Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью данной работы является анализ влияния процессов глобализации на массовые коммуникации.
На основании цели автором были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия, связанные с массовыми коммуникациями
Рассмотреть структуру массовой коммуникации
Выявить основные понятия и сущность глобализации
Изучить историю процессов глобализации
Проанализировать этапы создания медиа-рынка
Выявить влияние процессов глобализации на развитие интернета
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Массовые коммуникации
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации……………………………...5
1.2 Структура массовой коммуникации…………………………………………9
Глава 2. Содержательная характеристика процессов глобализации
2.1 Понятие и сущность глобализации…………………………………………16
2.2 История развития процессов глобализации………………………………..21
Глава 3. Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации
3.1 Создание всемирного медиа-рынка………………………………………...25
3.2 Интернет в эпоху глобализации…………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Самая "громкая" медийная сделка года была связана с издательским домом "Коммерсантъ", который в августе 2006 года приобрел генеральный директор ЗАО "Газпроминвестхолдинг" Алишер Усманов (по неофициальным данным, сумма сделки составила 8,16 млрд рублей ($300 млн)).
Да, российская система распространения
существенно отстает по уровню своего
развития от издательского рынка. Но
мы утверждаем, что причина неэффективности
системы распространения в
Причины низкой рентабельности
сегментов рынка
Прежде всего, это низкая стоимость прессы. И объясняется это не только низкой покупательной способностью населения издателей и боязнью издателей потерять тираж при росте цены. Цена на многие издания на рынке часто устанавливается ниже затратной. Цены даже на крупные журналы не соответствуют издательской экономике. И это приводит к тому, что доход дистрибьютора, который живет только от продаж, не соответствует нормальным экономическим реалиям.
В отсутствие договора комиссии
затраты и риски лежат
Мало того, началось массовое,
крупномасштабное участие издателей
теперь уже во всех сегментах системы
распространения. Можно спросить - а
что плохого в инвестировании
издателей в систему
Во-вторых, чтобы ни декларировал
издатель, для своих изданий всегда
в своей системе
Так, в Европе распределение
доходов гораздо более
Нам необходимо поставить общественный диагноз - что происходит на рынке, по какой модели мы развиваемся. Нам нужна откровенная, прозрачная дискуссия между издателями и распространителями. И затем на основании сделанного коллегиального анализа можно будет сказать - давайте выберем этот путь развития! Потому что только совместными усилиями можно выбрать какую-то дорогу. Нам не надо выбирать тупиковые варианты, варианты войны или болезненного передела рынка. Нам нужно логичное развитие рынка по оптимальной модели. И в этом смысле мы могли бы взять то лучшее, что есть в зарубежных структурах и применить это к российским реалиям.
3.2 Интернет в эпоху глобализации
Существенной особенностью
современных процессов
Переход к информационному обществу накладывает особый отпечаток на структурирование регионального пространства - на смену иерархии территорий приходит так называемая "сетевая организация". По мнению Мануэля Кастельса, сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. Основным противоречием (и, соответственно, движущей силой развития) формирующегося нового общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного сообщества. "Новая самобытность, устремленная в будущее, - подчеркивает Кастельс, - возникает не из былой самобытности гражданского общества, которой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития сегодняшней самобытности сопротивления". Кастельс приводит основные группы сообществ, которые, по его мнению, могут через самобытность сопротивления перейти к самобытности, устремленной в будущее (project identity) и тем самым способствовать преобразованию общества в целом. Это, прежде всего, религиозные, национальные и территориальные сообщества. Территориальная самобытность и рост ее общемировой активности ведет к возвращению на историческую сцену "города-государства " как характерной черты эпохи глобализации. Женские сообщества и экологические движения также имеют этот потенциал. Признаком соответствия этих сообществ архитектуре нового общества является их сетевая децентрализованная форма организации и самоорганизующаяся система информационного обмена внутри сообщества.
С идеями Кастельса созвучны выводы многих социологов и политологов. Например, Хайко Шрадер приводит доказательства того, что в глобализованной экономике существуют многочисленные хозяйственные связи, которые базируются на личных отношениях. "Глобализация и персонализация с этой точки зрения, отмечает Шрадер, - одновременные процессы, и оба процесса ставят под вопрос национальное государство и государственное гражданство как значимые, создающие солидарность образов идентичности". Отмечается также, что достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, во многом изменили характер политической коммуникации. Функционирование современных демократических институтов может быть существенно затруднено без адекватного информационного сопровождения, а обеспечение равного доступа к сетям при определенных условиях может способствовать закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения.
Процесс глобализации экономики, хозяйства и массмедиа в последние годы усилился под влиянием Интернет и теперь становится все более ясным, что он вошел в противоречие с демократическим проектом, опирающимся на идею национального государства. Интернет существенно изменяет условия развития власти, денег, права и знания, т.е. центральных медиумов управления национальным государством. С одной стороны, появляются угрожающие демократии техники: не санкционированные Вебстраницы предлагают детское порно, способы изготовления подрывных устройств; разного рода преступные группы могут координировать свои действия на транснациональном уровне и т.п. С другой стороны, мировая компьютерная сеть дает шансы демократизации если не на национально-государственном, то на интернациональном уровне. Например, жертвы региональных конфликтов могут взывать к помощи мирового сообщества. Интернет решает и техническую проблему прямой политической партиципации: кажется, снова может быть возрождена теперь уже во всемирном масштабе античная агора. Таким образом, Интернет и демократия скорее амбивалентны, чем внутренне присущи друг другу.
Интернет дает возможность презентации самых различных групп и слоев общества от политического бомонда до рок групп, футбольных фанатов и даже церквей. Его имя — пустой сигнификат, который служит для идентификации любых акций и сообществ; собственно, Интернет сегодня и есть форма реализации мирового сообщества. Пользователи сайтов за доли секунды связываются с другой частью земного шара и для них уже не существует проблемы пространства и времени, которые раньше существенно ограничивали общение и играли роль своеобразных коммуникационных фильтров. Абсолютная одновременность вопроса и ответа, желания и покупки — одно из достижений Интернет. Обычный коммуникативный процесс имеет пирамидальную форму, на вершине которой находится источник информации. В Интернет, наоборот, все больше становится тех, кто посылает информацию в все меньше тех, кто ее слышит. Это и понятно: если все будут говорить, то поднимется невообразимый шум. Итак плюрализация источников информации приводит к парадоксальному эффекту: с одной стороны демократическому обществу угрожает информационная энтропия; с другой стороны, даже левые демократы говорят о необходимости некой селекции: перевес включенности над исключенностью, ускорение процесса обмена информацией не оставляет времени и для рефлексии. Устранение пространственной дистанции дает повод говорить о глобализации как безграничности. Однако нельзя не видеть формирования новых ограничений, определяющих режимы включения и исключения. Благодаря преодолению пространственных границ, более пятидесяти миллионов человек оказались реально включенными в мировое сообщество, но вместе с тем наметилась тенденция обособления различных «виртуальных сообществ». Кроме того половину пользователей мировой сети составляют американцы. Сложилось новое разделение, теперь уже не на основе той или иной национально-государственной принадлежности, а на основе технической оснащенности. Таким образом глобализируется экономическое, имущественное и образовательное неравенство: даже в Америке белый американец имеет больше шансов пользоваться благами Интернет, чем черный.
В конце XX века либеральная демократия сталкивается с серьезной проблемой. Число демократических государств растет, однако глобализация подрывает саму основу либеральной демократии — национальное государство. Уже расширение рынка привело к тому, что предприниматели больше не опирались на национальные ценности. Закон прибыли подрывал устои государства, которое постоянно занималось «экономической политикой». В условиях Интернет контроль государства за действиями предпринимателей, как кажется, вообще неосуществим. Лучше всего это проявляется на примере денег, потоки и циркуляция которых уже мало зависит не только от правительства и национальных банков, но и вообще от национальной экономики. Настоящей революцией является продажа и покупка через всемирную сеть. Ускорение процесса циркуляции денег, формирование мирового финансового рынка не оставляют времени для адекватной политической реакции и таким образом уходят от политического управления. Точно также обстоит дело с использованием ресурсов и стратегического сырья.
Интернет делает невозможной какую-либо политическую цензуру. Все голоса в дигитальной какафонии обладают равным весом, в дигитальной анонимности растворяются национальные различия. Сделавшееся бесконтрольным индивидуальное теряет себя. Если коммуницируют 50 миллионов, то индивидуум теряется. Отсюда проблемой становится не аккумуляция, а селекция. Интернет сегментируется и дифференцируется. И тогда оказывается, что он вовсе не реализует главную идею демократов о существовании свободной от принуждения и различия общественности. Хотя Интернет дает возможность формирования самой широкой «публики», однако она при этом теряет те черты, которые ей приписывал, например, Хабермас.
Вопрос о роли и судьбе
национального государства
Различие глобального и регионального реализуется как различие глобальных и локальных сетей. Является мифом мнение о том, что компьютерная сеть дает возможность абсолютного выражения индивидуальности. На самом деле главным является сеть, организация, а не отдельный человек. Отдельный пользователь всего лишь паразит циркуляции информации по этим сетям. Ясно, что он должен быть подчинен каким-то правилам. Выход из кажущегося противоречия между развитием глобальных и локальных сетей сегодня инстинктивно находят в форме так называемых «виртуальных сообществ» — своеобразных новых коммун. Чтобы понять такой поворот необходимо вкратце проанализировать историю больших городов. Современные мегаполисы стали небезопасны для проживания. Дело не только в бандитах, но и в невыносимых вони, шуме, грязи, тесноте. Сегодня люди бегут из больших городов и это внушает опасение. Как ни странно, пустеют прежде всего центры. Большинство американцев живут сегодня в предместьях. Именно здесь сформировались своеобразные гетто для среднего класса. Билл Гейтс в своей книге «Будущее информационного общества» провозгласил «смерть города». Компьютерная сеть дает возможность работать, покупать, развлекаться и общаться не выходя из дома. Так реализуется «монада»— комната без окон, обитатель которой парадоксальным образом «знает» обо всем, что происходит снаружи.
Заключение
СМК составляют особую систему,
в которой соединились
- общая базовая техника
(прежде всего электроника), без
которой невозможна работа СМИ,
- особая методология
- связанная и универсальная система отображения мира (новая технократическая философия);
- общие стратегические и экономические цели системы СМК.
В этих условиях цифровая парадигма,
представляющая весь окружающий мир
в форме цифровых кодов, это не
только феномен электроники, но и
определенная система ценностей, в
которой совокупность естественных
явлений (биологических, социальных, гуманитарных)
материализуется с помощью
Современный мир переживает период глобализации во всех сферах общественной жизни. В этом процессе важную роль играет Интернет, притом роль его приобретает особо острый и противоречивый характер. Однако проблема влияния Интернета на глобализацию еще мало изучена. Сложность и многогранность темы требует анализа функционирования сети, проблемы развития которой обострились в последнее десятилетие в связи с глобальными последствиями экономических, политических и культурных преобразований. На основе комплексного подхода необходимо выявить и изучить тенденции развития сети, в связи понять с различными явлениями современности, повлиявшими на трансформацию общества. Глобальная информатизация развивается стремительно, лавинообразно и непредсказуемо, значительно опережая теоретическое осмысление ее последствий. Информационная революция ставит перед мировым сообществом множество вопросов социально-философского характера.
Изучение тенденций развития глобализации в срезе влияния сети важно не только для адекватного понимания этого явления, оно также способствует выработке нового мировоззрения и приращению социального знания.
Интернет — это сеть,
которая связывает между собой
конкретные места с четко очерченными
социальными, культурными, физическими
и функциональными
Информация о работе Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации