Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель работы – обосновать основные направления стратегии развития предприятия и предложения по совершенствованию системы управления предприятием.
Объектом работы является ЗАО «Восток», предметом - разработка стратегии развития данного предприятия.
Введение 3
1. Научные основы становления и развития стратегического менеджмента 7
2. Стратегический анализ экономики ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 19
2. 1. Краткая характеристика предприятия. 19
2. 2. Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Восток» 35
3. Разработка стратегии развития ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 45
3. 1 Выбор стратегии и её обоснование. 45
3. 2 Экономическое и финансовое обоснование выбранной стратегии. 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
Ознакомившись
с общим строением
Важным шагом является определение миссии предприятия, она несёт в себе сущность предприятия, конкретизирует сферу деятельности и направление деятельности предприятия, которую будет осуществлять фирма на протяжении долгого времени.
Миссия – стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма. Стратегическое планирование – средство обеспечения выполнения фирмой своей миссии.
Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Они являются фундаментом для процесса менеджмента в целом: планирования, организации, мотивации, контроля. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
Процесс разработки стратегии можно
разделить на 3 этапа определения
стратегического положения
Стратегический анализ – это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.
Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:
Когда стратегические альтернативы определены, фирма приступает к завершающему этапу разработки стратегии – выбору определенного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.
Процесс формирования стратегии включает в себя три этапа:
Общая стратегия организации
Различные варианты общих стратегий могут быть сведены к трем основным типам: стратегиям роста, сокращения и стабильности. Организация может выбрать одну из них или применять определенные сочетания различных типов.
К стратегиям роста относятся:
1. Стратегии
концентрированного роста - увеличение
организации часто через
Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
- стратегия
усиления позиции на рынке,
при которой фирма делает все,
чтобы с данным продуктом на
данном рынке завоевать лучшие
позиции. Для реализации этой
стратегии требуются большие
маркетинговые усилия. Реализация
этой стратегии допускает
- стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
- стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке. [3]
2. Стратегии интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению этих стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
- стратегия
обратной вертикальной
- стратегия
вперед идущей вертикальной
3. Стратегии
диверсифицированного роста.
Стратегиями данного типа являются следующие:
Стратегии
сокращения применяются в тех
случаях, когда выживание организации
находится под угрозой. Реализация
данных стратегий зачастую проходит
не безболезненно для фирмы. Однако
необходимо четко осознавать, что
это такие же стратегий развития
фирмы, как и рассмотренные стратегии
роста, и при определенных обстоятельствах
их невозможно избежать. Более того,
в определенных обстоятельствах
это единственно возможные
Существует 4 типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
Стратегия стабильности – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного контроля и/или наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для российских фирм – монополистов).
В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.
Иногда общую стратегию организации называют портфельной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций организации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации.
Конкурентная стратегия организации нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, конкурентная стратегия является частью общефирменного стратегического планирования. Если организация включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию.
Функциональные
стратегии разрабатываются
В общем виде структура стратегического плана может быть следующей:
Стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Стратегическое планирование ставит целью дать обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатель развития фирмы на плановый период.
Стратегический план придает предприятию
определенность, индивидуальность, что
позволяет ему привлекать определенные
типы работников и в то же время
не привлекать работников других типов.
Общий стратегический план стоит
рассматривать как программу, которая
направляет деятельность фирмы в
течение продолжительного времени,
давая себе отчет в том, что
конфликтная и постоянно
Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из–за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование позволяет создать единство общей цели внутри организации.