Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния процессов глобализации на массовые коммуникации.
На основании цели автором были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия, связанные с массовыми коммуникациями
Рассмотреть структуру массовой коммуникации
Выявить основные понятия и сущность глобализации
Изучить историю процессов глобализации
Проанализировать этапы создания медиа-рынка
Выявить влияние процессов глобализации на развитие интернета

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Массовые коммуникации
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации……………………………...5
1.2 Структура массовой коммуникации…………………………………………9
Глава 2. Содержательная характеристика процессов глобализации
2.1 Понятие и сущность глобализации…………………………………………16
2.2 История развития процессов глобализации………………………………..21
Глава 3. Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации
3.1 Создание всемирного медиа-рынка………………………………………...25
3.2 Интернет в эпоху глобализации…………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Skryn_kursovik.docx

— 70.03 Кб (Скачать)

Глобализация знаменует  собой новый этап человеческой истории. Она пронизывает все уголки земного  шара, каждое государство, народ, нацию, семью, отдельного человека. Это и  мощные трансграничные финансовые потоки, и общемировые экономические  консорциумы, и планетарная компьютерная сеть с большим объемом информации с огромной скоростью ее передачи, и использование национальных армий  в качестве силы быстрого реагирования в неспокойных регионах планеты, и обеспечение мирового порядка, и значительный рост значения международного права.

Глобализация - соединение основных региональных, локальных, национальных проблем в единое целое, слияние  отдельных хозяйственных структур мира в единое техногенное пространство, реорганизация и установление общности политических структур, правовых форм, культуры, науки, сближение национальных традиций, обычаев, менталитета отдельных  народов, наций, постепенная унификация всех сторон жизни людей. Это и  передача опыта передовых государств в области демократии, охраны и  обеспечения прав личности на другие страны мира, широкое распространение  новейших научных, технологических, юридических идей, решений, проектов.

Процесс глобализации - это  универсализация позитивного мирового опыта во всех основных отраслях общественной жизни: экономике, государственно-правовых отношениях, культуре, этике, в повышении  темпов становления гуманной, справедливой и высоко развитой мировой цивилизации.

Истоки глобализации следует  искать в истории человечества с  древних веков. Люди с момента  создания организованных форм содружества  между собой отчетливо осознавали, что только совместными усилиями возможно создать миролюбивое цивилизованное общество, максимально полно удовлетворять свои потребности, обеспечивать всех и каждого. В современных условиях тенденция интеграции провалялась в попытках преодоления национальных и государственных границ, потоках товаров, кредитов, инвестиций, услуг из одного государства, региона в другое, обмена технологиями. Затем этот процесс стал дополняться распространением информационных потоков, культуры, преодолением противоборства наций, народностей, противостояния государств, попытками сохранить экологическое равновесие на планете.

Ныне глобализация охватывает все основные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную, государственно-правовую, военно-стратегическую, этнонациональную, ментально-бытовую и др. Она касается современных проблем культуры, науки, спорта, экологии, разоружения, обеспечения мирового порядка, борьбы с терроризмом и организованной преступностью и т.д. Нет таких важных для человечества в целом, отдельных народов и каждой личности проблем, которые не касались бы глобализации. Но все же главной основой, принципиальной парадигмой наступления эры глобализации является экономика, ее развитие, постепенное создание общемировой системы хозяйствования, связанной с расширением экономических связей между регионами мира, созданием транснациональных корпораций, мировых банков, предпринимательских и торговых комплексов.

Глобализация призвана повысить уровень экономического благосостояния людей, обеспечить всестороннее интеллектуальное, культурное и бытовое их развитие, эффективную заботу о здоровье людей, защиту и охрану прав личности. Не менее  важна ее роль в борьбе с терроризмом, преступностью и ее высшими формами - коррупцией и мафиозными структурами. Глобализация несовместима с проявлениями национализма и фундаментализма, проповедью национальной исключительности, что  представляет собой опасную угрозу противостояния, конфликтов, военных столкновений.

Глобализация также объективно неизбежна как и происшедшее в свое время крушение родовой организации общества с ее коллективизмом и всеобщим равенством, как промышленная революция и создание рыночной экономики. Поэтому нужно не бороться против этого неизбежного социального феномена, а способствовать ослаблению и, что еще лучше, полной ликвидации его вредных последствий.

2.2 История развития процессов  глобализации

Глобализация — процесс  всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс  втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и  тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием этого  является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов13.

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают  этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут  отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития14.

Вместе с тем, происхождение  самого слова «глобализация» указывает  на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной  торговли, происходящий на тех или  иных исторических этапах. Впервые  слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в  одном из писем Энгельсу конца 1850-х  гг. писал: «Теперь мировой рынок  существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась»15. На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.

Некоторые черты глобализации проявились уже в эпоху античности (Александр Македонский). Римская  империя была одним из первых государств, которое утвердило свою гегемонию  над Средиземноморьем и привело  к глубокому переплетению различных  культур и появлению межрегионального разделения труда в Средиземноморье.

Истоки глобализации находятся  в XII—XIII вв., когда одновременно с  началом развития рыночных (капиталистических) отношений в Западной Европе начался бурный рост европейской торговли и формирование «европейской мировой экономики» (в соответствии с определением Валлерстайна). После некоторого спада в XIV—XV вв. этот процесс продолжился в XVI—XVII вв16. В эти столетия устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации.

В первые десятилетия XX века процессы глобализации продолжались, чему не смогла помешать даже Первая мировая  война. В целом за период с 1815 г. по 1914 г. объёмы совокупного экспорта стран  Европы выросли приблизительно в 40 раз. Но рост международной торговли продолжался и в 1920-е годы, когда  произошла даже некоторая либерализация  внешней торговли западноевропейских стран. Резкий обвал международной  торговли и свертывание глобализации произошли в 1930-е годы, после начала Великой депрессии и введения ведущими западными державами в 1930—1931 гг. высоких импортных пошлин.

После Второй мировой войны  глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения  в технологии, которые привели  к быстрым морским, железнодорожным  и воздушным перевозкам, а также  доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для  международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам  и Торговле (GATT) — серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. Но действительный прорыв в этом направлении произошел  после «Кеннеди-раунда» (серии международных  конференций в рамках GATT в 1964—1967 гг.). Как пишет экономический  историк П.Байрох, «в Западной Европе действительная либерализация торговли произошла после Кеннеди-раунда»17. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную торговую организацию (ВТО).

Имеются также крупные  региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский союз стал единым экономическим пространством после  заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает  отмену таможенных пошлин, свободное  движения труда и капитала, а также  единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается  между участниками Североамериканской зоны свободной торговли: США, Канадой  и Мексикой. Большинство бывших советских  республик вступили после его  распада в Содружество Независимых  Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.

 

Глава 3. Влияние процессов  глобализации на массовые коммуникации

3.1 Создание всемирного медиа-рынка

Медиа-рынок - район охвата аудитории средствами массовой информации, принадлежащими той или иной компании.

Ни для кого не секрет, что основную часть бюджетов большинства  рыночных печатных СМИ крупных ИД составляют именно доходы от рекламы, а не от реализации тиражей. Только поступления от рекламы превышают  не то что валовой доход, но и оборот в розничных ценах всего рынка  печатных СМИ. Так, по данным RPRG, рекламные  сборы на один номер ряда глянцевых  журналов, в частности журнала ELLE, достигали в начале 2006 года $2 млн. Только в один номер! А много ли можно насчитать дистрибьюторских компаний в РФ, имеющих сравнимую  прибыль за год?! Да таких можно пересчитать по пальцам! Получается, что только один номер издания приносит доход, равный прибыли лидирующей дистрибьюторской компании за год! Что же тогда говорить о мелких и средних распространителях?

В то же время обывательское  мнение об упадке печатной прессы сильно преувеличено. Издательский сегмент  активно развивается во всем мире, выходят все новые и новые  издания. Россия скоро станет рекордсменом по количеству зарегистрированных изданий  внутри страны. По данным Росохранкультуры, на начало 2007 года в РФ были зарегистрированы 71 954 средства массовой информации, из них 59 184 печатных.

Произошел запуск газеты "РБК  daily", с 2007 года ИД "Бонниер Бизнес Пресс", издающий ежедневную газету "Деловой Петербург", приступил к запуску во всех городах-миллионниках России ее региональных "клонов". В марте в партнерстве с РИА "Новости" холдинг "Объединенные медиа "Московские новости"" приступил к изданию англоязычной газеты Moscow News. Объем первоначальных инвестиций в проект составил около 130 млн рублей ($5 млн.), вложенных в него сторонами на паритетных началах. В результате ребрендинга газеты "Жизнь" (ОАО "Ньюс Медиа") на рынок вышли два издания: еженедельная газета для семейного чтения "Жизнь за всю неделю" и общефедеральный ежедневный городской таблоид "Твой день". Расходы на рекламную кампанию в поддержку ребрендинга и разделения одного издания на два информационных носителя составили 215 млн рублей ($8 млн), став рекордными за всю новейшую историю российской прессы.

В то же время с такой  же активностью уходят с рынка  дистрибьюторские компании. Мы видим, что за последние пять лет с  рынка исчезли многие распространители. В среде национальных дистрибьюторов не осталось независимых игроков. Крупные  издательские дома создали собственных  национальных дистрибьюторов: ИД "Бурда" - "Сейлз", "Бауэр-Логос" - ООО "ТДС", у других - мощные отделы в рамках компании. И последствия оказались плачевными, прежде всего для средних и особенно мелких издателей.

Число региональных оптовиков  за последние годы сократилось на 50-60% в зависимости от региона. Причем с рынка ушли именно те люди, кто его создавал.

Среди мелкой независимой  розницы произошло сокращение как числа распространителей, так и числа точек: в Москве, особенно после постановления правительства о закрытии точек в метро и около метро, произошло сокращение на 40-50% за последние пять лет. Количество точек продаж периодики в России на 1000 человек населения гораздо меньше, чем в странах Европы и Северной Америки. Если в России на одну такую точку приходится 3-5 тыс. человек, то, например, в Польше - 500.

Огромен контраст и в уровне капитализации издательского и распространительского рынков: в последние годы мы наблюдаем активный процесс слияний, поглощений, продаж в издательском сегменте. Издательские дома оцениваются в $100-150 млн. По данным ФАПМК, в совокупности российский рынок периодической печати (распространение+реклама) в 2006 году превысил 108,8 млрд рублей ($4,06 млрд) и относительно показателей предыдущего года вырос в целом на 13,7%. По сумме инвестиционных сделок рынок периодики в 2006 году перекрыл показатели 2005 года почти на треть. Пришедшие на него крупные игроки инвестировали около 55 млрд рублей ($2,05 млрд). В настоящее время в России действуют свыше десятка диверсифицированных мощных медиахолдингов с реальной общей капитализацией от 13,5 млрд рублей ($0,5 млрд) и более (РБК, "Проф-Медиа", Russian Media Ventures, Independent Media Sanoma Magazines, "HFS-ИнтерМедиаГруп", "Московский комсомолец", ЕСН, "Промсвязькапитал", "Бурда", "Ньюс Медиа", "Газпром-Медиа", "СТС Медиа" и др.).

Информация о работе Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации