Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы исследования для различных СМК.
Задачами исследования являются:
Изучить различные методы исследования аудитории СМК.
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории прессы
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории радио
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории телевидения.
Гипотеза исследования: для различных средств массовой коммуникации должны использовать
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации.
. Общее понятие методов исследования аудитории.
1.2. Методы исследования аудитории прессы.
1.3. Методы исследования аудитории радио и телевидения
Глава 2. Эмпирическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации на примере экспертного опроса и фокус - группы.
2.1. Анализ опроса по исследованию потребительских предпочтений в прессе.
2.2. Анализ экспертного опроса по исследованию потребительских предпочтений телезрителей.
2.3. Анализ фокус – группы и пирамиды предпочтений по исследованию потребительских предпочтений радиослушателей.
Заключение
Список используемой литературы
Метод CATI для измерения аудитории прессы хорош с точки зрения получения большей выборки за относительно меньшие деньги, а также лучшего достижения недоступных респондентов. При всех возможных достоинствах этого метода остаются нерешенными проблемы длинного для телефонного интервью списка изданий, но короткого с точки зрения тех газет и журналов, которые в этот список не попали. Зачастую высокую степень вспоминания получают наиболее известные газеты и журналы, а также те печатные издания, которые находятся в начале зачитываемого по телефону списка. К тому же данный метод сложен с точки зрения идентификации названий изданий на слух.
Таким образом, по сравнению с телефонным интервью, информация, получаемая при проведении личного (face-to-face) интервью, более точна, но значительно удорожает исследование[5].
Итак,
для исследования аудитории прессы
используется большое количество методов,
у каждого из которых есть преимущества
и недостатки.
1.3. Методы исследования аудитории радио и телевидения
Наиболее используемым методом исследования аудитории телевидения является аппаратный метод, осуществляемый с помощью специального оборудования - People Meter, - которое устанавливается в домохозяйстве и регистрирует телесмотрение всех представителей семьи.
Сущность
данного метода заключается в
получении электронных данных о
привычках телесмотрения
Сбор и анализ данных осуществляется с помощью специальных приборов: один прибор подключается к телевизору и регистрирует канал, который включен в данный момент, второй прибор представляет собой панель, похожую на пульт дистанционного управления, которая регистрирует индивидуальное телесмотрение.
Панель содержит систему регистрации - набор кнопок, каждая из которых соответствует тому или иному телезрителю в рамках рассматриваемого домохозяйства. Каждый член домохозяйства, входя в комнату с включенным телевизором, обязан зарегистрироваться (нажать свою кнопку на пульте), выходя из комнаты, отменить регистрацию. Таким образом, прибор фиксирует особенности телесмотрения каждого члена семьи[15].
Передача данных в
Еще одной особенностью метода является быстрота в получении и предоставлении данных заказчику для возможности оперативного анализа контента канала.
Оперативность
получения данных важна и для
рекламных агентств: замеры эффективности
рекламы позволяют вовремя
Есть так же существенные проблемы в области измерения детской аудитории, поскольку их отношение исследованию рассматривается со стороны самих респондентов-детей в большей степени как игра, с соответствующими отсюда выводами (например, маленькие дети могут нажимать все кнопки подряд). Несмотря на существующие недостатки, People Meter является прогрессивным методом измерения аудитории и принят как основной в таких странах, как Америка, Англия, Германия, Франция, Россия.
Существует еще один метод измерения аудитории электронных масс медиа, называемый также по названию прибора, с помощью которого происходит регистрация данных - Роrtable People Meter (PPM). РРМ, по своему виду напоминающий пейджер, ежесекундно фиксирует специальный код, передаваемый инкодером с телеканала или радиостанции. Главное, чтобы каналы соответствующим образом кодировали свой звук.
РРМ прибор не связан с телевизором и не требует никаких специальных действий: достаточно носить его с собой включенным. Любые звуки, окружающие респондента, автоматически фиксируется прибором, а во время подзарядки, что делается преимущественно в ночное время, накопленные за день данные по модему передаются в центральный компьютер, обрабатывающий информацию. При этом каждый PPM имеет встроенный датчик движения, который является естественным способом контроля над качеством измерений. Преимущество PPM состоит в том, что электронные медиа - телевидение и радио - получают единый источник информации, а радио, помимо этого, получает электронные рейтинги за счет совмещения ресурсов с телевидением. С появлением данного прибора у участников медийного рынка появилась возможность так называемого пассивного измерения: с помощью РРМ появляется возможность измерения «внедомашнего телесмотрения»[21].
Новый подход к медийным исследованиям позволяет найти оптимальное решение для программирования вещания, а также обеспечивает проведение одновременного анализа аудиторий радио и телевидения. С помощью PPM мониторинг аудитории проводится ежесекундно и во всех местах просмотра/прослушивания, что дает возможность с большей точностью определить рекламную емкость рынка радиостанций и телеканалов.
Уникальность данного метода
измерения аудитории
Еще
одна аппаратная методика, используемая
для регистрации аудитории
Одновременно
с регистрацией респондентов происходит
запись эфира исследуемых
Система «Радио контроль», по мнению специалистов, является прогрессивной системой аппаратных исследований, однако стоимость проведения такого мониторинга радиопространства очень высока. И техническое оснащение для проведения подобных исследований - не самый дорогостоящий элемент в цепочке мониторинга эфира (техническое оборудование составляет обычно 20-25% от общей стоимости проведения исследования): наиболее сложной, трудоемкой и дорогостоящей является полевая работа. Тем не менее, система обладает существенными плюсами:
-
простота и удобство в
-
возможность охвата «
-
удобство для использования
Специалисты уверены, что в перспективе система мониторинга радиоэфира с помощью метода «Радио контроль» станет общеиспользуемым инструментом замера. Однако на текущий момент только Швейцария является первой и пока единственной страной в мире, где система такая система используется на регулярной основе для замера аудитории.
Наряду
с радиометрами в исследовательском
мире разработаны и приняты
Как
считает подавляющее
Для
участия в таких исследованиях
специальным образом
-
некоторые респонденты не
-
за рамками исследования
В исследовательском мире считается, что данный тип исследования является наиболее точным, и все стандарты измерения радиоаудиторий в мире основываются на нем.
Дневниковое исследование может проводиться с различной периодичностью - от одного до 12 раз в год, в зависимости от платежеспособности клиентов. Иногда такое исследование проводится по телефону. Одни и те же люди в течение недели, каждый день дают информацию о радиослушании за прошедший день (исследование Day-After-Recall). Но все проблемы, связанные с телефонным интервью, сохраняются. Более того, появляются новые: трудно дозваниваться до человека каждый день в определенное время, поэтому в результате появляется большая доля людей, по которым нет данных за один день недели и более.
За последние десятилетия многие исследовательские компании мира пытались проводить панельные дневниковые исследования радиослушателей, когда люди должны в течение многих недель заполнять недельные дневники[27].
В этом случае можно анализировать данные по каждому человеку не только в рамках одной недели, но и за месяц, квартал, полгода и год. Но в радиоизмерениях эти попытки не привели к надежным результатам, поэтому в настоящее время нет страны, в которых исследование радио аудиторий ведется подобным методом на постоянной основе.
Существует две основные
- уже на второй неделе резко падает качество заполнения, поскольку регистрировать радио сложно, и люди быстро устают;
-
очень высок уровень отказов
от продолжения участия в
Во
многих странах предприняты попытки
комбинирования недельных и панельных
дневниковых исследований. В этом
случае в течение года одни и те
же люди заполняют недельный дневник
раз в месяц или в квартал.
По каждому человеку могут быть получены
данные за 12 недель в год. Но это не
решает проблем, связанных с отказами
от участия, а также не позволяет
получить новые характеристики - точные
охваты радиостанций за большие периоды
времени. Однако такой метод позволяет
получать более точные характеристики
для планирования рекламных кампаний,
анализировать миграцию слушателей
между станциями в различные
периоды времени, а также снизить
стоимость исследования. Данная методика
может быть использована в рамках
только одного-двух городов, ввиду увеличения
стоимости организационных
Глава 2. Эмпирическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации на примере экспертного опроса и фокус - группы
Информация о работе Методы исследования аудитории в социологии массовой коммуникации