Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью данной работы является анализ влияния процессов глобализации на массовые коммуникации.
На основании цели автором были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия, связанные с массовыми коммуникациями
Рассмотреть структуру массовой коммуникации
Выявить основные понятия и сущность глобализации
Изучить историю процессов глобализации
Проанализировать этапы создания медиа-рынка
Выявить влияние процессов глобализации на развитие интернета
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Массовые коммуникации
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации……………………………...5
1.2 Структура массовой коммуникации…………………………………………9
Глава 2. Содержательная характеристика процессов глобализации
2.1 Понятие и сущность глобализации…………………………………………16
2.2 История развития процессов глобализации………………………………..21
Глава 3. Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации
3.1 Создание всемирного медиа-рынка………………………………………...25
3.2 Интернет в эпоху глобализации…………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Массовые коммуникации
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации……………………………...5
1.2 Структура массовой коммуникации…………………………………………9
Глава 2. Содержательная характеристика процессов глобализации
2.1 Понятие и сущность глобализации…………………………………………16
2.2 История развития процессов глобализации………………………………..21
Глава 3. Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации
3.1 Создание всемирного медиа-рынка………………………………………...
3.2 Интернет в эпоху
глобализации…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Глобализация — процесс
всемирной экономической, политической
и культурной интеграции и унификации.
Глобализация представляет собой процесс
втягивания мирового хозяйства, совсем
недавно понимаемого как
Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.
Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.
Вместе с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась». На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.
Целью данной работы является анализ влияния процессов глобализации на массовые коммуникации.
На основании цели автором были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Массовые коммуникации
Коммуникация — от лат.
«communicatio» — что означает сообщение,
передача и от «communicare» — делать
общим, беседовать, связывать, сообщать,
передавать1 — научная дисциплина (известная
также как теория коммуникации, наука
о коммуникациях, коммуникационная наука
и даже — коммуникология (И. П. Яковлев),
коммуникативистика или коммуникатика2 а в западно-европейском и
американском наименованиях — communication
studies, или просто — communications), а также метадискурс
(Р. Крэйг), о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодествия/
Согласно И. П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах и др4.
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств5.
Согласно М. С. Андрианову,
под коммуникацией следует
Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой7.
Массовая коммуникация –
процесс распространения
Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Современная система СМК подразделяется на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику. СМИ – это организационно- технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. Структура СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и т.п.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агенства, рекламные бюро, PR-агенства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).
Общими условиями
Массовая коммуникация имеет
собственную специфическую
Уникальностью коммуникационного процесса в СМК является его диахронность (сообщение сохраняется во времени); диатопность (информационные сообщения преодолевают огромные расстояния); мультиплицирование (сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием) и др.
Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях – обобщенных схемах, представляющих в описательной форме основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем их многообразии каждая из них содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной Г.Лассуэлом: коммуникаторы (кто сообщает?), массовая информация (что сообщается), средства передачи массовой информации (по какому каналу сообщается), массовые аудитории (кому сообщается), реакция аудитории (с каким эффектом)10.
Существует несколько
подходов к выделению функций
массовой коммуникации. Так, Г.Лассуэл
выделяет: информационную (обозрение окружающего
мира); корреляции с социальными структурами
общества (воздействие на общество и его
познание через обратную связь); познавательно-
В 1960 г. американский исследователь К.Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации – развлекательную. Специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включает еще одну функцию – мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний (например, политических).
В отечественной психолингвистике выделяют четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная, регулирующая, социального контроля, социализации личности.
Л.Я.Землянова выделяет три функции массовой коммуникации в обществе:1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения; 2) корреляция элементов общества и среды; 3) сохранение и передача социального наследия11.
Помимо упомянутых выше подходов к выявлению функций массовой коммуникации в различных отраслях коммуникативного знания авторы предлагают несколько иной перечень функций. Но все подходы объединяет понимание социальной сущности массовой коммуникации как мощного средства воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции в общества.
Исследование комплекса проблем возникновения, развития и функционирования СМК тесно связано с понятием эффективности их деятельности.
Теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на исследование социальной роли СМК. Одни ученые прогнозируют, что увеличение разнообразия СМК приведет к упадку культурного уровня общества, ослаблению его интеграции. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, поскольку это дает возможность избежать централизованного контроля над СМК, а интеграция в новых условиях будет более глубокой и прочной12.
Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Природа массовой информации
непосредственно зависит от характера
деятельности людей в различных
социальных сферах. При этом социальная
информация разделяется на отражающие
ее специфику подвиды
Социальный характер циркулирующей в обществе массовой ин-формации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание (как данная информация отражает общественные процессы); субъект использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми в чьих-либо интересах); специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).
Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.
Количественная характеристика массовой информации мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMK, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.
Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:
• диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;
• органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующих в обществе;
• постулирование эффективности
информационных процессов, удовлетворяющих
потребности получателей
• наличие объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);
• наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.
Средства передачи массовой информации. Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.
СМИ - это организационно-
Информация о работе Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации