Курс лекций по "Аграрному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций

Описание работы

Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.

Работа содержит 1 файл

аграрное право файзуллин кассимов.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

Следует иметь в виду, что в Башкортостане  товаропроизводители размещены  на территориях весьма разных по природным  и экономическим условиям, неоднородных по составу и качеству ресурсного потенциала. Ввиду этого одно и то же количество затраченного труда и материальных средств оказывается представленным не одинаковым качеством продукции. Отсюда различия в себестоимости и эффективности производства продукции.

72

Исходя  из этого, возникает необходимость  поэтапной перестройки системы закупок, ориентированной на сокращение объемов закупок отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Региональное                  размещение                  специализированных

сельскохозяйственных  и перерабатывающих предприятий, укрепление их организационных и технико-технологических связей, на основе ресурсной сбалансированности мощностей ведет к формированию территориальных звеньев продуктовых подкомплексов. Это открывает путь к созданию специализированных зон крупномасштабного производства конечных продуктов потребления.

Исходя  из необходимости сохранения платежеспособности спроса на конечную продукцию потребления, возникает необходимость глубокой дифференциации механизмов государственного регулирования. Сюда входят:

-   компенсация  затрат  на  потребляемые  материально-технические ресурсы промышленного изготовления;

-  дотации на товарную продукцию  с подразделением на основные (стартовые) и стимулирующие сверх  основного уровня;

- меры финансовой поддержки, целевые  инвестиции, налоги, кредиты и т.д.

Продовольственный фонд республики целесообразно  разделить на две части: районный и общереспубликанский. В каждом районе должна быть разработана программа  продовольственного обеспечения в  основном за счет производства продукции  в личных подсобных хозяйствах, ее переработки и реализации на внутрирайонных продовольственных рынках. Это оформляется соответствующими соглашениями районных администраций с республиканским правительством.

Общереспубликанский фонд сельскохозяйственной продукции  и продовольствия формируется за счет крупных сельскохозяйственных предприятий и интеграционных формирований. (Известия Башкортостана. № 75.   19 апреля 1996 г.).

Изучение  данной темы следует завершить рассмотрением  порядка размещения           экономических           фондов           сельскохозяйственных

товаропроизводителей. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время для  сельскохозяйственных предприятий  установлен единый порядок разрешения договорных споров. Их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Веденин     Н.Н.          Правовое     регулирование     производственно-

технического  обеспечения сельского хозяйства. - М., Наука, 1988 г. Веденин Н.Н. Каким  должен быть договор поставки? //Социалистическая законность. 1991.    № 2; Веденин Н.Н. Новое в договорных отношениях предприятий

■ 73

АПК//Экономика  сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1993.-И 2.

ТЕМА 17. ЗАЩИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРАВ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Как правильно отмечает профессор Ф.М. Раянов, юридическая служба - это  одно из специфических звеньев правоохранительных органов государства, образующих сверху донизу иерархическую систему юридических отделов, управлений, групп, бюро, юридических консультаций

и т. д.

Начинать  изучение данной темы следует с ознакомления студентов с организационно-правовым механизмом защиты прав сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей. Необходимо дать общую характеристику правонарушений в сфере аграрного производства и правовых мер борьбы с правонарушениями. Споры, возникающие в связи с применением земельного законодательства, весьма разнообразны. В зависимости от предмета спора их можно разделить на три группы:

- земельные (когда оспариваются  права на землю);

-   земельно-имущественные (споры о  земле и об имуществе,  как  правило, о компенсации вреда);

- имущественные (без претензий  на землю).

Половину  дел в судах составляют земельные споры по поводу отказа в предоставлении земельных наделов для ведения крестьянского хозяйства лицам, выходящим из колхозов и совхозов. Поскольку эти лица еще не приобрели статус фермера, споры рассматриваются в общих судах. Суды принимают к рассмотрению иски о праве на землю только при отказе компетентным органам в предоставлении земельного участка. Заявления рассматриваются в порядке искового производства, как споры о праве гражданском, о признании права на конкретный земельный участок. Ответной стороной в споре выступает районная администрация (районный Совет), а колхоз, совхоз привлекаются к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица (ст. 37 ГПК).

Споры фермеров об имущественных требованиях  в связи с земельными правонарушениями рассматриваются в судах. Вопросы, возникающие при их рассмотрении, представляют определенный интерес и для науки.

Студенты  должны особо выделить роль прокурорского  надзора в борьбе с нарушениями  законодательства в сельском хозяйстве, надзор за его

74

исполнением органами государственного управления АПК, сельскохозяйственными предприятиями и их объединениями, должностными лицами и гражданами.

Большую роль в защите прав членов сельскохозяйственных кооперативов, рабочих и служащих, фермеров играют суды. Поэтому необходимо уделить должное внимание деятельности судов, особенно районных, в защите прав и законных интересов тружеников сельскохозяйственного производства.

Специфика правового регулирования защиты прав и интересов проявляется  не только в нормах аграрного права, но и в правах и обязанностях сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей, составляющих содержание правоотношений в этой области. Под последними понимается совокупность общественных отношений, регулируемых аграрным правом как новой комплексной отраслью права, по защите прав и законных интересов сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей.

Реализуя  свои права в экономическом обороте, аграрные предприятия в этих случаях  обращаются за судебной защитой, соблюдая определенный порядок. Они используют право оспаривать в арбитражном суде акты и действия юридических лиц, органов государственной власти и управления.

Основами  возникновения прав и законных интересов  сельскохозяйственных предприятий  прежде всего служат:

1)   договоры и иные сделки,  предусмотренные законом, а также договоры   и   иные  сделки,   хотя   и   не   предусмотренные  законом,   но  не противоречащие ему;

2)      акты     государственных     органов     и     органов     местного самоуправления,   которые   предусмотрены  законом  в  качестве  оснований возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) судебные решения;

4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) создание произведений науки,  литературы, искусства, изобретений  и других результатов интеллектуальной деятельности;

6) причинение вреда другому лицу;

7) неосновательное обогащение;

8) иные действия граждан и юридических  лиц;

9)   события, с которыми законодательство  связывает наступление гражданско-правовых  последствий.

Студентам следует обратить внимание на то, что в настоящее время изменена подведомственность экономических споров колхозов. Теперь их разрешение отнесено к компенсации арбитражных судов. Следует иметь в виду,    что    в    настоящее    время    приняты    новые    нормативные    акты,

75

регулирующие  порядок организации и деятельности арбитражных судов.

Существует  множество мер защиты прав сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей, которые включают: аудиторские и  страховые услуги; меры прокурорского  реагирования; нотариального действия; особое место отводится судебной защите. Как показывает практика, аграрные предприятия наиболее часто для защиты своих прав используют признание права, восстановление положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих права; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; возмещение убытков, взыскание неустойки; прекращение или изменение правоотношений. Анализ практики разрешения споров с участием сельскохозяйственных предприятий в арбитражном суде свидетельствует о том, что наибольшее количество споров связано с земельными правоотношениями.

Арбитражным судом рассматриваются споры  об обжаловании отказа в государственной  регистрации граждан-предпринимателей и юридических лиц. В настоящее время нет единого порядка регистрации сельскохозяйственных предприятий. В зависимости от организационно-правовой формы и порядка образования предприятия, законодательством определена различная процедура регистрации юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью в аграрном секторе. Как свидетельствует практика рассмотрения дел данной категории, отказ в государственной регистрации сельскохозяйственных предприятий оформляется в письменной форме, но в одних случаях издается административный акт об отказе в регистрации, а в других - отказ в регистрации излагается в сопроводительном письме. Иной порядок установлен Положением о порядке регистрации предприятий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482.

Основной   категорией   в   экономических   спорах,   вытекающих   из гражданских  правоотношений, являлись споры, связанные  с самовольным

захватом  земли.

В этих спорах, как правило, с одной  стороны выступали крестьянские (фермерские) хозяйства, с другой - колхозы, совхозы, акционерные общества. Двадцать процентов споров этой категории касались взыскания задолженности за проданную сельскохозяйственную продукцию и применение имущественной ответственности. Особенно актуальным на сегодня остается вопрос о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных предприятий. Необходимо отметить, что в настоящее время делаются определенные попытки регулирования банкротства сельскохозяйственных предприятий с учетом их специфики. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г.

76

утверждено  Положение об особенности процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Этот нормативный правовой акт решает ряд вопросов регулирования ликвидационных и реорганизационных процедур. Статья 42 Закона Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации» прямо указывает, что основание и порядок признания кооператива банкротом устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных предприятий.

В действующем с 1 июля 1995 г. Арбитражном  процессуальном кодексе Российской Федерации введено много новых  нормативных положений и процессуальных институтов, совершенствующих процедуру  разрешения споров, обеспечивающих дополнительные гарантии реализации процессуальных полномочий участников арбитражного процесса.

К таким нормативным положениям следует  отнести: непосредственность исследования судом доказательств по делу и  непрерывность судебного разбирательства, ведение протокола судебного  заседания, новое соотношение устности и письменности процесса.

Компетенция судов и арбитражных судов  определена процессуальным законодательством.

В связи с этим представляет интерес  практика Высшего Арбитражного Суда РБ, так в 1997 году предприятиями АПК  РБ в ВАС РБ предъявлено исков к взысканию в связи с неиспользованием договоров закупок и поставки сельхозпродукции для государственных нужд на 11568,6 млн. рублей. Взыскано в пользу истцов-предприятий АПК различных организационно-правовых форм - 1856 млн. руб.

Удовлетворенная сумма включает: основной долг: 905 млн. руб.; пени: 902 млн. руб..

На  наш взгляд, на примере ряда рыночных стран, где развито юридическое  обслуживание наиболее уязвимой в материальном отношении части населения через  юридические клиники и у нас  в России и в ее субъектах предпринимаются меры по внедрению этого института. На наш взгляд, создание юридических клиник по обслуживанию сельских жителей сельскохозяйственных товаропроизводителей была бы весьма общественно значимой акцией по реализации аграрной реформы в России.

Завершается данная тема рассмотрением организации  работы на селе, форм юридического обслуживания сельскохозяйственных предприятий.

1.   Федеральный  конституционный  закон «Об арбитражных судах»  от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ // Собрание  законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

2.   Арбитражный процессуальный кодекс  Российской Федерации от 5 мая  1995 г. №70 // Собрание законодательства  РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

77

3. Ф. М. Раянов. Правовая работа  в сельском хозяйстве. Уфа, 1986.

4.   Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов, Санкт-Петербург, 1999.

5.   Харисов Ф.Х. Арбитражно-судебная  защита права собственности, Уфа, 1998.

ТЕМА 18. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ  АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Юридическая ответственность в широком понимании - это правовой институт, который представляет собой совокупность юридических правил (норм) о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них законом обязанностей или договорных обязательств либо нарушают установленный правопорядок.

Концепция о возможности отраслевых видов  юридической ответственности (уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.) привлекательна своей логичностью и последовательностью. Но ее воплощение в праве далеко от реальности, поскольку во многих отраслях права, как правило, отсутствуют собственные, присущие только одной отрасли, санкции либо меры воздействия на правонарушителя. Эти меры, санкции носят обычно унифицированный характер и успешно применяются при нарушениях правопорядка, определенного нормами различных отраслей права.

Информация о работе Курс лекций по "Аграрному праву"