Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.
Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
Формирование коитериев…………………………………………………..12
Признаки манипуляции…………………………………………………….15
Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102
Сенсационность - это технология. Выработаны критерии подбора тех событий, которые можно превратить в сенсацию. Это выражено в известном афоризме: «Если собака кусает человека, это не новость, если человек кусает собаку, это новость». Рекламодатели, в том числе политические, заинтересованы, как уже было сказано выше, в высокой запоминаемости их сигнала, хотя бы на подсознательной уровне. Поэтому они требуют от СМИ увязывать их рекламу с сообщением, которое врезалось бы в память. А.Моль пишет: «Понятно, что сообщение о рождении двухголового младенца в Чехословакии имеет много шансов сохраниться в памяти большинства читателей и читательниц. Конкретные причины этого могут быть разными, но почти все они будут непосредственно связаны с глубинными слоями психики, составляющими область психоаналитического исследования». Поэтому передачи насыщаются сенсациями.
Непрерывная бомбардировка
сознания действующими на чувства сенсациями,
особенно «плохими новостями» выполняет
важную функцию поддержания
Подготовка сенсации - кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. Замечательно то, что поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире и т.д., как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Это отмечается в специальной литературе по данной теме. Но это и не важно, важен эффект, ради которого запускается сенсация. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», неотобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности - сильное свойство телевидения.
Можно сделать вывод, что средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества . Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ. Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику, упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Здесь мы отметим такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).
11. Способы защиты от манипуляции
Определяя какое-либо явление,
можно использовать разные подходы.
Если рассматриваемое явление
Соответственно в качестве отправного родового понятия выступает этимология понятия защиты.
Данный подход довольно продуктивно использовался при определении межличностных психологических защит, но при этом не учитывались воздействие информационной среды общества, а также процесс взаимодействия личности с другими социальными субъектами (лицами, группами, социальными институтами.[35]
В связи с этим необходимо трансформировать данный подход к рассмотрению психологической защиты личности в более общем социальном контексте. Для описания понятия "защита" использовалась схема, включающая четыре элемента: 1) предмет защиты; 2) угроза; 3) ущерб; 4) средства защиты. Для описания понятия защиты в качестве родового с учётом социального контекста и межличностных связей данную схему необходимо трансформировать и расширить за счет включения еще одного элемента — субъекта защиты. В измененном и дополненном виде она может быть представлена следующим образом.
Во-первых, необходимо определить, что именно защищается, что является объектом или предметом защиты (в качестве такового рассматривается любое целостное образование, любой социальный субъект)?
Во-вторых, установить, от чего защищается? Какова угроза (опасность) — внешний по отношению к данной целостности фактор, воздействующий на нее.
В-третьих, что именно необходимо
предотвратить, чего нужно избежать,
какого конкретного ущерба — уничтожения,
разрушения, расчленения или отчуждения
части, подчинения и т.п.? То есть, такого
влияния, которое приводит к исчезновению
целостного образования как сущности
или частичному нарушению его
целостности и нормального
В-четвертых, как избежать возможного ущерба, каким образом и чем защищаться? То есть, определить средства или способы защиты, зависящие как от специфики и возможностей предмета защиты, так и от характеристик опасности (угрожающих факторов).
В-пятых, кто защищает? То есть, выяснить кто является субъектом защиты личности (конкретное личностное образование, человек, группа, социальная организация, общество, государство).
Кроме этого, следует отметить, что понятие "защиты", как уже показывалось ранее, употребляется также еще в двух основных значениях, имеющих существенное различие. Во-первых, защита как то, что защищает, т.е. определенное системно-структурное образование, и, во-вторых, защита как действие, т.е. как процесс функционирования данной системы.
Исходя из обозначенной схемы и может осуществляться описание психологической защиты как видового понятия по отношению к родовому понятию "защита" путем его сужения по каждому из указанных параметров раздельно или по любому их сочетанию.
Рассмотрим указанные выше параметры более подробно в данном контексте.
1. Объект и предмет
психологической защиты. В самом
общем смысле предмет
Объектом психологической
защиты может быть любой социальный
субъект, по отношению к которому
применяются психологические
Таким образом, объектом психологической
защиты может быть любой социальный
субъект различного уровня сложности,
системно-структурной и
В качестве объектов можно
выделить государство, общество (выступающие,
в частности, как мишени психологических
операций других государств, особенно
в период международных конфликтов,
кризисов и вооруженных столкновений),
любые социальные организации, группы
и объединения людей (например, политические
организации, как было показано выше,
интенсивно осуществляющие друг против
друга и населения
В психологической литературе в качестве предметов защиты рассматривается, как правило, психика человека в целом или какая-либо психическая структура, целостное внутриличностное психическое образование.
Как предметы защиты в первую очередь выделяются: самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе, Я-концепция, образ Я, Эго, самость, индивидуальность. Кроме этого, в качестве предметов защиты выступают мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности) . Но за всеми этими проявлениями выступает, как отмечает Е.Л.Доценко, единое Я личности, защищающее самое себя, свою целостность, собственные проявления и свои качества .[16]
2 Угрожающие факторы.
В контексте рассмотрения психологической защиты можно кратко обозначить следующие: во-первых, внешние, в качестве которых в первую очередь выступают представляющие опасность для личности действия отдельных лиц (оказывающих воздействие на психику человека), организаций, объединений людей, социальных институтов, общества и государства; во-вторых, внутренние (с ними связано большинство исследований по проблеме психологической защиты) в качестве которых выступают разнообразные травмирующие эмоциональные переживания человека, например, тревога, которая может быть вызвана внутренним конфликтом, фрустрацией какой-либо потребности, неопределенностью ситуации .[46]
3. Характер ущерба. Конкретный ущерб зависит от самого предмета защиты.
Для человека он может заключаться
в нарушении или
Таким образом, в любом случае ущерб представляет собой различной степени разрушение тех или иных психических образований и структуры личности вплоть до полной потери субъектности и личностной определенности.
В общем случае для социальных
субъектов различного уровня сложности,
системно-структурной и
полное разрушение, подавление
или подчинение, расчленение, отчуждение
части, качественные изменения
(ведущие к утрате целостности
и индивидуальной уникальности,
потере способности
4. Средства психологической
защиты. В самом общем смысле
под средством понимается
В средства психологической
защиты личности, например, входят механизмы
внутриличностной защиты и описанные
выше исходные базовые защитные установки.
Но следует отметить, что при рассмотрении
последних мы исходили из ситуации,
когда субъект при их реализации,
во-первых, с одной стороны, уже
зафиксировал, выявил, почувствовал и
каким-то образом первично отреагировал
на воздействие угрожающих факторов,
а с другой — предполагается,
что у него уже есть определенные
структурные образования (умения, навыки,
различные психологические
Таким образом, при
рассмотрении средств
Резюмируя сказанное, можно
сделать вывод, что средства психологической
защиты личности связаны с изменением
процессов ее информационно-психологического
взаимодействия с различными социальными
субъектами и информационной средой
в целом для предотвращения или
нейтрализации угрожающих факторов,
способных нанести ущерб
5.Субъекты защиты. Рассматривая эволюцию способов или форм защиты в целях упрощения неявно предполагалось, что субъект самостоятельно, один на один выступает против угрожающих ему опасностей и самостоятельно осуществляет собственную защиту.
Но, как показывает опыт и наблюдения, достаточно распространенными являются ситуации, когда человек взаимодействует не один на один с другим субъектом, а в составе группы, определенной социальной общности. В различных ситуациях ему на помощь могут приходить и приходят коллеги, друзья, родственники, близкие ему люди, применяя различные средства психологической защиты.
Таким образом, субъектами психологической защиты личности могут выступать:
во-первых, конкретный человек, сама личность и внутриличностные целостные психологические структуры (например, Я);