. Они имели в это время положительное, прогрессивное значение, так как позволяли покупателям более свободно закупать товары по представленным образцам, быстрее оформить сделки договорами, усилить влияние на промышленность, возродить дух конкуренции между производителями одинаковых товаров [10, c.79].
В
дальнейшем оптовые ярмарки приобретали
все более административно-
В
условиях перехода к рыночным отношениям
оптовые ярмарки в их административно-директивном
виде утратили свое значение, так как они
не обеспечивали свободных рыночных отношений
и коммерческой инициативы производителей
товаров и потребителей. В этот период
коммерческим целям в большей степени
стали соответствовать новые торгово-посреднические
структуры постоянно действующие товарные
биржи. Однако в связи с некоторой сложностью
выставления товаров на торги товарной
бирже, оптовые ярмарки не утратили свое
значение, как проводимые оптовые торги
на свободной рыночной основе. Имеют перспективу
развития в рыночной экономике оптовые
ярмарки международного или общегосударственного
масштаба, а также оптовые ярмарки регионального
значения. В оптовых ярмарках международного
или общегосударственного значения принимают
участие международные компании (фирмы)
поставщики товаров из ближнего и дальнего
зарубежья. Организуют их проведение государственные
органы управления, а также крупные коммерческие
структуры. На оптовых ярмарках местного
масштаба в отличие от постоянно действующих
товарных бирж по торговле однородными
стандартизируемыми товарами совершаются
сделки по купле-продаже товаров сложного
ассортимента, вырабатываемых местными
производителями. На таких оптовых ярмарках
покупатели совершают закупки товаров
на основе индивидуального подбора, сравнения,
выбора из ассортимента продукции различных
производителей по свободным ценам. На
оптовых ярмарках усиливается воздействие
торговых организаций на производство
товаров в отношении ассортимента и качества
товаров, ускоряется процесс заключения
договоров, так как поставщики и покупатели
находятся в непосредственном контакте.
Руководит работой ярмарки ярмарочный
комитет, который может создавать рабочие
органы ярмарки (дирекцию, арбитраж, группу
по учету договоров и др.).
Оптовые продовольственные рынки место
купли-продажи конкурентоспособного сельскохозяйственного
сырья и продовольствия оптовыми и розничными
торговыми предприятиями и частными лицами
[14, c.98].
В ряде развитых рыночных стран важную роль играют оптовые рынки, занимающие серединное положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевой биржей. Однако в отличие от двух последних оптовый продовольственный рынок располагает собственным складским хозяйством.
Разновидностью
оптового рынка являются мелкооптовые
магазины-склады, ориентированные преимущественно
на мелких покупателей розничных торговцев.
Мелкооптовые магазины-склады получили
за рубежом широкое распространение и
называются кеш анд керри. Они появились
впервые в 30-е годы, и сеть их развивается
до настоящего времени [6, c.59].
1.4
Организация предприятия оптовой торговли
продуктами питания
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их транспортировкой, хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важнейших функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. От того, на сколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте и необходимого качества [2, c.82].
Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, склады, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.
Рыночная экономика требует от предпринимателя в сфере торговли хозяйствования на основе личной ответственности. В своем ассортименте предприниматель ориентируется на пожелания покупателей и на основании своих заказов передает их далее производителям и поставщикам. То есть на рынке он является связующим звеном между производителем и потребителем, что отражено на рисунке 1.
Рисунок
1 – Взаимосвязь торговли с производителями
и потребителями
Таким образом, конечные потребители формируют ассортимент розничных магазинов. Розничные магазины формируют свой ассортимент, закупая продукты у оптовых предприятий и у производителей [6, c.92].
Предприятие мелкооптовой торговли продуктами питания снабжает магазины розничной торговли, обеспечивая им необходимый ассортимент товаров на прилавках. Благодаря этому магазинам не требуется вкладывать оборотные средства в большие партии товаров и закупать товары у большого количества поставщиков.
Таким образом, оптовая торговля формирует свой ассортимент, ориентируясь на запросы розничных продавцов. Чем лучше предприниматель в торговле учитывает в своем ассортименте пожелания покупателей, тем больше товаров он может продать, тем выше его коммерческий успех.
Рыночная
экономика заботится о том, чтобы привлечь
к этому процессу предпринимателей и покупателей
и чтобы торговые предприниматели, исходя
из своей функции связующего звена на
рынке, выполняли определенные посреднические
задачи.
Чем
лучше предприниматель в
Для достижения своих целей предприниматель в сфере розничной торговли стремится достичь целей благодаря снижению издержек производства, формированию широкого и стабильно ассортимента, поддержанию уровня цен на конкурентном уровне. Предприниматель, формируя ассортимент в продуктовом магазине средних размеров, может иметь более 100 поставщиков, в результате чего много времени и сил тратится на поиск покупателей и организацию закупок. Для поддержания ассортимента ему приходится закупать довольно большие партии товаров, т.к. частые закупки приводят к большим издержкам, требуют больше оборотных средств и занимают больше складской площади, не говоря уже о сроках хранения [11, c.27].
Исходя
из этого, можно сформулировать потребности
предпринимателя розничной
Удовлетворение этих потребностей призвано удовлетворять предприятие мелкооптовой торговли, занимающееся снабжением розничной торговли продуктами питания.
Таким образом, функциями оптового предприятия являются:
Эти функции определяют деятельность предприятия мелкооптовой торговли продуктами питания.
Удовлетворяя
потребности розничных
Предприятия,
осуществляющие оптовую торговлю, определяют
формы организации своей
Информация о работе Теоретические основы управления оптовой торговлей