Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций
Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.
Следует иметь в виду, что в Башкортостане товаропроизводители размещены на территориях весьма разных по природным и экономическим условиям, неоднородных по составу и качеству ресурсного потенциала. Ввиду этого одно и то же количество затраченного труда и материальных средств оказывается представленным не одинаковым качеством продукции. Отсюда различия в себестоимости и эффективности производства продукции.
72
Исходя из этого, возникает необходимость поэтапной перестройки системы закупок, ориентированной на сокращение объемов закупок отдельных видов сельскохозяйственной продукции.
Региональное размещение специализированных
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, укрепление их организационных и технико-технологических связей, на основе ресурсной сбалансированности мощностей ведет к формированию территориальных звеньев продуктовых подкомплексов. Это открывает путь к созданию специализированных зон крупномасштабного производства конечных продуктов потребления.
Исходя
из необходимости сохранения платежеспособности
спроса на конечную продукцию потребления,
возникает необходимость
- компенсация затрат на потребляемые материально-технические ресурсы промышленного изготовления;
-
дотации на товарную продукцию
с подразделением на основные
(стартовые) и стимулирующие
-
меры финансовой поддержки,
Продовольственный фонд республики целесообразно разделить на две части: районный и общереспубликанский. В каждом районе должна быть разработана программа продовольственного обеспечения в основном за счет производства продукции в личных подсобных хозяйствах, ее переработки и реализации на внутрирайонных продовольственных рынках. Это оформляется соответствующими соглашениями районных администраций с республиканским правительством.
Общереспубликанский фонд сельскохозяйственной продукции и продовольствия формируется за счет крупных сельскохозяйственных предприятий и интеграционных формирований. (Известия Башкортостана. № 75. 19 апреля 1996 г.).
Изучение
данной темы следует завершить
товаропроизводителей. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время для сельскохозяйственных предприятий установлен единый порядок разрешения договорных споров. Их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
В качестве дополнительной литературы рекомендуется:
Веденин Н.Н. Правовое регулирование производственно-
технического
обеспечения сельского
■ 73
АПК//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1993.-И 2.
ТЕМА 17. ЗАЩИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Как
правильно отмечает профессор Ф.М.
Раянов, юридическая служба - это
одно из специфических звеньев
и т. д.
Начинать
изучение данной темы следует с ознакомления
студентов с организационно-
- земельные (когда оспариваются права на землю);
-
земельно-имущественные (споры
- имущественные (без претензий на землю).
Половину дел в судах составляют земельные споры по поводу отказа в предоставлении земельных наделов для ведения крестьянского хозяйства лицам, выходящим из колхозов и совхозов. Поскольку эти лица еще не приобрели статус фермера, споры рассматриваются в общих судах. Суды принимают к рассмотрению иски о праве на землю только при отказе компетентным органам в предоставлении земельного участка. Заявления рассматриваются в порядке искового производства, как споры о праве гражданском, о признании права на конкретный земельный участок. Ответной стороной в споре выступает районная администрация (районный Совет), а колхоз, совхоз привлекаются к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица (ст. 37 ГПК).
Споры фермеров об имущественных требованиях в связи с земельными правонарушениями рассматриваются в судах. Вопросы, возникающие при их рассмотрении, представляют определенный интерес и для науки.
Студенты должны особо выделить роль прокурорского надзора в борьбе с нарушениями законодательства в сельском хозяйстве, надзор за его
74
исполнением органами государственного управления АПК, сельскохозяйственными предприятиями и их объединениями, должностными лицами и гражданами.
Большую роль в защите прав членов сельскохозяйственных кооперативов, рабочих и служащих, фермеров играют суды. Поэтому необходимо уделить должное внимание деятельности судов, особенно районных, в защите прав и законных интересов тружеников сельскохозяйственного производства.
Специфика правового регулирования защиты прав и интересов проявляется не только в нормах аграрного права, но и в правах и обязанностях сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей, составляющих содержание правоотношений в этой области. Под последними понимается совокупность общественных отношений, регулируемых аграрным правом как новой комплексной отраслью права, по защите прав и законных интересов сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей.
Реализуя свои права в экономическом обороте, аграрные предприятия в этих случаях обращаются за судебной защитой, соблюдая определенный порядок. Они используют право оспаривать в арбитражном суде акты и действия юридических лиц, органов государственной власти и управления.
Основами возникновения прав и законных интересов сельскохозяйственных предприятий прежде всего служат:
1) договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;
2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) судебные решения;
4)
приобретение имущества по
5)
создание произведений науки,
литературы, искусства, изобретений
и других результатов
6) причинение вреда другому лицу;
7) неосновательное обогащение;
8)
иные действия граждан и
9)
события, с которыми
Студентам следует обратить внимание на то, что в настоящее время изменена подведомственность экономических споров колхозов. Теперь их разрешение отнесено к компенсации арбитражных судов. Следует иметь в виду, что в настоящее время приняты новые нормативные акты,
75
регулирующие
порядок организации и
Существует
множество мер защиты прав сельскохозяйственных
предприятий и
Арбитражным
судом рассматриваются споры
об обжаловании отказа в государственной
регистрации граждан-
Основной категорией в экономических спорах, вытекающих из гражданских правоотношений, являлись споры, связанные с самовольным
захватом земли.
В этих спорах, как правило, с одной стороны выступали крестьянские (фермерские) хозяйства, с другой - колхозы, совхозы, акционерные общества. Двадцать процентов споров этой категории касались взыскания задолженности за проданную сельскохозяйственную продукцию и применение имущественной ответственности. Особенно актуальным на сегодня остается вопрос о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных предприятий. Необходимо отметить, что в настоящее время делаются определенные попытки регулирования банкротства сельскохозяйственных предприятий с учетом их специфики. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г.
76
утверждено
Положение об особенности процедур,
применяемых в отношении
В
действующем с 1 июля 1995 г. Арбитражном
процессуальном кодексе Российской
Федерации введено много новых
нормативных положений и
К
таким нормативным положениям следует
отнести: непосредственность исследования
судом доказательств по делу и
непрерывность судебного
Компетенция судов и арбитражных судов определена процессуальным законодательством.
В связи с этим представляет интерес практика Высшего Арбитражного Суда РБ, так в 1997 году предприятиями АПК РБ в ВАС РБ предъявлено исков к взысканию в связи с неиспользованием договоров закупок и поставки сельхозпродукции для государственных нужд на 11568,6 млн. рублей. Взыскано в пользу истцов-предприятий АПК различных организационно-правовых форм - 1856 млн. руб.
Удовлетворенная сумма включает: основной долг: 905 млн. руб.; пени: 902 млн. руб..
На
наш взгляд, на примере ряда рыночных
стран, где развито юридическое
обслуживание наиболее уязвимой в материальном
отношении части населения
Завершается данная тема рассмотрением организации работы на селе, форм юридического обслуживания сельскохозяйственных предприятий.
1. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
2.
Арбитражный процессуальный
77
3. Ф. М. Раянов. Правовая работа в сельском хозяйстве. Уфа, 1986.
4. Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов, Санкт-Петербург, 1999.
5.
Харисов Ф.Х. Арбитражно-
ТЕМА 18. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Юридическая
ответственность в широком
Концепция о возможности отраслевых видов юридической ответственности (уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.) привлекательна своей логичностью и последовательностью. Но ее воплощение в праве далеко от реальности, поскольку во многих отраслях права, как правило, отсутствуют собственные, присущие только одной отрасли, санкции либо меры воздействия на правонарушителя. Эти меры, санкции носят обычно унифицированный характер и успешно применяются при нарушениях правопорядка, определенного нормами различных отраслей права.