Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.
Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
Формирование коитериев…………………………………………………..12
Признаки манипуляции…………………………………………………….15
Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102
На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения, которые образуют индивидуальную психологическую защиту.[45]
Для терминологического различения можно использовать применительно к социальному уровню термин "социально-психологическая защита", для социально-группового — термин "социально-психологическая или групповая психологическая защита".
На индивидуально-личностном
уровне психологическая защита
реализуется в следующих
Целесообразность
В то же время, учитывая, что понятие психологической защиты достаточно широко распространилось и вышло за пределы его первоначального значения как внутриличностной защиты, можно говорить об его общем и частном понимании.
Поэтому при рассмотрении
социального и социально-
При рассмотрении же индивидуально-личностного уровня можно использовать термины "психологическая защита личности" или "психологическая самозащита", учитывая при этом, что она включает как составные компоненты межличностную и внутриличностную психологические защиты.
Обеспечение информационно-психологической
безопасности предполагает организацию
и осуществление защитных мер, которые
в самом общем виде целесообразно
выделить в следующие основные группы,
характеризующиеся определенной организационной
самостоятельностью и используемыми
механизмами: регулирование, в частности,
ограничение информационных потоков;
организация информационных потоков
(в том числе, инициирование распространения
определенной информации); распространение
способов и средств обработки
и оценки информации; формирование
коллективной или групповой социально-
Первые две из указанных выше, связаны с изменением "внешней" для личности информационной среды. Последующие три определяются изменением механизмов и способов взаимодействия человека с "внешней" информационной средой.
Первая группа защитных мер обычно используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Могут, в частности, применяться такие меры, как введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой информации (например, влияющей на принятие управленческих решений); ограничение распространения определенных сведений (например, способствующих возникновению агрессивных слухов, паники и т.д.) в чрезвычайных ситуациях; введение военной цензуры в условиях боевых действий и т.п.
При отсутствии демократической культуры в обществе эти меры могут использоваться также для манипулирования людьми путем ограничения доступа к информации, ее сокрытия и т.п. На личностном уровне использование защитных мер из этой группы связано обычно инициативным отказом человека от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения (например, отказ от рекламной информации и т.п.) или перепроверкой значимой для него информации.
Вторая группа связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование (в первую очередь, упреждающее) и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут психологически негативно воздействовать на людей (так, например, при возникновении слухов используется распространение сведений, нейтрализующих их влияние). На личностном уровне это проявляется в инициативном поиске по определенным темам дополнительной информации из различных источников и в организации ее поступления по иным каналам.
Третья группа включает разнообразные
формы распространения способов
и средств обработки и оценки
информации (через системы образования,
подготовки и переподготовки кадров,
распространения
Четвертая группа связана с формированием коллективной психологической защиты, которая основывается на Механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями и объединениями людей и включенности в реальные социальные группы. Это определяет использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений и т.п., а также ее ориентацией на внутригрупповые информационные потоки и источники.
С учетом этого для организации
групповой психологической
Пятая группа связана с
формированием у человека в процессе
приобретения опыта информационно-
И так, из рассмотренных выше направлений обеспечения информационно-психологической безопасности личности первые четыре зависят от внешних для человека условии, деятельности других социальных субъектов, функционирования различных социальных институтов, других людей. Пятое направление в первую очередь зависит от самой личности. Прилагает и хочет ли человек приложить определенные усилия для обеспечения собственной информационно-психологической безопасности, для формирования эффективной системы психологической самозащиты или он готов быть послушной марионеткой в руках многочисленных манипуляторов и рабом информационных ловушек современного общества. Могут быть написаны хорошие книги и разработаны эффективные методы по обеспечению информационно-психологической безопасности и психологической защите личности, организовано соответствующее обучение, но этого мало. Человек должен сам захотеть научиться обеспечивать собственную, личную информационно-психологическую безопасность, быть постоянно готовым защищать себя и близких ему людей. Нельзя заставить это делать в принудительном порядке. Участвуя в работе одного из семинаров по психологической подготовке, мне запомнилось высказывание одного из коллег, которое кратко и лаконично выражает сказанное выше Суть его состоит в следующем: человека нельзя ничему научить, он может только сам научиться, а наша задача помочь ему в этом.
Содержание и форма средств
массовой информации — мифы и средства
их передачи — полностью опираются
на манипуляцию. При успешном применении
а это, несомненно, так и есть,
они неизбежно приводят к пассивности
индивида, к состоянию инертности,
которое предотвращает
В условиях развитой рыночной экономики
пассивность имеет как
Телевидение лишь новейшее и самое эффективное
средство, вызывающее состояние пассивности
индивида. Поражает уже сама по себе статистика
времени, затрачиваемого на телевидение.
Американцы проводят у телевизора сотни
миллионов часов в неделю и миллиарды
часов в год, не проявляя при этом ни малейшего
желания выйти куда-либо из гостиной. И
все же проблема значительно глубже, чем
просто физическая неподвижность десятков
миллионов людей. Сокращение умственной
деятельности также является результатом
отупляющего воздействия бесконечного
количества затрачиваемых на просмотр
телепрограмм часов. Трудно поддается
измерению, но тем не менее имеет огромное
значение умиротворяющее воздействие
телевидения на критическое сознание.
Как пишет Рудольф Арнхейм, «одна из специфических
особенностей телевидения заключается
в том, что мы включаем телевизор, а затем
воспринимаем все происходящее на экране,
а это означает чрезвычайно пассивное
отношение со стороны зрителя. Совершенно
неважно, что показывается. Это может быть
программа на иностранном языке или еще
что-нибудь, не представляющее никакого
интереса. И раздражитель, на который вы
практически не реагируете, усыпляет вас.
Это напоминает убаюкивание, не раздражает
вас, не вынуждает реагировать, а просто
освобождает от необходимости проявлять
хоть какую-нибудь умственную активность.
Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем
направлении. Ваши чувства, которые в противном
случае заставляли бы вас предпринимать
какие-либо активные действия, полностью
отвлечены. [30]
Можно с уверенностью сказать, что для достижения состояния пассивности корпоративная экономика использует не одно только телевидение. До появления телевидения существовало немало средств, оказывавших на сознание такое же притупляющее воздействие. Радио, кино, массовые зрелищные виды спорта и большое количество долее или менее значительных шоу ослабляли и продолжают ослаблять способность людей к противодействию.
Хотя большинство подобных зрелищных
развлечений не требует от вас
участия, по крайней мере в физическом
смысле, но и в основных массовых
видах развлекательного искусства
— радио, телевидении, кино — не
содержится ничего, что могло бы
вывести вас из состояния умственного
оцепенения. Конечно, изредка появляются
передачи, пробуждающие сознание и
концентрирующие внимание на проблемах
огромной важности. Но эти исключения
не могут скрыть главного. Цель радио-
и телевизионных программ и фильмов
в коммерческом обществе состоит
не в том, чтобы пробуждать, а в
том, чтобы усыплять обеспокоенность
социальной и экономической
Более того, предпринимаются достаточно
решительные меры, чтобы исключения
таковыми и оставались, Фред Френдли
рассказывает о своем опыте работы
в Си-би-эс в 50-х гг., когда он и
Эдвард Р. Морроу снимали свои критические
документальные фильмы. Смозерс и
Бразер также очень скоро обнаружили,
насколько короток их поволок, когда
они попытались позволить себе в
своей программе несколько
В техническом отношении
Подобное сочетание лишенных жизненного
содержания программ и располагающей
к пассивности коммуникационной
техники — вот инструмент современного
аппарата манипулирования сознанием.
Необходимы усилия по преодолению или
хотя бы созданию противовеса этой
вызывающей пассивность системы. Творческий
подход мог бы способствовать развитию
участия к пробуждению