Заявления и жалобы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.
Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Бел

Содержание

Введение...……………………………………………………………………………5
1 Теоретико-правовые основы обращений граждан
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика……………………………...13
2 Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан
2.1 Требования и сроки рассмотрения, предъявляемые к обращениям граждан……………...………………………………………………………………18
2.2 Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20
2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан……….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО.docx

— 82.91 Кб (Скачать)

Относительно замечаний  и предложений, вносимых в книгу  замечаний и предложений, действует  Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 «О совершенствовании  работы с населением».

В отношении совершенствования  порядка рассмотрения обращений  граждан и юридических лиц, поступающих  в государственные органы и иные организации, избран путь комплексного регулирования данных отношений, на что и направлен разработанный  Министерством юстиции Республики Беларусь и одобренный 30 июня 2011 года Советом Республики проект Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан  и юридических лиц».

18 июля 2011 г. Закон был  подписан Президентом Республики  Беларусь А.Г. Лукашенко.

Данный закон направлен  на комплексное и системное регулирование  порядка реализации гражданами, в  том числе индивидуальными предпринимателями  и юридическими лицами, права на обращение в государственные  органы, иные организации в целях  защиты их прав, свобод и законных интересов[32].

В нём предусмотрен порядок  проведения личного приёма граждан, их представителей и представителей юридических лиц; регламентированы права и обязанности заявителей, а также обязанности организаций  и индивидуальных предпринимателей; определён порядок подачи, приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, предложений и жалоб; регламентированы особенности рассмотрения отдельных  видов обращений (повторных, коллективных, электронных, анонимных, замечаний  и (или) предложений, внесённых в  книгу замечаний и предложений);

установлена процедура обжалования  ответов, а также урегулирован вопрос о расходах, связанных с рассмотрением  обращений; урегулирован порядок оставления без рассмотрения повторных обращений  заявителей, переписка с которыми прекращена, в том числе в случае направления таких обращений  из вышестоящих органов. Это позволит уменьшить поток «профессиональных» жалобщиков, которые постоянно пишут  в различные инстанции.

Законопроект призван  стать комплексным законодательным  актом, объединяющим в одном документе  все права и обязанности граждан, ответственность за ненадлежащее рассмотрение обращений, подробный порядок их рассмотрения, а также ответственность  граждан за подачу необоснованных жалоб.

Важнейшим нововведением  является расширение сферы реализации права на обращение за счёт предоставления гражданам и юридическим лицам  права подавать письменные обращения  к индивидуальным предпринимателям.

Устанавливается ответственность  за подачу систематически направляемых необоснованных обращений от одного и того же заявителя.

Введено новое положение  об ответственности за подачу заявителями  обращений, содержащих клевету или  оскорбления, или совершение при  подаче и рассмотрении обращений  иных противоправных деяний.

Отдельной статьёй регламентируются обязанности как заявителей, так и организаций, индивидуальных предпринимателей при приёме и рассмотрении обращений.

Впервые на законодательном  уровне закрепляются общие требования, предъявляемые к электронным  обращениям, определён порядок их рассмотрения и установлены требования, предъявляемые к ответам на них; предусмотрена возможность при  проведении личного приёма применения технических средств (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъёмка). Об этом заявитель  должен быть уведомлён до начала приема. Данная норма направлена как на защиту прав граждан, так и интересов  субъектов, рассматривающих обращения, поскольку ограничивает возможности  злоупотребления правом на обращение  со стороны отдельных заявителей; решён вопрос о порядке реагирования на поступающие от граждан благодарности; определено, какие обращения относятся  к анонимным; установлен чёткий и понятный механизм обжалования ответов на обращения; предусмотрена возможность взыскания с заявителей в судебном порядке расходов, понесённых  организациями, индивидуальными  предпринимателями  в  связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя.

Закреплён ряд нововведений, касающихся личного приёма. В частности,  в государственных органах, иных организациях организуется личный приём граждан, их представителей, лиц, выступающих от имени юридического лица. При устном обращении указанные лица должны предъявить документ, удостоверяющий их личность. Представители заявителей должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.

Принятие данного Закона будет способствовать повышению  качества работы с обращениями граждан  и юридических лиц, а также  более эффективной реализации ими  своих прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Обращения, как реализация конституционного права граждан, будут  всегда актуальны, так как они  являются важным источником информации, полезной для решения государственных  вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении  граждан к органам государственной власти[33, c. 193].

В ходе исследования были выявлены особенности организации работы с обращениями граждан. За счет решения  поставленных задач определить следующие  этапы в истории развития института  «обращений граждан»: досоветский, советский, постсоветский (современный). Каждый из этих этапов имеет свои особенности  в организации работы с обращениями  граждан, знание которых, необходимо для  правильного понимания сущности права граждан на обращение как  одной из несомненных ценностей  современного общества.

Также удалось определить понятие и виды обращения граждан. Под обращениями граждан понимается форма взаимодействия гражданина (граждан), индивидуального предпринимателя, юридического лица с государственными органами или иными организациями (должностными лицами), направленная на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих прав, свобод и  законных интересов. Классификация  же может проводится по различным основаниям, но наиболее распространенными видами обращений граждан, получившими отражение в Законе, являются предложение, заявление и жалоба.

При определении процесса организации делопроизводства по обращениям граждан было установлено, что прием  обращений граждан предполагает определенную организацию этого  процесса, который зависит от количества поступающих обращений, масштабов  и характера деятельности организации, от того создано ли для работы с  обращениями специальное структурное  подразделение (общий отдел, сектор по работе с обращениями граждан, секретариат) или обязанности возложены  на конкретное должностное лицо. Так или иначе, состояние этого процесса отражает способность соответствующих властных структур своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Регистрация обращений, в свою же очередь, помимо общих задач – учет, контроль, справочная работа – является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данной организации. Вынесение решения является важнейшим моментом всего процесса рассмотрения обращения, так как от содержания этого документа зависит, будут ли требования гражданина удовлетворены полностью, частично или отклонены совсем. Решение выносится на основе всех материалов и доказательств в их совокупности. Оно должно содержать логическое и правовое обоснование. Соблюдение установленных сроков играет чрезвычайно важную роль, так как промедления в исполнении могут привести к непоправимым последствиям, делающим невозможным восстановление законных прав и интересов человека, а также причинить ему значительный ущерб.

Таким образом, в ходе проделанной  работы был сделан вывод, что институт обращений граждан занимает одно из важнейших мест и будет всегда актуален, так как являются важным источником информации, полезной для  решения государственных вопросов и средством защиты прав и свобод человека, содержит сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении  граждан к органам государственной  власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М., 2007. – 459 с.

2 Ямпольская, Н.А. О субъективных  правах советских граждан и  их гарантиях. Вопросы советского  государственного права / Н.А.  Ямпольская. – М., 1999. – 326 с.

3 Инструкция об организации  работы с обращениями граждан,  индивидуальных предпринимателей  и юридических лиц, обращениями  граждан, рассматриваемых по принципу  работы «одно окно», книгой  замечаний и предложений в  учреждении социальной защиты "Территориальный  Центр социального обслуживания  населения г. Полоцка": утв.  директором УСЗ «ТЦСОН г. Полоцка» 10.01.2008. – 75 с.

4 О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата: Директива Президента Респ. Беларусь от 27.12.2006 № 2. – 84 с.

5 Нилов, Д.Г. Право граждан  на обращение: историко-правовой  аспект / Д.Г. Нилов // Юридический  журнал. – 2007. − № 2. – С. 38.

6 О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.10.2007 № 498. – 31 с.

7 Об утверждении Инструкции о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь: постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь,  18.03.2008, № 16 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 69. – 5/14142.

8 Рыбаков, А.Е. Ведение делопроизводства по обращениям граждан / А.Е. Рыбаков // Отдел кадров. – 2006. − № 8. – С. 89.

9 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) / М – во  внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад.МВД. – Минск: Акад.МВД Респ. Беларусь, 2009. – 40 с.

10  Об утверждении Положения о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации): постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07.03.2006, № 326 (ред. 23.07.2010) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 42. – 4/14132.

11 Давыдова, Э. Ведение делопроизводства по обращениям граждан (комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2005 г. № 544) / Э. Давыдова // Архивы и делопроизводство. – 2005. − № 5. – С. 48.

12 Комментарий нормативных правовых актов, используемых в деятельности исполнительных и распорядительных органов первичного уровня / Министерство юстиции Респ. Беларусь; [под общ. Ред. А.В. Билейчика; сост.: С.В. Задиран и др.]. – Минск: Редакция журнала «Юстиция Беларуси», 2010. – 109 с.

13 Об утверждении перечня административных процедур, выполняемыми государственными и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или др. документов: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 марта 2006 г., № 152 // Нац. реестр  правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

14 Нилов, Д.Г. Некоторые вопросы классификации обращений граждан / Д.Г. Нилов // Юридический журнал. – 2008. − № 2. – С.123.

15 О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц: приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 30.03.2011., № 325 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 874. – 8/4524.

16 Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: организация и технология работы / О.В. Мосягина // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2003. – №2. – С. 70.

17 Обращения граждан   государственные органы за выдачей  справок и др. документов: нормативно  правовые акты. – Минск: Светоч, 2006. – 120 с.

18 Об утверждении формы ведомственной отчетности «Отчет об обращениях граждан»: постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, 27.09.2007. –  № 49 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 72. – 6/6521

19 О внесении изменения и дополнения в Инструкцию об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц и порядке ведения по ним делопроизводства в Министерстве юстиции Республики Беларусь: постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, 05.05.2009. – № 37 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 93. – 7/6509

20 Пешкова, Г.Д. Секретарское  дело: учебное пособие для учащихся  учреждений, обеспечивающее получение  проф.-тех. образования по учебной дисциплине «Документования, информационное и организационное обслуживание» / Г.Д. Пешкова. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 317 с.

21 Елисеева, М.  Все началось с челобитной / М. Елисеева // Красная звезда [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.redstar.ru/2008/01/18_01/2_02.html. − Дата доступа: 17.03.2010.

22 О порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях: Положение утвержденное Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь 26.05.2005 г. № 544. – 43 с.

23 О совершенствовании работы с населением: Декрет Президента Респ. Беларусь от 14.01.2005 № 2: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 02.04.2007 № 2. – 47 с.

24 Гритчина, Н.И. Правовая  природа обращений граждан в  органы местного самоуправления // Современное право. – 2010. - №  3. – С. 54.

25 Унифицированные системы  документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной  документации. Требования к оформлению документов: СТБ 6.38-2004. – Введ. 01.10.04. – Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2005. – 15 с.   

Информация о работе Заявления и жалобы граждан