Заявления и жалобы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.
Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Бел

Содержание

Введение...……………………………………………………………………………5
1 Теоретико-правовые основы обращений граждан
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика……………………………...13
2 Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан
2.1 Требования и сроки рассмотрения, предъявляемые к обращениям граждан……………...………………………………………………………………18
2.2 Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20
2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан……….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО.docx

— 82.91 Кб (Скачать)

Права граждан в сфере  административного права по степени  возможности их реализации могут  быть разделены:

 - абсолютные, реализация которых зависит от волеизъявления гражданина (право на медицинскую помощь, право на участие в государственном управлении в соответствующих формах, право на имя, фамилию и др.);

 - относительные, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также и от наличия фактических возможностей их осуществления в данном месте и в данное время (право на поступление в высшее учебное заведение, осуществление которого зависит от результатов сдачи экзаменов; право на управление транспортным средством зависит от состояния здоровья и сдачи экзаменов и др.).

Права и обязанности граждан  в административно-правовой  сфере  могут также дифференцированы на:

- общие, которые распространяются  на все сферы административного  права (право на участие в  государственном управлении, право  на обжалование действий должностных  лиц, обязанность соблюдать законы  и подзаконные акты и др.);

- специальные права и  обязанности в той или иной  сфере административного права.  Например, в сфере здравоохранения  (граждане имеют право на охрану  здоровья); в сфере культуры (право  на пользование достижениями культуры) и т.д.[26, с. 27].

По содержанию права и  обязанности граждан в сфере  государственного управления можно  объединить в три блока:

  1. Права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

- право на государственную  службу;

- право на внесение  предложений;

- право на получение  необходимой документальной информации  и др.

  1. Право на участие, содействие и помощь со стороны государственных органов:

- пользоваться бесплатными  благами;

- получать помощь;

- пользоваться платными  услугами и др.

  1. Право на защиту:

- подачи жалобы на  действия должностных лиц;

- право на юридическую  помощь;

- право на защиту в  случаях крайней необходимости  и необходимой обороны и др.[27, с. 51].

Важным элементом административно-правового  статуса граждан является возможность  реализации принадлежащих им прав и  свобод. Эта возможность зависит  от ряда факторов (гарантий), позволяющих  гражданам в полном объеме либо частично пользоваться своими правами и свободами  в сфере административного права. Среди этих факторов особо важную роль играют правовые, экономические  и образовательные гарантии. В  зависимости от содержания можно  выделить несколько групп:

1.Правовые гарантии –  определяются наличием соответствующего  законодательства, закрепляющего права  и свободы граждан в сфере  административного права (прежде  всего, прав и свобод, провозглашенных  в Конституции), а также существованием  соответствующего правового механизма  (системы подзаконных норм) и правовой  практики.

2.Политико-правовые гарантии, связанные с конституционно-политическим  режимом государства.

3.Организационные – подразумевают  наличие соответствующей системы  судебных и несудебных органов,  обеспечивающих защиту конституционных  прав граждан, в том числе  и административно-правовых  (суды, прокуратура, органы внутренних  дел, профсоюзы).

4.Экономические, зависящие  от состояния материально-финансовой  системы государства и производственных  сил и средств.

5.Образовательные – определяются  состоянием правового обучения  и воспитания граждан.

Основой гарантий служит Конституция, ее положения, определяющие их основную направленность и содержание. В качестве примера можно назвать ст. ст. 1 и 2 Конституции Республики Беларусь. Так, в ст. 2 закреплено положение  о приоритете прав и свобод граждан  в системе отношений «человек – общество – государство»[9], что гарантирует   возможность реального использования законных прав и свобод, в том числе и в сфере административного права[26, с. 28].

В ст. 22 Конституции Республики Беларусь указано, что «все равны  перед законом и имеют право  без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов» [9]. Относится это к правам граждан в административно-правовой сфере.

Важным элементом гарантий прав и свобод граждан в сфере  административного права служит система правозащитных органов, к числу которых относятся  органы милиции, суда, прокуратуры и  др. Вся их деятельность осуществляется на основе Конституции и иного  законодательства, и поэтому она  вполне законна. Однако нельзя отрицать наличие субъективного фактора  в деятельности этих органов, позволяющего конкретному государственному служащему  данных органов в пределах закона принимать то или иное решение, от которого очень часто зависит  благополучие гражданина, а в ряде случаев и его судьба. Именно поэтому  подборка и  расстановка служащих на ряд государственных должностей, как определено в соответствующем  законодательстве, должны производиться с необходимым вниманием[26, с. 29].

Указанные органы и должностные  лица, выполняя свою роль, действуют  по двум направлениям:

  1. Создают необходимые материалы, организационные, правовые условия деятельности учреждений, опосредствующей реализацию прав, свобод и обязанностей гражданами (например, устанавливаются часы по приему граждан, отводятся для этого специальные помещения; обеспечиваются нормативными актами органы (должностные лица), ведущие прием граждан (райсобесы и др.)). В подобных случаях отсутствуют прямые контакты между вышеназванными органами и гражданами.
  2. Разрешают конкретные индивидуальные дела, возникающие по инициативе граждан (например, в связи с их обращениями – заявления граждан, жалобы), либо по инициативе органов и должностных лиц в порядке их контрольно-надзорной деятельности (например, контроль соблюдения налогового законодательства, правил дорожного движения, пожарных правил и т.д.)[28, с. 43].

Ст. 21 Конституции устанавливает, что Республика Беларусь гарантирует  государственную защиту прав и свобод человека и гражданина[9]. Это положение лежит в основе законодательных и подзаконных актов, определяющих механизм реализации прав и свобод. В частности, они закреплены в законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан», где предусмотрены возможность и порядок обращения граждан в соответствующие государственные органы для реализации своих прав и свобод в административно-правовой сфере[26, с. 29].

Право граждан на обращение  – одно из наиболее важных конституционных  прав граждан. В ст. 40 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение  и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивирован[9].

Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» ( в редакции от 1 ноября 2004 года) (далее – Закон) определены формы обращений, порядок обращений, порядок рассмотрения обращений, установлена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан. При этом в прежней редакции Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» (в редакции от 6 июня 1996 года) (далее – прежний Закон) не содержалось тех изменений, которые существенно изменили законодательство Беларуси в связи с принятием Закона.

Существенными новациями  по сравнению с прежним Законом  необходимо отметить появление в  Законе более конкретных дефиниций, четкости и доступности изложения  норм права[29, с. 122].

К примеру, в ст. 1 Закона впервые  дается определение обращения, под  которым понимается индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный  орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме[30].

Различают также понятия  трех форм обращений граждан. Так, в  ст. 2 прежнего Закона под заявлениями  понимались обращения граждан, направленные на установление конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов  граждан; под жалобами – обращения  граждан, содержащие требования восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействием должностных  лиц, соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий; под предложением – обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного  регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства  или  внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшения деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий[31].

В ст. 1 Закона под данными  формами обращений понимается:

- «предложение  - рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

- заявление - ходатайство  о реализации прав, свобод и  (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их  нарушением;

- жалоба - требование о  восстановлении прав, свобод и  (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных  органов, иных организаций или  граждан»[30].

Дополнительно данная статья вводит понятие анонимного обращения, под которым признается обращение  гражданина (граждан) в государственный  орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество, либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись  гражданина (граждан)[30].

При этом обращения граждан  могут быть как устные, так и  письменные[29, с. 121]. «Письменное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме; устное - обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации»[30].

Итак, опыт развития человеческого  общества свидетельствует о том, что действия субъектов власти могут  быть неправомочными, и причины здесь  различны: выбор не самого лучшего  варианта из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности; злоупотребление  правом и др. Поэтому в интересах  дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны на обращение  с целью ходатайства о реализации прав, свобод и законных интересов  или об их восстановлении.

Поэтому точность определения  форм обращений, закрепление прав и  обязанностей как граждан, так и государственных органов, установление определенного порядка рассмотрения обращений, а также ответственности за нарушение законодательства, закрепленные в Конституции, законах и указах способствуют обеспечению административно-правовых гарантий граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан

 

 

Право граждан на обращение  – одно из наиболее важных конституционных прав граждан, которое закреплено в ст. 40 Конституции Республики Беларусь[9]. Так, гражданам гарантируется право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а в отношении государственных органов и должностных лиц устанавливается их обязанность рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определённый законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. В свою очередь, для государственных органов обращения граждан являются одним из основных источников информации, необходимой для принятия качественных и эффективных решений. Открытый диалог граждан и органов власти является важным элементом правового государства и гражданского общества.

Своевременное принятие решений  по обращениям граждан способствует росту и укреплению авторитета власти.

Работа с обращениями  граждан – живая и многогранная деятельность. Для обеспечения реализации права граждан на обращения принят Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан». За последние 15 лет проведена большая работа по дебюрократизации государственного аппарата, в результате которой принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих работу государственных органов и организаций с гражданами и юридическими лицами[30]. Так, революционным в сфере законодательства об обращениях граждан можно назвать Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», которым введены существенные новшества в работу государственных органов и организаций с гражданами. Одной из важнейших норм данного Указа № 498 стала норма о распространении законодательства о рассмотрении обращений граждан на порядок рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обращений из средств массовой информации. Указ № 498 вступил в силу 18 января 2008 года.

Принятой Президентом  Республики Беларусь 27 декабря 2006 года Директивой № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» определены подходы, которые в настоящее время являются актуальными, особо необходимыми и первоочередными при работе с гражданами. Это недопущение проявлений волокиты, формализма, бюрократизма, внедрение новых форм работы с населением (предварительная запись на приём, консультирование, выездные приёмы граждан), установление удобного для граждан режима работы и т. д.

Информация о работе Заявления и жалобы граждан