Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния процессов глобализации на массовые коммуникации.
На основании цели автором были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия, связанные с массовыми коммуникациями
Рассмотреть структуру массовой коммуникации
Выявить основные понятия и сущность глобализации
Изучить историю процессов глобализации
Проанализировать этапы создания медиа-рынка
Выявить влияние процессов глобализации на развитие интернета

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Массовые коммуникации
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации……………………………...5
1.2 Структура массовой коммуникации…………………………………………9
Глава 2. Содержательная характеристика процессов глобализации
2.1 Понятие и сущность глобализации…………………………………………16
2.2 История развития процессов глобализации………………………………..21
Глава 3. Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации
3.1 Создание всемирного медиа-рынка………………………………………...25
3.2 Интернет в эпоху глобализации…………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Skryn_kursovik.docx

— 70.03 Кб (Скачать)

Структура современной системы  СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники  и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные  агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы  и ассоциации).

Пресса - это массовые периодические  печатные издания. Пресса единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и  направления их развития. Основное место в системе периодических  изданий занимают газеты.

Радио - это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его  вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные  программы и при этом заниматься другими делами. Радио одно из важнейших  средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

Телевидение - это аудиовизуальное  СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные  возможности. Информационные службы - это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной  систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются  подписчикам газетам, журналам, государственным  органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

PR-фирмы - это организации,  разрабатывающие и предлагающие  руководству коммерческих, политических, общественных и других структур  ключевую концепцию их политики  или отдельные рекомендации в  сфере связей с общественностью.  Паблик рилейшнз (PR) - это специальная система управления информацией (в том числе и социальной), где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.

Телекоммуникация - это технические  службы, обеспечивающие передачу и  прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами. Традиция поиска в  области кодирования информации, экономии и надежности ее передачи уходит во времена посольств и  секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для написания  секретных писем.

Информатика - это система  средств обработки данных при  помощи вычислительных машин (компьютеров). Информатика в историческом плане  продолжает так называемую культуру очевидности, где на первом месте  истина, научные исследования и доказательства существования естественных ограничений. Данное СМК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций.

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде  социальных коммуникаций - Интернете.

Интернет - относительно новое  информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.

Развитие WWW (World Wide Web) -- относительно новое средство Интернета. Это гипертекстовая информационная система с элементами мультимедиа. Гипертекст - это набор текстовых, звуковых и видеодокументов, материалов, связанных взаимными ссылками и переходами, в том числе и на удаленных компьютерах. На страницах WWW размещается все больше и больше информации организаций и компаний разных стран. На страницах WWW различные организации помещают свои новости, экономическую и коммерческую информацию. Создание страниц WWW организациями и отдельными лицами является средством формирования имиджа и рекламы. Материал страницы может обновляться с периодичностью от нескольких раз в день и реже. Индустрия новостей развитых стран все увереннее размещается в Интернете.

Массовые аудитории. Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано  с психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории непосредственные потребители этой информации.

Важнейшим показателем уровня подготовленности аудитории является ее информированность. Степень информированности  может варьироваться от полной информированности  до ной неинформированности. В настоящее время наблюдается повышение уровня информированности аудитории благодаря таким факторам, как повышение уровня образования; потребность в повышении информированности населения в силу достижений научно-технического прогресса во всем мире и изменений в профессиональной деятельности; активное участие индивидов и социальных групп в общественно-политической жизни. В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, дифференцирующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими и другими характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо структурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).

Функции массовой коммуникации. В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В I960 г. К. Райт выявил еще  одну функцию массовой коммуникации развлекательную. Вначале 1980-x гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще политических, реже религиозных. В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности привитие личности тех черт, которые желательны для общества. Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида. Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция  включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости  преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ  люди знакомятся с особенностями  различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры. Социальная сущность массовой коммуникации: это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

Исследование комплекса  проблем возникновения, развития и  функционирования СМК тесно связано с понятием эффективности их деятельности.

 

Глава 2. Содержательная характеристика процессов глобализации

2.1 Понятие и сущность  глобализации

Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.

В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III - V тысячелетие до нашей эры; второй период - пятнадцать столетий после Рождества Христова (ранняя глобализация); третий период - 1500 - 1750 гг. (глобализация пред-модерна); четвертый период - 1750 - 70-е годы XX века (глобализация эпохи модерна) и пятый (современный) период - временной отрезок с 1970-х годов прошлого столетия по сегодняшний день.

По другому мнению, процесс  и, соответственно, само понятие глобализации было высказано впервые только в 1983 г. американцем Т. Левитт в статье "Harvard Business Review". Он охарактеризовал глобализацию как процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями (ТНК)575. Однако, закрепилось это понятие в качестве одного из стереотипов сознания во второй половине 90-х годов. В активный оборот его стали вводить с 1996 года, после 25-й сессии Всемирного экономического форума в Давосе.

В 1997 году московский еженедельник "Эксперт" отмечал: "Глобализация" - мировой терминологический хит этого года, перепеваемый на всех языках на все лады… Точное общепринятое определение пока не выработано"576. Оно, видимо, и не может быть выработано, ибо все, что циркулирует в массовом сознании, имеющем дело не с понятиями, а логическими представлениями, строгому определению не поддается.

Тогда же в экономической  литературе термином "глобализация" стали обозначать превращение мировой  экономики из суммы связанных  товарообменом национальных экономик в единую производственную зону и "единый глобальный рынок" В 1998 году Дж. Сакс характеризовал глобализацию как "подлинную экономическую революцию", которая, с его точки зрения, уже совершилась, причем за какие-то 15 лет578.

В настоящее время существует несколько десятков определений понятия "глобализация".

Дж. Сорос - один из авторитетных специалистов по этой проблеме, считает, что " глобализация - это слишком  часто употребляемый термин, которому можно придавать самые разные значения"579. Но наиболее точным и  удачным представляется определение  М. Делягина, которое (несколько модифицируя  его), можно сформулировать следующим  образом: глобализация - это процесс  формирования единого (мирового, но одновременно - имеющего четкие и достаточно узкие  границы) военно-политического, финансово-экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно  на основе высоких и компьютерных технологий.

По мнению ряда квалифицированных  экспертов, с точки зрения технического прогресса - глобализация знаменует  собой качественно новый этап развития современной цивилизации  и носит относительно закрытый характер, обусловленный концентрацией интеллектуальных ресурсов и высоких технологий в  нескольких странах - лидерах глобализации.

Таким образом, под глобализацией  мы понимаем постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются  их носители, стимулируя развитие современных  институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия. Глобализация, таким  образом, подразумевает образование  международного правового и культурно-информационного  поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в т.ч. информационных, обменов. Глобализация призвана придать мировому сообществу новое качество, а осмысление этого процесса позволит человеку лучше ориентироваться в эпоху смены миропредставлений.

Продолжая эту тему, заметим, что основными чертами глобализации являются:

1. Усиление миррового  неравенства. Происходит очевидная  маргинализация развивающихся стран - богатый Север по существу исключает из прогресса огромное большинство человечества.

2. Исключение целых обществ  из процесса глобальной модернизации  увеличивает риск этнонациональных конфликтов, терроризма, вооруженных конфликтов.

3. Перенесение развитыми  странами загрязняющих веществ для захоронения в бедные страны, превращая их в свалки веществ, вредных для здоровья.

Таким образом, в политическом плане фактом является то, что торжество  глобализации означает, прежде всего, историческое поражение левой части  политического спектра практически  в каждой стране. Возникает новое  планетарное разделение труда, которое  очень четко отделяет страны "золотого миллиарда" от всех прочих. Эти "прочие" оплачивают благополучие "золотого миллиарда" своим здоровьем, национальной деградацией, упадком своей культуры, образа жизни и собственной жизнью.

Глобализация как новое  явление грандиозно и таинственно, до конца еще не познано. Оно неумолимо  надвигается, и вызывает разные, порой  противоречивые, оценки и мнения. Многие боятся ее скрытых угроз, отрицательных  последствий для судеб человечества. Другие, наоборот, приветствуют ее, считают, что она способна привнести новые  горизонты развитию цивилизации, счастье  и благоденствие людей, предотвращение угрозы войны, межнациональных конфликтов, совершенствование управления человеческим общением.

Информация о работе Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации