Средства манипулирования сознанием на примере предвыборных кампаний в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало изучение методов манипулирования общественным сознанием на примере предвыборных агитаций. Перед её выполнением были поставлены следующие задачи:
изучение теоретических основ манипулирования;
рассмотрение методов манипулирования в предвыборных агитациях;
анализ предвыборных кампаний в России и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Манипуляция сознанием, как процесс межличностного воздействия взаимодействия 4
1.1 Теоретические подходы к определению манипуляции 4
1.2 Специфика общественного сознания 8
2 Манипуляция сознанием, как процесс межличностного воздействия взаимодействия 12
2.1 Классификация методов манипуляции сознанием на примере предвыборных кампаний 12
2.2 Анализ средств манипулирования общественным сознанием на выборах в городской Совет народных депутатов города Владимира 22
2.3 Анализ манипуляции общественным сознанием на президентских выборах в США 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А Агитационные материалы партии КПРФ 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.38 Кб (Скачать)

       Манипулирование есть такое управление сознанием  и поведением человека, которое и  не соответствует его интересам  и происходит в обход его сознательного  согласия. Далее, так как и субъект, и объект манипуляции живые люди, то манипулирование не может осуществляться иначе, как людьми против людей. Кроме того, манипуляция рассматривается не только как индивидуальное, но и как общественное явление, охватывающее большие массы людей. Очевидно, что манипулирование как общественное явление выгодно определенным социальным слоям, более конкретно господствующим классам. Именно поэтому проблема манипуляции является общественной проблемой.

       1.2 Специфика общественного сознания

      Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения  объектов природного мира: отношение  “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную  систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

      Общественное  сознание возникло одновременно и в  единстве с возникновением общественного  бытия. Природе в целом безразлично  существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня  и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

      Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

      Но  подчеркивая единство общественного  бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую  разъединенность. Историческая взаимосвязь  общественного бытия и общественного  сознания в их относительной самостоятельности  реализуется таким образом, что  если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось  под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие  приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все  более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного  воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается  в способности сознания правильно  отражать бытие.

      Итак, сознание как отражение и как  активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем  влиянии на бытие оно может  как оценивать его, вскрывая его  потаенный смысл, прогнозировать, так  и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А  поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

      Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие  отражается по-разному, как раз и  составляет реальную сложность в  понимании феномена общественного  сознания. И поэтому нельзя рассматривать  его как простую сумму понятий  «сознание» и «общественное».

      Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может, как отставать, так и опережать  бытие в рамках закономерного  для данного общества эволюционного  процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного  стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания.

      Власть  общественного целого над индивидом  выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически  сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и  средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено  человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

      Итак, манипуляция  выступает в качестве социального  явления, основной функцией которого служит воздействие на аудиторию через  смысловую и оценочную информацию, актуализируемую при помощи различных  коммуникативных средств. Понятие  «манипуляция» используется в самых  различных контекстах, а не только в социальном или психологическом.

2 Манипуляция сознанием, как процесс межличностного воздействия взаимодействия

       2.1 Классификация методов манипуляции сознанием на примере предвыборных кампаний

      Обычно  систему мероприятий, проводимых предвыборными  штабами кандидатов в период избирательной  кампании, называют предвыборной стратегией.

      Избирательная кампания обычно разбивается на несколько  этапов, т. к. в предвыборный период психоэмоциональное состояние общества очень динамично. Первый этап характеризуется  растущим в обществе напряжением, и  кандидату важно вовремя заявить  о себе. «Чем дольше вы будете держать  паузу, тем меньше грязи выльется на вашу голову», — говорят специалисты. Следующий этап — формирование электоральных  групп предпочтений, а также образование  так называемого «болота» — значительной части населения, которая не участвует  в выборах. При искусном ведении  избирательной кампании можно почерпнуть немало голосов и из «болота». На данном этапе формируются, перераспределяются и закрепляются избирательские предпочтения. На заключительном этапе нередко  наблюдается снижение социальной активности, подавленное состояние людей, уставших от надоедливой агитации.

       Кандидатам  в начале кампании надо изучать актуализации в сознании избирателей и методы агитации, наиболее пригодные для  рекламной коммуникации. Для этого  пригодны качественные методы — фокус-группы и др.

       Главные задачи кандидата в предвыборной кампании — построение своего имиджа, разрушение чужого, защита от атак конкурентов. Центральное место здесь занимает создание собственного имиджа, т. е. образа, который мог бы быть благосклонно принят населением.  

       В процессе выстраивания имиджа выделяют следующие этапы: узнавание  кандидата населением, устранение препятствий  между ним и воспринимающим сознанием, склонность «объекта» воздействия  поддержать данного кандидата. Эти  логические фазы нельзя игнорировать — ведь прямая агитация, т. е. переход  от первого этапа сразу к третьему, не может быть настолько эффективной, насколько это было бы возможно при  последовательном выстраивании имиджа. Сперва образ кандидата должен обозначиться, потом — выделиться, отстраниться от конкурентов, освободиться от всего  негативного и только потом открыто  призвать население к поддержке.

       Образ кандидата, на который делается ставка в конкретной предвыборной кампании, называют «стратегическим  образом». Он выстраивается на основании  нескольких факторов, главнейшие из которых  — региональная обусловленность, соотнесённость с данным периодом времени, демографический  и этнопсихологические факторы, ситуативная обусловленность (т. е. учёт внезапных изменений оперативной  ситуации).

       Приёмы  эффективной «белой»  манипуляции

       Допустимые виды (формы) предвыборной агитации определяет закон «О выборах депутатов Государственной  Думы…». Это публичные дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, показ  телеочерков, показ видеофильмов и  «иные не запрещённые законом  формы» (например, известные «летучие пикеты» — мобильные группы агитаторов, способные охватить значительные площади).

       Далее в законе указывается, кто имеет право проводить  предвыборную агитацию, каким образом  она оплачивается, регламентируются сроки её проведения и т. д. Но формы  политической манипуляции — всего  лишь инструмент, которым можно оперировать  неумело или виртуозно. Поэтому  на первый план выходит умение манипуляторов  пользоваться этим инструментом.

       Основными каналами социальной коммуникации, при помощи которых манипулятор воздействует на манипулируемого, являются СМИ, собственные  издания кандидата, агитационные материалы, встречи с избирателями.

       Каждый из этих каналов  необходимо использовать с учётом расслоения населения по социальным, интеллектуальным и другим признакам, с учётом местности  и всех уровней восприятия (чувства, разум, подсознание). Кроме того, нужно  учитывать психоэмоциональное состояние  общества.

       При встречах с населением необходимо учитывать особенности  индивидуальной и социальной психологии потенциального электората. Одну и  ту же программу можно озвучить совершенно по-разному и с разным результатом; даже без прямой лжи политику возможно представить себя так, что у него появится немало новых сторонников. Всё дело в том, чтобы знать, когда, кому, как и что говорить. Одна интонация и одна тематика уместна  на встрече со студенчеством, другая — в разговоре с военнослужащими  и т. д. Стремление политика завоевать  поддержку как можно большего количества общественных кругов приводит к тому, что подчас невозможно различить  «программы» заведомых противников  — либералы говорят о патриотизме  и государственных интересах, а  коммунисты — о «национально ориентированном» капитале.

       Один из важнейших  принципов PR — комплексный подход. Он подразумевает использование  различных СМИ (самым массовым считается  телевидение, но не стоит игнорировать радио и прессу) и регулярность информационного воздействия. Нельзя ограничиваться одной-двумя формами  поддержания связей с общественностью  — опытный политтехнолог владеет  всем арсеналом средств. Отметим, что  основную роль в борьбе за голоса избирателей  играют СМИ — их способность в  формировании нужного образа поистине удивительна, причём главные манипулятивные шаги, по мнению некоторых политологов, делаются не в период предвыборной кампании, а раньше — незаметно, ненавязчиво, в формально информационных передачах или публикациях.

       Тем не менее полагаться на одни лишь СМИ нельзя — бывают ситуации, когда они в глазах населения  дискредитировали себя. Существует множество  альтернативных форм агитации. Например, широко известны так называемые «адресные  поздравления» избирателей от кандидата («direct mail»). Личное поздравление действует  как проявление уважения и признания  личной значимости адресата, создавая эффект положительной реакции на фигуру самого кандидата. Поздравления нужно отрабатывать с каждой конкретной группой избирателей отдельно: ветеранов  войны поздравить с 9 мая, женщин —  с 8 марта и т. д. Играет роль и механизм получения поздравительного письма (придёт ли оно по почте, вручит ли его  представитель кандидата или  почтальон — как заказное). Иногда практичнее поздравлять не всех потенциальных  избирателей, а руководящий состав и тех, кто считается авторитетом  в глазах данной группы населения.

       Для того, чтобы в  сознании электората поддерживался  постоянный «фон» сообщений о  данном кандидате, необходимо создание (или «высасывание из пальца») информационных поводов. Часто приглашают для помощи известных артистов, спортсменов  — лиц, пользующихся уважением у  населения.

Информация о работе Средства манипулирования сознанием на примере предвыборных кампаний в России и за рубежом