Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель работы – обосновать основные направления стратегии развития предприятия и предложения по совершенствованию системы управления предприятием.
Объектом работы является ЗАО «Восток», предметом - разработка стратегии развития данного предприятия.
Введение 3
1. Научные основы становления и развития стратегического менеджмента 7
2. Стратегический анализ экономики ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 19
2. 1. Краткая характеристика предприятия. 19
2. 2. Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Восток» 35
3. Разработка стратегии развития ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 45
3. 1 Выбор стратегии и её обоснование. 45
3. 2 Экономическое и финансовое обоснование выбранной стратегии. 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I»
Кафедра управления и маркетинга в АПК
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
«Стратегический менеджмент»
на тему: «Разработка стратегии развития предприятия на примере ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области».
Выполнил: студент ЭМ – 4-1
Чеснокова А.Ю.
Руководитель: к.э.н., доцент
Шумейко А.М.
Воронеж 2012
Содержание.
Введение 3
1. Научные основы становления и развития стратегического менеджмента 7
2. Стратегический анализ экономики ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 19
2. 1. Краткая характеристика предприятия. 19
2. 2. Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Восток» 35
3. Разработка стратегии развития ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 45
3. 1 Выбор стратегии и её обоснование. 45
3. 2 Экономическое и финансовое обоснование выбранной стратегии. 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое управление в каждый
данный момент фиксирует, что организация
должна делать в настоящем, чтобы
достичь желаемых целей в будущем.
Учитывая то, что окружение и условия
жизни организации будут
Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия.
Стратегическое управление и планирование определяют цель движения вперед.
Стратегическое
планирование представляет собой процесс
выбора целей и путей их достижения,
обеспечивает основу для всех управленческих
решений, функционирования организации,
мотивации и контроля. Не используя
преимущества стратегического планирования,
организация в целом и
Актуальность данной темы курсового проектирования объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Цель работы – обосновать основные направления стратегии развития предприятия и предложения по совершенствованию системы управления предприятием.
Объектом работы является ЗАО «Восток», предметом - разработка стратегии развития данного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, содержание, необходимость и основные понятия стратегического менеджмента
2. Разработка стратегии развития на примере данного предприятия
3. Анализ внешней и внутренней среды предприятия, оценка позиции предприятия на рынке.
В процессе исследования использовались следующие методы: экономические, социологические, статистические, математические, SWOT-анализ и др..
Практическая значимость курсового проекта состоит в совершенствовании деятельности объекта в целом или отдельных процессов, получении экономического или другого эффекта.
Стратегический план для предприятия в условиях рыночной экономики сводится к поиску эффективных путей выполнения поставленных задач в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Предприятие должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены поставщиков, рынка сбыта, а самое главное – определять долгосрочные цели и стратегию их достижения. Предприятия, которые не используют стратегическое планирование, обречены на проигрыш своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. [5]
Стратегическое управление – это
такое управление организацией, которое
опирается на человеческий потенциал,
как на основу организации, ориентирует
производственную деятельность на запросы
потребителей, осуществляет гибкое регулирование
и своевременные изменения в
организации, отвечающие вызову со стороны
окружения и позволяющие
В целом, стратегическое управление –
это симбиоз интуиции и искусства
высшего менеджмента вести
Одной из ключевых составляющих стратегического
управления является стратегия. Отечественные
и международные аналитики
Понятие
«стратегия» («наука и искусство
развертывания войск для боя»)
вошло в число управленческих
терминов в 50-е годы, когда проблема
реакции на неожиданные изменения
во внешней среде приобрела
По своему существу стратегия - комплексный план для принятия управленческих решений, определяющий границы возможных действий организации. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Стратегическое планирование – одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Стратегический план – документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи, стратегию их достижения с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.
Роль
стратегического плана для
Стратегическое планирование включает несколько этапов.
Анализ внешней и внутренней
среды обычно считается исходным
процессом стратегического
Одной из ключевых ролей управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п. Эти элементы не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса.
Непосредственное
окружение – это среда