Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономической эффективности и организации производства на ООО «Куртамышское молоко». Основным методом изучения работы данного предприятия является проведение организационно – экономического анализа, разработка предложений по совершенствованию организации производства.
Введение 3
1 Теоретические основы переработки и реализации молока
1. 1 Основы переработки молока 5
1. 2 Качество молока и молочной продукции 11
1. 3 Реализации молока и молочной продукции 14
2 Современное состояние переработки и реализации молока
2. 1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2. 2 Организация переработки молока 29
2. 3 Эффективность реализации молока и молочных продуктов 36
3 Пути повышения экономической эффективности переработки и реализации молока
3. 1 Совершенствование закупок сырья 41
3. 2 Повышение качества реализуемого молока 43
3. 3 Повышение технологической дисциплины 45
3. 4 Организация рекламной кампании 47
Выводы и предложения 49
Список использованной литературы 50
Оптимальные сроки хранения молока, охлажденного до 4...6˚С, не более 12 ч.
Производственные отношения между поставщиками молока-сырья и производителями молочной продукции на рынке переработки молока строятся на договорной основе по согласованию сторон с учетом спроса на произведенную продукцию и цены ее реализации.
В договоре стороны предусматривают:
- показатели качества молока;
- способ и порядок приемки;
- форма расчетов; ответственность сторон.
Договора имеют приложения в виде «Соглашений», предметом которых являются именно требования, предъявляемые к качеству поставляемого молока в соответствии с существующими гостами, а также «Протоколы согласования договорных цен», которые определяют цену 1 кг молока (в зачетном весе) на основании ГОСТа № 52054-2003 [16].
2. 3 Эффективность реализации молока и молочных продуктов
Условиями эффективной реализации являются:
- высокое качество
и хорошее физическое
- конкурентоспособность
реализуемой продукции по
- знание рынка, его
конъюнктуры и условий
Условия реализации
наряду с конъюнктурой
В анализируемом хозяйстве снижение уровня интенсивности сопровождается уменьшением уровня экономической эффективности интенсификации. Об эффективности интенсификации более полную информацию дает уровень рентабельности, который уменьшился на 2,88%, что говорит о недостаточном использовании всех вложений.
Производство молочных продуктов является одним из основных источников удовлетворения потребностей населения в высокобелковых продуктах питания.
Кризисная ситуация последних лет привела к снижению объемов и эффективности производства молочной продукции и сокращению их потребления. Надои молока от одной коровы на сельскохозяйственных предприятиях составили в 2009 году 2 007кг., т.е. снизились против уровня 2008 года на 38.5%.
Снижение объемов производства молочной продукции вызвано прежде всего незаинтересованностью товаропроизводителей в развитии отрасли в условиях диспаритета цен, роста неплатежей, ухудшение обеспеченности кормами и другими материально-техническими ресурсами, снижение уровня селекционно - племенной работы [16].
Важнейший показатель эффективности отрасли, определяющий в значительной мере все остальные - продуктивность животных. В 2008г. надой молока на 1 корову составил 2840кг и по сравнению с 2007 г. возросла на 10,5%. Потенциальная продуктивность имеющихся пород составляет 5000-8000 кг; в передовых хозяйствах получают от 1 коровы 4000-5000 кг молока в год при его жирности до 4 %.
Главная причина низкой продуктивности животных - недостаточное кормление и неэффективное использование кормов. В большинстве предприятий несбалансированность рационов приводит к перерасходу кормов на единицу продукции. В 2007 г. на 1 ц молока расходовалось 1,38 ц корм. ед. - на 2,8 % меньше, чем в 2008 г.
К сожалению, наблюдается снижение заинтересованности работников отрасли в результатах своего труда. Средняя оплата труда в сельском хозяйстве не превышает 40% заработной платы в других отраслях народного хозяйства. Естественно, в этих условиях трудно говорить об эффективном использовании трудовых ресурсов [6, 9].
Как уже было сказано выше охлажденное молоко – сырье реализуется на другие перерабатывающие предприятия, для дальнейшей переработки, (Шадринск, Юргамыш, Шумиха). В таблице 11 приведены каналы реализации продукции и сумма полученных денег (тыс. р) с каждого из них.
Таблица 11 – Экономический результат реализации продукции
Наименование канала |
2007 г. тыс. р |
2008 г. тыс. р |
2009 г. тыс. р |
Отношение 2009 г. к 2007 г , % |
Шадринск |
114519 |
197546 |
110497 |
96 |
Шумиха |
83599 |
95967 |
65176 |
78 |
Юргамыш |
89783 |
99544 |
63358 |
71 |
итого |
287902 |
393057 |
239032 |
- |
По данным таблицы, мы видим, что Шадринску сбывается большие объемы молока для дальнейшей переработки, и, следовательно, получено больше прибыли с реализуемой продукции на 12368 тыс.р по сравнению с г. Шумиха, на 6184 – с г. Юргамыш в 2007 году; в 2008 году на 35052 тыс. р по сравнению с г. Шумиха, на 31475 тыс. р – с г. Юргамыш.
Каждое предприятие стремиться получить возможно большую сумму прибыли от своей деятельности. На основе этих показателей также рассчитывается уровень рентабельности предприятия. В случае если предприятие не имеет прибыли, рассчитывается показатель окупаемости затрат [12].
Прибыль от реализации продукции
считается показателем
Тем не менее гораздо больший интерес представляют показатели, являющиеся производными от прибыли – показатели рентабельности. Вообще само понятие рентабельности предполагает, что в числе тем соответствующей формулы должна находится прибыль (для убыточных предприятий это может быть снижение уровня себестоимости). Использование в качестве знаменателя различных данных позволяет выявить влияние разных факторов на величину полученной прибыли. Пасчет рентабельности производят по следующей формуле:
Рентабельность продукции:
Р = П/С × 100,
где П - прибыль
С – себестоимость сельскохозяйственной продукции [16].
На следующем этапе данной работы рассмотрим экономическую эффективность производства и реализации молока (таблица 12) и динамику основных экономических показателей ООО «Куртамышское молоко» которые представлены в таблице 13.
Таблица 12 – Эффективность производства и реализации молока
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отношение 2009 г. к 2007 г.,% |
Количество проданного молока, т |
23111 |
24965 |
20883 |
90 |
Средняя цена реализации, тыс. р |
2879 |
5845 |
3250 |
1,13 |
Выручка от реализации, тыс.р |
26109 |
27420 |
21346 |
128,5 |
Себестоимость реализованного молока |
20321 |
25001 |
26442 |
130,1 |
Из данной таблицы видно, что в 2009 году выручка от реализации молока составила 21346 тыс. руб., что на 6074 тыс. руб. меньше по сравнению с 2008 годом и на 4763 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом. Уменьшение размера выручки связано, прежде всего, с сокращением количества реализованного молока в 2009 г. на 4082 т по сравнению с 2008годом, а по сравнению с 2007 годом на 2228 тонн.
Таблица 13 - Основные экономические показатели деятельности предприятия.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отношение 2009 г к 2007 г.,% |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) тыс. р |
21346 |
26109 |
27420 |
128,5 |
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) тыс. р |
20321 |
25001 |
26442 |
130,1 |
Прибыль от продаж, тыс. р |
1025 |
1108 |
978 |
95,4 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. р |
4732 |
10582 |
5522 |
116,7 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. р |
4829 |
10582 |
5522 |
114,4 |
Уровень рентабельности, % |
23,76 |
42,32 |
20,88 |
-2,88 |
Проанализировав основные экономические показатели можно сделать вывод, что деятельность предприятия прибыльная, так как выручка от реализации превышает затраты на производство, при этом прибыль от продаж в 2009 году составила 978 тыс. руб., что на 4,6% меньше базисного показателя.
Уровень рентабельности хозяйства в целом составил в 2009 году – 20,88%, при этом в 2007 году он был равен 23,76%. Это свидетельствует о том, что наравне с ростом выручки от реализации, также увеличивается и себестоимость реализуемой продукции, в связи с этим уменьшается сумма чистой прибыли и снижается уровень рентабельности.
Основными источниками увеличения суммы прибыли являются:
Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных резервов увеличения суммы прибыли от реализации молока.
3.1 Рост объема производства и реализации молока
Одним из источников резервов увеличения производства продукции в ООО «Куртамышское молоко» – это рост поголовья (экстенсивный источник) и увеличение продуктивности (интенсивный источник) в хозяйствах, которые занимаются поставкой молока - сырья. На примере фермерского хозяйства находящегося в с. Нижнее.
Рассмотрим резервы повышения продуктивности коров. Основными источниками роста продуктивности животных являются повышение уровня их кормления и эффективности использования кормов, сокращение яловости коров, улучшение возрастного и породного состава стада, а также условий содержания животных.
Рассчитаем резерв увеличения производства молока за счет улучшения породного состава стада: изменение удельного веса i-й породы умножим на ее фактическую продуктивность, результаты суммируем (таблица 14). Затем это изменение средней продуктивности необходимо умножить на фактическое поголовье животных.
Запланируем на будущий год увеличение чистопородных коров на 30 голов или 15%, за счет чего среднегодовой надой молока на одну корову за год возрастет на 2,7 ц, а от всего поголовья будет дополнительно получено 561,6 ц молока (2,7 × 208).
Таблица 14 – Резерв увеличения производства молока за счет улучшения породного состава стада коров
Порода коров |
Продуктивность 1 головы, ц |
Структура поголовья, % |
Изменение среднего уровня продуктивности, ц | ||
факт |
план |
(+, -) | |||
Чистопородные |
38 |
20 |
35 |
15 |
5,7 |
Помеси |
20 |
80 |
65 |
-15 |
-3,0 |
ИТОГО |
Х |
100 |
100 |
Х |
2,7 |
Большие потери сельскохозяйственные предприятия несут из-за яловости коров. В хозяйстве таких коров в 2009 году было 19, а в 2007 году – 8. Их молочная продуктивность ниже продуктивности полноценных коров в среднем на 50% или 14,5 ц. Для определения резерва увеличения производства молока за счет снижения яловости коров необходимо разницу в количестве яловых коров умножить на недополученную продукцию: 11 × 14,5 = 159,5 ц.
Таким образом, резервы увеличения производства молока за счет роста продуктивности животных составляют 721,1 ц (561,6 + 159,5). Но необходимо помнить, что использование этих резервов сопряжено с дополнительными расходами: улучшение породного состава скота повлечет за собой расходы на приобретение чистопородных животных, потребуются новые рынки сбыта.
Предположим, что расходы на улучшение породного состава скота составят 625000 рублей (20 коров × 30000 р. + 1 бычок × 25000), а стоимость одного центнера молока равна 2800 рублей. Таким образом, прибыль от увеличения производства молока составит 1394080 рублей.