Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
В работе раскрываются понятия лидера, политического лидера, его имиджа. Рассмотрены виды и функции имиджа, технологии формирования имиджа политического лидера.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Политический лидер и его имидж………………………………………...5
1.1. Политический лидер и его функции в обществе……..........................5
1.2. Типология политических лидеров…………………………….............8
1.3. Имидж политического лидера: его свойства, функции и виды……12
Глава 2. Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России…………………………………………..................................17
2.1. Основные факторы формирования имиджа политического лидера в России……………………………………………………………………………….17
2.2. Приемы и методы формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….............34
Список использованных источников и литературы……………………………...35
Но наряду с этой тенденцией наблюдается и противоположная. В современной России у некоторых избирателей, в основном пожилых людей, существует мнение о том, что имидж – это заведомый обман. В связи с этим большинство политических лидеров стараются скрыть причастность имиджмейкеров к формированию своего образа, внешности и имиджа [2, с. 177–178].
При формировании имиджа в современной России используются различные технологии: вербальная, визуальная, PR, «черный PR», репутационная, контекстная и другие, но основной упор делается на визуальную и PR-технологии. Актуализация визуальной технологии связана с повышением роли внешних характеристик в нашей жизни – на данном этапе для большинства избирателей важна внешняя привлекательность кандидатов, поэтому имиджмейкеры с помощью этой технологии стараются сформировать внешне привлекательный образ. Главная цель лидера – привлечь избирателей, а сделать это можно, лишь находясь постоянно на виду (в газетах, журналах, на телевидении и т. д.).
Личностный фактор всегда играл не последнюю роль в российской политике независимо от достоинств и недостатков политических лидеров, от качеств, которыми они обладали, и от того, был ли лидер просто бюрократом или отличался яркой индивидуальностью. Индивидуальность впервые стала рассматриваться как необходимый компонент лидерства лишь с развитием публичной политики. Чтобы удержаться у власти в кризисных условиях, политическому лидеру приходится быстро реагировать на изменения ожиданий избирателей и демонстрировать разные выражения своего политического амплуа [28, с. 58]. Как отмечают исследователи, на принятие электорального решения большинством россиян, куда большее влияние оказывают личные качества политических деятелей, чем знакомство с их политическими программами.
В российском массовом сознании
образ героя часто
Сейчас при построении
политического имиджа в связи
с наметившейся относительной стабильностью
в жизни общества и развитием
политического консалтинга
В 90-е годы имиджмейкеры старались изображать лидеров в красивых дорогих интерьерах, поддерживая тем самым их респектабельность и исключительность.
Сегодня в имидже политических лидеров учитываются настроения избирателей, их потребности. Имидж меньше ориентирован на материальный достаток политиков. Лидеров зачастую позиционируют как политиков, которые в прошлом принадлежали к людям с низким социальным статусом и добились всего своим тяжелым трудом.
В странах с развитой демократией люди голосуют (часто, но не всегда), исходя из своих социальных интересов.
В России устойчивая социальная структура общества еще не сложилась, следовательно, большую часть своих интересов люди не осознают и чаще всего выбирают того политика, который им нравится чисто внешне.
Но в 2005 году были изданы два указа президента РФ о внесении изменений в порядок рассмотрения кандидатур на должность губернатора, кардинально изменившие способы формирования их имиджа. Теперь губернаторов назначает президент и потребности в привлекательном для электората имидже у них нет, как в принципе и в самом имидже.
В настоящий момент главным средством борьбы кандидатов в губернаторы за пост выступает лоббизм.
Начиная с 2005 года, в России стала прослеживаться тенденция роста профессионализма политических имиджмейкеров. Теперь построением имиджа политиков занимаются высокопрофессиональные специалисты, обладающие большим опытом и связями, выжившие в условиях жесткой конкуренции.
Это обусловлено тем, что политический имиджмейкинг и консалтинг претерпели сегодня некоторое сужение. Главная причина – в уменьшении числа выборных постов в государстве, а также централизация власти, при которой в большей степени нужны не «связи с общественностью», а «связи с верхами» (так называемый GR).
Административный ресурс в сложившейся ситуации сыграл важную роль. Все это способствовало уходу с рынка ряда средних агентств, занимавшихся формированием политического имиджа, зачастую неэффективно и недобросовестно выполнявших свою работу. В условиях конкуренции выжили лишь крупные группы компаний (холдинги, консорциумы, центры политического консультирования), которые имеют постоянный поток заказов и налаженные связи в «верхах» [11].
2.2. Приемы и методы формирования имиджа политического лидера
Согласно толковому словарю Вебстера, имидж – это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта или лица.
Имидж можно направленно
формировать, уточнять или переделывать
с помощью модификации
Чаще всего, при формировании имиджа, политику не достаточно оставаться самим собой. Формирование политического имиджа может быть полностью контролируемым и выстраиваемым по схеме. Приемы могут меняться в зависимости от обстоятельств.
Хороший (оптимальный) политический имидж это:
Можно выделить следующие
этапы конструирования
Рассмотрим основные задачи PR и их соотнесенность с формированием имиджа.
Мероприятия PR имеют 5 основных целей:
Иные многочисленные задачи: прогнозирование кризисов, изучение общественного мнения, создание единого фирменного стиля и фирменных стандартов, исследование эффективности акций, работа с персоналом и даже психотерапия руководства и партнеров всегда подчинены, являются подсистемами сформулированных выше задач.
Формирование имиджа вбирает в себя элементы всех вышеперечисленных задач PR. Рассмотрим их подробнее.
Позиционирование (от английского position – положение, нахождение, состояние, позиция и т.п.) – это создание и поддержание (воспроизводство) понятного имиджа; разъяснения избирателям существующих проблем. Если объект не позиционирован – он просто непонятен потенциальным избирателям, и его раскрутка – реклама непознанного.
Позиционирование – это избрание или заявление о выдвижении кандидатуры, прецедент, ставший известным и значимым. Было время, когда Борис Ельцин не был известным политиком, то же можно сказать и о Явлинском, Зюганове, Жириновском и многих других, но в какой-то момент они заявили о себе или кто-то представил их, т.е. произошло их позиционирование.
Когда кандидат выдвигает свою кандидатуру или выдвигается от какого-либо общественного объединения, он позиционируется. Его фамилия вносится в список зарегистрированных кандидатов, а список обычно тиражируется в нескольких газетах, после чего начинается сбор подписей – процесс, который позволяет лучше узнать кандидата из информационного листа, а также со слов сборщиков подписей. Всегда важно, кто представляет кандидата – будь то сборщик подписей или доверенное лицо.
Возвышение имиджа. После квалифицированно выполненного позиционирования можно перейти к возвышению имиджа.
В политике невозможно, чтобы
имидж всегда был позитивным, разве
что после смерти лидера, да и
то при выяснении некоторых
Отстройка от конкурентов. Как правило, это комбинация возвышения имиджа при снижении имиджа другого политика. Или так: позиционирование своего объекта PR на фоне конкурентов. Отстройка может быть явной и неявной.
Контрреклама. Цель карьеры политика – добиться власти, а для этого нужно расположить к себе электорат. Это трудно сделать без позитивного имиджа. Но бывает, что отрицательный имидж для одних избирателей становится положительным для других и даже усиливается – за счет разного рода скандалов, как это происходит с В. Жириновским [22].
Анализ практики формирования
имиджа политиков показывает, что
в настоящее время используются
два полярных подхода, причем все
остальные можно условно
Суть первого заключается
в том, что имидж основывается
на реальных сущностных, значимых политических
и личностных качествах конкретного
лидера, которые соответствуют
Суть второго и наиболее распространенного в российских условиях в том, что он основывается на приоритете системы электоральных ожиданий и при этом неадекватно отражает политическую сущность лидера и его личность. Условно может быть обозначен как «фальш-имидж». Такой «фальш-имидж» выступает как основное средство манипулирования людьми, их выбором.
В настоящее время наметились тенденции использования целого комплекса информационных манипулятивных технологий, целью которых является внедрение установок и стереотипов в массовое сознание, подвигнуть массы на принятие необходимых решений и действий. Одна из особенностей современной техники манипулирования, в первую очередь осуществляется через печатные издания и телевидение, которые создают «имиджи» и несут оценочный характер. Использование этих технологий, направлено на создание определенного эмоционального настроя и психологических установок у аудитории.
Таким образом, манипуляция
в общем виде это - способ социального
воздействия на людей при помощи
различных средств
Разрабатывая технологию формирования имиджа, важно учитывать следующее:
Формирование имиджа общественного политического лидера невозможно без серьезной и продуманной работы со средствами массовой информации.
Сегодня роль СМИ возросла настолько, что реальные действия и события становятся значимыми только тогда, когда они представлены в средствах массовой информации.
Если политик выпадает из поля зрения представителей прессы, СМИ прекращают освещать его деятельность, он рискует быть быстро забытым избирателями. Развитие средств массовой информации и, прежде всего телевидения, привело, например, к появлению возможности практически мгновенной по меркам политической коммуникации «раскрутки» нового лидера, что было просто технически неосуществимо в начале века. Новые политические лидеры могут возникать из ниоткуда и благодаря СМИ становиться общенародными героями.
Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера