Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы исследования для различных СМК.
Задачами исследования являются:
Изучить различные методы исследования аудитории СМК.
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории прессы
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории радио
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории телевидения.
Гипотеза исследования: для различных средств массовой коммуникации должны использовать
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации.
. Общее понятие методов исследования аудитории.
1.2. Методы исследования аудитории прессы.
1.3. Методы исследования аудитории радио и телевидения
Глава 2. Эмпирическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации на примере экспертного опроса и фокус - группы.
2.1. Анализ опроса по исследованию потребительских предпочтений в прессе.
2.2. Анализ экспертного опроса по исследованию потребительских предпочтений телезрителей.
2.3. Анализ фокус – группы и пирамиды предпочтений по исследованию потребительских предпочтений радиослушателей.
Заключение
Список используемой литературы
2.1. Анализ опроса по исследованию потребительских предпочтений в прессе
Проанализируем опрос по исследованию потребительских предпочтений в прессе, который проводился журналом «практика рекламы» 15-16 октября 2009 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Опрошено 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Диаграмма 1.
По
данным опроса, лишь четверть россиян
- 25% вообще не заглядывали в газеты
в течение месяца. Вместе с тем,
за это время 31% россиян читали те
или иные местные газеты, 26% –
«Аргументы и факты», 22% – «Комсомольскую
правду». Далее – с большим
отрывом – в читательском рейтинге
идут СПИД-Инфо - 10% и «Московский
комсомолец» - 9%.
Диаграмма 2
Примерно треть опрошенных (32%) выписывают какую-либо газету в настоящее время, почти половина (49%) выписывали прежде, и 17% никогда не оформляли для себя газетной подписки. Интересно, что сегодня подписчиками чаще других являются респонденты старше 55 лет, с доходами до 1500 рублей на человека, а также жители сел (соответственно 40, 38 и 46% от числа каждой из групп) – представители далеко не самых ресурсных слоев населения. Стоит отметить также, что доля подписчиков газет среди граждан с высшим образованием – такая же, как и среди респондентов в целом.
Диаграмма
3
Более трети россиян (36%) определенно говорят о своем нежелании выписывать какую-либо газету. Однако это не означает, что пресса их совсем не интересует: 61% из этой группы читали в последний месяц те или иные газеты.
Не выписывают, но хотели бы выписать какую-либо газету 25% опрошенных. В настоящее время по каким-либо причинам отказались от подписки 43 % опрошенных респондентов.
Диаграмма 4
Как уверяют 39% россиян, сегодня нет таких газет, которые полностью или почти полностью удовлетворяли бы их потребность в информации; 27% ответили, что такая газета есть. Чаще других при этом назывались местные газеты (13%), а также «Аргументы и факты» (11%). На открытый вопрос о том, какой должна быть газета, которую они сочли бы нужной для себя – о чем она в первую очередь должна рассказывать, какие темы освещать, – россияне отвечали очень активно и обозначили очень большой круг проблем.
Газета, утверждают они, должна вести детальный рассказ о жизни страны и отдельных регионов («должна быть Россия от Чукотки до Калининграда на страницах газет», «состояние страны на данный момент, а не только Москва» – 15% опрошенных), о повседневной жизни людей («более точно – повседневные проблемы»; «злободневные проблемы, о которых все говорят, чтобы было понятно» – 10%). Кроме того, необходимо писать об актуальных социальных проблемах (образование, молодежь, безработица, ЖКХ, социальные реформы и т.д.) – 15%, а также на экономические темы (производство и сельское хозяйство, ситуация в промышленности, в сфере бизнеса и предпринимательства, в финансовой сфере) – 11%.
18% участников опроса говорили не о тематике, а о качестве подачи информации. Газета, отмечали они, должна быть объективной, честной, разносторонней и понятной: «она должна быть честной и объективной, а о чем писать – не имеет значения»; «вопрос не в теме, а в качестве представления»; «всесторонняя, с различными точками зрения»; «и позитивное, и негативное должны освещать»; «показывать просто жизнь, не гнаться за сенсациями»[18].
Итак,
мы можем сделать вывод, что, несмотря
на большую популярность телевидения
и радио, газеты также являются важным
средством получения
2.2. Анализ экспертного опроса по исследованию потребительских предпочтений телезрителей
Для исследования формата телевизионных каналов так же используются различные методики: фокус-группы, использование мониторинговых данных регулярных аппаратных исследований, телефонные опросы. Однако экспертный опрос - наиболее применимый на практике метод. На рисунке 1 представлена карта позиционирования телевизионных каналов, составленная на основе экспертной оценки представителями высшего и среднего звена управления исследуемой компании «NNN».
Рисунок 1. Карта привлекательности телевизионных
каналов
Как
видно из рисунка 1, из всех характеристик
привлекательности
По оценке качества в эфире выделяются, как и в большинстве регионов, три основных эшелона:
-
общенациональные каналы (Первый, Россия,
НТВ), с высоким уровнем
- развлекательные телеканалы (СТС, ТНТ, пока отстающие от них ДТВ и ТВ3), основанные на более качественном и разнообразном программировании, чем местные станции, но не дотягивающие до уровня первой тройки;
-
региональное и местное
Исследуемый
телеканал «NNN» уверенно занимает
«золотую середину» по большинству
параметров: либо опережая конкурентов
третьей группы, либо уступая первой
группе. При этом, по самому рейтинговому
параметру «NNN» догоняет, если не
опережает, даже центральные каналы.
В большинстве зон исследуемая
компания имеет достаточно возможностей
для роста без угроз
- оперативность - NNN лидирует, но конкуренты не настолько существенно отстают, чтобы это было поводом для успокоенности. Кроме того, конкуренция по этому параметру слабее, так как он касается только новостей, а такие сети, как СТС и ТНТ не несут новостного программирования;
- возможность эмоционального переживания - все местные станции весьма низко оцениваются по этому параметру, и «NNN» пока не выделяется из группы.
Фактически заблокированными для прямой и активной конкурентной борьбы можно считать параметры: оригинальность подачи, возможность развлечься, возможность расширения кругозора - на всех этих направлениях отставание «NNN» достаточно велико, а группа конкурентов впереди многочисленная и мощная.
Исходя из полученных данных, наилучшей зоной позиционирования и приложения усилий станции представляется самый рейтинговый параметр - актуальность для себя лично. «NNN» уже занимает уверенное положение в этой зоне, и умелыми действиями может завоевать абсолютное лидерство. Помимо этого, данный параметр является практически единственной площадкой, на которой есть реальная возможность опередить и телесети, и общенациональные каналы.
Другими перспективными зонами (поддерживающими направлениями) можно считать:
- компетентность (Знают, что делают)» - здесь NNN опережает местных игроков и имеет все возможности вплотную приблизиться к первому и второму эшелонам;
- возможность эмоционального переживания» - слабость местного вещания в этом отношении оставляет свободным путь к отрыву и выходу на средние позиции;
- оперативность - необходимо поддерживать этот параметр хотя бы в его нынешнем состоянии, или создавать иллюзию самой высокой оперативности в городе.
Итак,
мы можем сделать вывод, что для
исследования потребительских предпочтений
телезрителей использовалось множество
параметров[15].
2.3. Анализ фокус - группы и пирамиды предпочтений по исследованию потребительских предпочтений радиослушателей
Определение музыкальных предпочтений радиослушателей, что делается либо через музыкальное тестирование, либо с помощью фокус - групп.
Тестирования на фокус - группах осуществляется через использование специальных карточек: респондентам предлагаются небольшие карточки с именами исполнителей, задача участников группы - разложить карточки на три части.
Карточки раскладываются по следующему принципу:
- первая группа - исполнители, песни которых обязательно должны присутствовать в эфире исследуемой радиостанции;
- вторая группа - исполнители, песни которых могут присутствовать в эфире, а могут и не присутствовать;
- третья группа - исполнители, песни которых ни в коем случае не должны присутствовать в эфире радиостанции.
Согласно полученным данным становится понятно, какая музыка предпочитается данной целевой группой. На основе опыта проведения таких исследований, тестирование музыкальной фонотеки с помощью карточек возможно только в том случае, когда респонденты хорошо разбираются в музыке, знают названия песен и имена исполнителей, что встречается крайне редко: подавляющее большинство слушателей не интересуются авторами, и воспринимает музыкальные композиции преимущественно за счет понравившейся мелодии или слов[11].
Следующая
методика - определение «любимой песни»:
респондентам предлагается отметить самую
любимую песню. На основе полученных
данных строится пирамида предпочтений,
подобно той, которая изображена на
рисунке 2.
Рисунок 5 - Пирамида предпочтений
Рисунок 2.
У
основания пирамиды, как правило,
располагается разножанровая
Итак,
для исследования потребительских
предпочтений радиослушателей используются
различные методы, которые соответствуют
целям исследования.
Заключение
Рассмотрев методы исследования аудитории в социологии массовой коммуникации можно сделать вывод, что: для различных средств массовой коммуникации должны использоваться различные методы исследования аудитории.
Итак, были сделаны несколько важных выводов:
Таким
образом, гипотеза нашего исследования
подтвердилась.
Информация о работе Методы исследования аудитории в социологии массовой коммуникации