Заявления и жалобы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.
Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Бел

Содержание

Введение...……………………………………………………………………………5
1 Теоретико-правовые основы обращений граждан
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика……………………………...13
2 Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан
2.1 Требования и сроки рассмотрения, предъявляемые к обращениям граждан……………...………………………………………………………………18
2.2 Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20
2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан……….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО.docx

— 82.91 Кб (Скачать)

Жалоба – требование о  восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных  лиц государственных органов, иных организаций или граждан[9].

Необходимо обратить внимание, что заявление порой ошибочно приравнивают к жалобам. Жалобой  считается лишь то обращение, в котором  содержится информация о нарушении  личных прав обратившегося или иных конкретных лиц.

Разновидностями обращений  граждан, которые не нашли отражения  в Законе, являются отзывы и запросы  юридического (неюридического) характера.

Отзывы (отклики) – это  обращения граждан, содержащие личное мнение, оценку проектов законодательных  актов, публикаций газет, журналов, радиопередач.

Запросы юридического (неюридического) характера – это обращения  граждан в государственные органы, общественные предприятия по предоставлению сведений и разъяснений об их правах или обязанностях отдельных органов, учреждений, организаций, предприятий  и должностных лиц по различным  вопросам[4, с. 42].

Кроме названных видов  обращений граждан белорусскому законодательству известны также такие  виды обращений, как замечание и  ходатайство[12].

Систематическое толкование нормативных правовых актов позволяет  предположить следующие дефиниции  данных понятий: замечание – сообщение  о нарушении законодательства, о  недостатках в работе государственных  органов, иных организаций (должностных  лиц) либо критика указанных органов, организаций (должностных лиц); ходатайство  – письменная просьба лица о признании  за ним определенного статуса, прав и свобод в случаях, прямо указанных  в законодательстве Республики Беларусь.

Обращения граждан разделяются  и по своему характеру. Определить характер обращения - значит, установить характер прав, свобод и законных интересов, на защиту или реализацию которых  оно направлено. В Конституции  Республики Беларусь закрепляются пять основных видов прав и свобод человека и гражданина: личные, политические, экономические, социальные и культурные. Следовательно, и обращения граждан  можно разделить на обращения, направленные на реализацию и защиту: личных прав; политических прав; экономических прав; социальных прав; культурных прав.

Обращение, согласно статье 1 Закона, может быть подано как в  устной, так и в письменной форме[11, c. 39-40]. Письменное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в письменной форме; устное обращение – обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации[4, с. 42].

В настоящее время существует единственный способ изложения устных обращений - на личном приеме (ст. 11 Закона). В то же время в пункте 1.7 Директивы  № 2 закреплены и на практике широко применяются такие способы подачи устных обращений, как телефонные «горячие линии», проведение встреч с населением по месту жительства и в коллективах  работников и другие. Кроме того, в последнее время растет число  обращений, поданных с помощью электронных  средств связи.

В зависимости от количества обращений в тот или иной орган  обращения подразделяются на первичные и повторные[13]. Обращение должно быть рассмотрено и разрешено в полном объеме при подаче первого обращения. Однако нередко встречаются и повторные обращения. В соответствии со статьей 1 Закона под повторными обращениями понимаются обращения граждан (гражданина) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган. Причинами подачи повторных обращений могут быть как нарушение порядка работы с обращениями граждан со стороны уполномоченных должностных лиц, так и злоупотребление предоставленным правом на обращение со стороны граждан.

Повторное обращение является необоснованным, если первичное было рассмотрено и разрешено полно, всесторонне, объективно и своевременно (по ним имеются результаты исчерпывающих  проверок и гражданам даны ответы в соответствии с законодательством), а повторное обращение не содержит новых доводов или вновь открывшихся обстоятельств.

Обращения могут быть классифицированы по такому критерию, как количество лиц, на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов которых направлены данные обращения[14, c. 284]. Исходя из указанного критерия можно выделить обращения индивидуальные, коллективные и анонимные.

В соответствии со статьей 1 Закона индивидуальное обращение - это  обращение одного гражданина в государственный  орган. Коллективное, соответственно, - обращение двух и более граждан. Под анонимным обращением понимается обращение гражданина (граждан) в  государственный орган, в котором  не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы), либо отсутствует  личная подпись гражданина (граждан)[15]. 3акон устанавливает единый порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений. В силу статьи 7 Закона анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключение обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

В зависимости от инстанции, уполномоченной рассматривать то или  иное обращение, можно выделить обращения, подлежащие рассмотрению в органах  первой инстанции, отнесенные к компетенции  вышестоящей инстанции и обращения, поданные с нарушением компетенции. В силу пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических  лиц» (далее Указ № 498) все обращения (предложения, заявления, жалобы, а также  ходатайства и замечания) первоначально  подлежат рассмотрению по существу в  органах первой инстанции. Ко второй группе относятся жалобы граждан  на решения органов первой инстанции. Исключение составляют случаи, когда  рассмотрение тех или иных обращений  относится к исключительной компетенции  вышестоящего государственного органа (ст. 9 Закона).

Порядок рассмотрения обращений  граждан урегулирован различными нормативными правовыми актами. Отсюда обращения  можно разделить на рассматриваемые  в общем порядке (в соответствии с Законом) и на подлежащие рассмотрению в специальном порядке (для которых  законодательством установлен иной порядок рассмотрения). К первой группе обращений относятся предложения, заявления и жалобы. Ко второй - замечания  и предложения, изложенные в книге  замечаний и предложений, а также ходатайства[11, с. 40-41].

Отнесение обращений граждан  к определенному виду в ряде случаев  условно, так как в одном документе  часто сочетаются различные виды обращений. Тем не менее определение вида обращения является важным для проведения последующего их анализа и выработки мер, направленных на своевременное устранение причин, порождающих нарушение прав, свобод и (или) законных интересов граждан, совершенствование работы с населением[4, с. 42].

Таким образом, обращения  граждан - это форма взаимодействия гражданина (граждан), индивидуального  предпринимателя, юридического лица с  государственными органами или иными  организациями (должностными лицами), направленная на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих  прав, свобод и законных интересов. Обращения граждан можно классифицировать по различным основаниям, но наиболее распространенными видами обращений  граждан, получившими отражение  в Законе, являются предложение, заявление  и жалоба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Правовое регулирование  рассмотрения обращений граждан

2.1 Требования  и сроки рассмотрения, предъявляемые  к обращениям граждан 

 

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 498 «О дополнительных мерах по работе с  обращениями граждан и юридических  лиц» и Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан», письменное обращение должно содержать:

  • наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;
  • фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);
  • изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);
  • личную подпись гражданина.

К письменным обращениям прилагаются  документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени  других граждан в случаях, предусмотренных  частью второй статьи 4 настоящего Закона (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).

К письменным обращениям могут  прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных  органов, иных организаций, а также  иные документы, необходимые для рассмотрения обращений[16, c. 74].

Письменные обращения, не соответствующие вышеуказанным  требованиям, могут быть оставлены  без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о  причинах оставления обращений без  рассмотрения[17, c. 47]. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном законодательством.

Обращения рассматриваются  не позднее одного месяца со дня  их регистрации в учреждении, а  обращения, не требующие дополнительного  изучения и проверки, – не позднее  пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной  проверки, запроса необходимой информации руководителем может быть принято  решение о продлении указанного срока, но не более чем на один месяц  с одновременным уведомлением об этом граждан[18].

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном  преступлении.

Требования, предъявляемые  к устным обращениям граждан в  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан»

При приходе на личный прием  заявитель должен предоставить один из следующих документов:

  • паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • вид на жительство в Республике Беларусь;
  • удостоверение беженца;
  • паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу иностранных граждан или лиц без гражданства, выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или международной организацией[19].

При приходе на личный прием  представитель заявителя должен предоставить один из документов, указанных  в части первой данного пункта, и документ, подтверждающий в соответствии с законодательством его полномочия (доверенность, удостоверение руководителя юридического лица и другое).

Должностное лицо, проводящее личный прием, после рассмотрения обращения  заявителя вправе принять одно из следующих решений:

  • дать устное разъяснение (пояснение, рекомендацию) по существу поставленных заявителем вопросов или пояснить ему, что вопросы, изложенные в его обращении, не относятся к компетенции Минздрава или подчиненной организации;
  • удовлетворить просьбу, содержащуюся в обращении, сообщив заявителю порядок и сроки исполнения принятого решения;
  • отказать в удовлетворении просьбы, содержащейся в обращении заявителя, разъяснив ему мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;
  • разъяснить заявителю, что его устное обращение не может быть разрешено на личном приеме, и рекомендовать заявителю подготовить и представить письменное обращение;
  • принять иные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Соблюдение установленных  сроков играет чрезвычайно важную роль, так как промедления в исполнении могут привести к непоправимым последствиям, делающим невозможным восстановление законных прав и интересов человека, а также причинить ему значительный ущерб.

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Организация  делопроизводства по обращениям  граждан

 

 

Организация делопроизводства по обращениям граждан должна обеспечивать выполнение следующих основных правил:

  • регистрация всех поступающих обращений граждан;
  • контроль за рассмотрением обращений и выполнением принятых по ним решений;
  • информирование граждан о решениях, принятых по их обращениям;
  •    направление непрофильных для организации обращений по принадлежности с обязательным уведомлением граждан об этом;
  • систематический анализ и обобщение результатов рассмотрения обращений, выявление и устранение причин, порождающих нарушения прав и законных интересов граждан, изучение общественного мнения с целью совершенствования работы государственных органов.

Информация о работе Заявления и жалобы граждан