Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
В работе раскрываются понятия лидера, политического лидера, его имиджа. Рассмотрены виды и функции имиджа, технологии формирования имиджа политического лидера.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Политический лидер и его имидж………………………………………...5
1.1. Политический лидер и его функции в обществе……..........................5
1.2. Типология политических лидеров…………………………….............8
1.3. Имидж политического лидера: его свойства, функции и виды……12
Глава 2. Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России…………………………………………..................................17
2.1. Основные факторы формирования имиджа политического лидера в России……………………………………………………………………………….17
2.2. Приемы и методы формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….............34
Список использованных источников и литературы……………………………...35
Среди вышеотмеченных наибольшей популярностью пользуется харизматический тип лидерства. Харизматический лидер, по мнению М. Вебера, должен видеть своё предназначение как «признание свыше». Харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер.
Традиционное и
Но веберовской концепции присущи свои минусы. Автор исходит из психологической трактовки типов лидерства, но в дальнейшем он склонен рассматривать их как объективные общественные структуры. Историзм, в общем, чужд теории Вебера: история рассматривалась как продукт деятельности отдельных личностей, в данном случае харизматических лидеров.
В современной политологии существует множество типологий лидерства. Рассмотрим несколько основных классификаций.
Самая общая и распространенная из них делит политических лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих героев, так и великих злодеев). Разница между ними - в масштабности деяний, в том следе, который оставляют великие и обычные люди в истории.
Также весьма распространенным является деление на формальных и неформальных лидеров. Первые утверждают свое влияние в результате занятия официального поста, вторые - опираясь исключительно на свои личные качества и используя ситуацию.
Широко известна классификация лидеров в зависимости от используемого ими стиля управления американского социолога и психолога К. Левина (т.н. «социология малых групп», получившая развитие в США в 20 – 40-ые гг.), в соответствии с которой выделяются:
Функциональная классификация (в зависимости от осуществляемых социальных функций) выделяет четыре собирательных типа («образа») политических лидеров: знаменосца, служителя, торговца и пожарного:
В реальной политической жизни все вышеназванные типы лидеров редко встречаются в чистом виде, а их наиболее характерные черты встречаются в той или иной пропорции у конкретных политиков.
Немецкий социолог Теодор Гайгер различает функциональные и целостные типы, которые в свою очередь делятся на дробные классы и подклассы.
Интересна типология, предложенная Эдуардом де Боно, который фиксирует более десятка разновидностей лидеров: генератор идей, синтезатор, дипломат, коммуникатор, организатор и т.п.
Весьма специфическую
классификацию типов
Одной из важных составляющих эффективности воздействия на аудиторию, является имидж политика, его формирование, поддерживание и продвижение.
Имидж [от англ. image – образ] — целостное видение конкретного социального объекта, построенное на базе его стереотипизированного восприятия, эмоционально окрашенный схематизированный образ этого объекта, представленный в сознании его социального окружения. Термин «имидж» чаще всего используется, когда речь идет о конкретной личности.
Если имидж – это результат деятельности, то сама деятельность над формированием имиджа – PR или паблик рилейшенз (Public relations), то есть разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар (в данном случае – политический лидер) путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом. Политический пиар начал развиваться в эпоху представительной демократии, когда политическим лидерам стало необходимо убеждать самые широкие круги избирателей голосовать за них. В России он возник в конце 80-х – начале 90-х годов.
Имидж иначе можно назвать стратегическим образом. Он должен соответствовать некоторым обязательным особенностям.
Во-первых, характер имиджа зависит, а точнее говоря должен учитывать культурную специфику, уровень образования населения, экономическую ситуацию и другие особенности избирательного округа.
Во-вторых, он обусловлен также
так же и временем. Использование
успешного имиджа предыдущих лет
не гарантирует успеха в других компаниях,
так как потребности
Итак, имидж - целенаправленно
формированный образ (какого-либо лица,
явления, предмета, выделяющий определенные
ценностные характеристики), призванный
оказать эмоционально-
Рассмотрим основные составляющие, или свойства, имиджа. Это:
Среди функций имиджа политического лидера можно выделить следующие:
Что касается классификации имиджей, можно отметить следующие их виды:
Для политической рекламы наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подвергается корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый, то есть тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим [30].
Имидж – понятие системное. В его структуру входят определенные составляющие. Все они взаимосвязаны между собой.
Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно объединить в блоки, образующие структуру имиджа (рис. 1):
Рис. 1. Структура имиджа
Таким образом, можно сделать вывод, что имидж политика выступает в политической коммуникации в качестве посредника между лидером и массой. Он постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации. Специфическое качество имиджа – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммуникации заключается еще и в том, что сообщения создаются с учетом ожидаемой реакции населения.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Основные факторы формирования
имиджа
политического лидера в России
В нашей стране формированием имиджа стали заниматься сравнительно недавно: еще лет двадцать назад практически никто не знал, как «делать» политических деятелей, а первые имиджмейкеры, даже имевшие представление о западных технологиях работы с избирателями, в основном действовали методом проб и ошибок.
Знаковым рубежом стали президентские выборы 1996 года, когда имиджмейкеры и политтехнологи привлекались, казалось бы, к безнадежному делу – переизбранию Б. Н. Ельцина на второй срок.
Изменения, произошедшие в России за последние несколько лет, начиная с избрания В. Путина президентом РФ, проявились не только в экономике, образовании, политике, но и в формировании имиджа политических лидеров.
Многие факторы, влияющие на построение политического имиджа, технологии его формирования, остались неизменными со времени Ельцина, некоторые из них усилились, некоторые ослабли, но наряду с ними появились и совершенно новые особенности формирования имиджа политического лидера в современной России. Рассмотрим некоторые из них.
Сегодня большинство политических лидеров и избирателей признали важную роль имиджа в политическом процессе. Можно констатировать факты влияния имиджей политических лидеров, как на электорат, так и на госаппарат, так как формирование имиджа – не односторонний, а двухсторонний процесс, в нем два участника: политик и избиратель. Электорат стал более разборчив в своих предпочтениях, более осознанно подходит к выполнению своих функций, формулированию требований и выработке ожиданий, и главная задача политического лидера – создать образ, соответствующий данным требованиям и ожиданиям, используя при этом свои оригинальные и уникальные качества. Актуальность этой особенности подтверждает и развитие политического консалтинга, PR-услуг и имиджмейкинга – в последние годы услуги специалистов в этой области стали частью повседневного политического процесса.
Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера