Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.
Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Бел
Введение...……………………………………………………………………………5
1 Теоретико-правовые основы обращений граждан
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика……………………………...13
2 Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан
2.1 Требования и сроки рассмотрения, предъявляемые к обращениям граждан……………...………………………………………………………………18
2.2 Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20
2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан……….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..35
Права граждан в сфере административного права по степени возможности их реализации могут быть разделены:
- абсолютные, реализация которых зависит от волеизъявления гражданина (право на медицинскую помощь, право на участие в государственном управлении в соответствующих формах, право на имя, фамилию и др.);
- относительные, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также и от наличия фактических возможностей их осуществления в данном месте и в данное время (право на поступление в высшее учебное заведение, осуществление которого зависит от результатов сдачи экзаменов; право на управление транспортным средством зависит от состояния здоровья и сдачи экзаменов и др.).
Права и обязанности граждан в административно-правовой сфере могут также дифференцированы на:
- общие, которые
- специальные права и
обязанности в той или иной
сфере административного права.
По содержанию права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока:
- право на государственную службу;
- право на внесение предложений;
- право на получение
необходимой документальной
- пользоваться бесплатными благами;
- получать помощь;
- пользоваться платными услугами и др.
- подачи жалобы на действия должностных лиц;
- право на юридическую помощь;
- право на защиту в
случаях крайней необходимости
и необходимой обороны и др.[
Важным элементом
1.Правовые гарантии –
определяются наличием
2.Политико-правовые гарантии,
связанные с конституционно-
3.Организационные –
4.Экономические, зависящие
от состояния материально-
5.Образовательные –
Основой гарантий служит Конституция, ее положения, определяющие их основную направленность и содержание. В качестве примера можно назвать ст. ст. 1 и 2 Конституции Республики Беларусь. Так, в ст. 2 закреплено положение о приоритете прав и свобод граждан в системе отношений «человек – общество – государство»[9], что гарантирует возможность реального использования законных прав и свобод, в том числе и в сфере административного права[26, с. 28].
В ст. 22 Конституции Республики Беларусь указано, что «все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов» [9]. Относится это к правам граждан в административно-правовой сфере.
Важным элементом гарантий
прав и свобод граждан в сфере
административного права служит
система правозащитных органов,
к числу которых относятся
органы милиции, суда, прокуратуры и
др. Вся их деятельность осуществляется
на основе Конституции и иного
законодательства, и поэтому она
вполне законна. Однако нельзя отрицать
наличие субъективного фактора
в деятельности этих органов, позволяющего
конкретному государственному служащему
данных органов в пределах закона
принимать то или иное решение, от
которого очень часто зависит
благополучие гражданина, а в ряде
случаев и его судьба. Именно поэтому
подборка и расстановка служащих
на ряд государственных
Указанные органы и должностные лица, выполняя свою роль, действуют по двум направлениям:
Ст. 21 Конституции устанавливает, что Республика Беларусь гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина[9]. Это положение лежит в основе законодательных и подзаконных актов, определяющих механизм реализации прав и свобод. В частности, они закреплены в законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан», где предусмотрены возможность и порядок обращения граждан в соответствующие государственные органы для реализации своих прав и свобод в административно-правовой сфере[26, с. 29].
Право граждан на обращение – одно из наиболее важных конституционных прав граждан. В ст. 40 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивирован[9].
Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» ( в редакции от 1 ноября 2004 года) (далее – Закон) определены формы обращений, порядок обращений, порядок рассмотрения обращений, установлена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан. При этом в прежней редакции Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» (в редакции от 6 июня 1996 года) (далее – прежний Закон) не содержалось тех изменений, которые существенно изменили законодательство Беларуси в связи с принятием Закона.
Существенными новациями по сравнению с прежним Законом необходимо отметить появление в Законе более конкретных дефиниций, четкости и доступности изложения норм права[29, с. 122].
К примеру, в ст. 1 Закона впервые дается определение обращения, под которым понимается индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме[30].
Различают также понятия трех форм обращений граждан. Так, в ст. 2 прежнего Закона под заявлениями понимались обращения граждан, направленные на установление конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан; под жалобами – обращения граждан, содержащие требования восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействием должностных лиц, соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий; под предложением – обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшения деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий[31].
В ст. 1 Закона под данными формами обращений понимается:
- «предложение - рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
- заявление - ходатайство
о реализации прав, свобод и
(или) законных интересов
- жалоба - требование о
восстановлении прав, свобод и
(или) законных интересов
Дополнительно данная статья вводит понятие анонимного обращения, под которым признается обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество, либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан)[30].
При этом обращения граждан могут быть как устные, так и письменные[29, с. 121]. «Письменное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме; устное - обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации»[30].
Итак, опыт развития человеческого
общества свидетельствует о том,
что действия субъектов власти могут
быть неправомочными, и причины здесь
различны: выбор не самого лучшего
варианта из-за небрежности, пристрастности,
некомпетентности; злоупотребление
правом и др. Поэтому в интересах
дела право одной стороны решать,
использовать власть должно быть уравновешено
правом другой стороны на обращение
с целью ходатайства о
Поэтому точность определения форм обращений, закрепление прав и обязанностей как граждан, так и государственных органов, установление определенного порядка рассмотрения обращений, а также ответственности за нарушение законодательства, закрепленные в Конституции, законах и указах способствуют обеспечению административно-правовых гарантий граждан.
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан
Право граждан на обращение – одно из наиболее важных конституционных прав граждан, которое закреплено в ст. 40 Конституции Республики Беларусь[9]. Так, гражданам гарантируется право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а в отношении государственных органов и должностных лиц устанавливается их обязанность рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определённый законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. В свою очередь, для государственных органов обращения граждан являются одним из основных источников информации, необходимой для принятия качественных и эффективных решений. Открытый диалог граждан и органов власти является важным элементом правового государства и гражданского общества.
Своевременное принятие решений по обращениям граждан способствует росту и укреплению авторитета власти.
Работа с обращениями граждан – живая и многогранная деятельность. Для обеспечения реализации права граждан на обращения принят Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан». За последние 15 лет проведена большая работа по дебюрократизации государственного аппарата, в результате которой принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих работу государственных органов и организаций с гражданами и юридическими лицами[30]. Так, революционным в сфере законодательства об обращениях граждан можно назвать Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», которым введены существенные новшества в работу государственных органов и организаций с гражданами. Одной из важнейших норм данного Указа № 498 стала норма о распространении законодательства о рассмотрении обращений граждан на порядок рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обращений из средств массовой информации. Указ № 498 вступил в силу 18 января 2008 года.
Принятой Президентом Республики Беларусь 27 декабря 2006 года Директивой № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» определены подходы, которые в настоящее время являются актуальными, особо необходимыми и первоочередными при работе с гражданами. Это недопущение проявлений волокиты, формализма, бюрократизма, внедрение новых форм работы с населением (предварительная запись на приём, консультирование, выездные приёмы граждан), установление удобного для граждан режима работы и т. д.