Заявления и жалобы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.
Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Бел

Содержание

Введение...……………………………………………………………………………5
1 Теоретико-правовые основы обращений граждан
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика……………………………...13
2 Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан
2.1 Требования и сроки рассмотрения, предъявляемые к обращениям граждан……………...………………………………………………………………18
2.2 Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20
2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан……….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО.docx

— 82.91 Кб (Скачать)

После вхождения белорусских  земель в состав Российской империи  на них распространилось российское законодательство, в том числе  и об обращениях граждан[3, с. 9].

В период Российской империи  обращения составляли отдельную  группу документации, получившей название «просительской». По указу Екатерины  II с 80-х гг. XVIII в. было предписано «вместо челобитен подавать жалобницы или прошения».

Вся просительская документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.

Жалобами назывались прошения, подаваемые в высшие учреждения по поводу несправедливых решений или  действий низших учреждений. Доносы представляли информацию о преступлениях, злоупотреблениях или проступках. Отзыва использовались в судопроизводстве и имели значение апелляционных документов.

Тексты прошений и жалоб  излагались по пунктам, в первом из которых указывалась причина  написания документа, в последующих  – «само дело», в конце документа  приводилась «просьба»[4, с. 44].

Манифестом от 1 января 1810 года Александр I учредил Государственный совет, в состав которого входила комиссия прошений, которая рассматривала три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. Указом от 21 марта 1890 года Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых[3, с. 9].

В середине XIX века право  ходатайствовать «о прекращении  местных злоупотреблений» или об «устранении неудобств, замеченных в местном управлении» непосредственно  перед его Императорским Величеством  имело только дворянство. Другие группы населения таких прав не имели. Поэтому  возникала необходимость в структурах, занимающихся исключительно рассмотрением  просьб, жалоб и прошений.

В итоге были учреждены  Отдел прошений, Комиссия прошений, Канцелярия Его Императорского Величества по принятию прошений, а в качестве исполнительного органа при военном  министре - общая Канцелярия. В задачу последней входило представление  на решение военного министра «силою законов все затруднения, проистекающие  не от недостатка или неясности закона или постановления, но собственно от недоразумения местных исполнителей военно-сухопутного управления».

В 1869 году в Своде Военных  Постановлений было особо оговорено, что «делопроизводство по частным  просьбам», поступающим на имя военного министра, поручается лицам из числа  состоящих в распоряжении самого министра. Круг обязанностей этих лиц  явился своего рода основой для образования  Особой комиссии, позже выросшей в  Особую канцелярию для приема посетителей  и разбора просьб, подаваемых военному министру.

Комиссия занималась в  основном жалобами на неправильное назначение дополнительно выделяемых от ведомств или предприятий эмеритальных пенсий или неправильный отказ в назначении таких пенсий, а также вопросами, касающимися гербового сбора, назначения единовременных пособий, наград и милостей[5, c. 8 – 11].

До 1905 года прошения подавались строго по сословному признаку. В соответствии с Указом императора Николая II от 18 февраля 1905 года право подачи прошений было предоставлено всем гражданам  России[6, с. 85-87]. Вместе с тем, в отличие  от других политических прав и свобод подданных Российской империи, право на обращение еще не стало их конституционным правом, поскольку в тексте Основных государственных законов, утвержденных императором 22 апреля 1906 года оно не было закреплено.

Октябрьская революция 1917 года повлекла за собой значительные изменения  в системе работы с обращениями  граждан. В частности, была отменена такая разновидность документа, как прошение. В практику документирования вошли новые виды документов, отражавшие специфику революционных преобразований, например «заявление», выражающие право  «заявлять», а не «покорнейше просить»[4, с. 44].

После Октябрьской революции  все ранее действовавшие правила  по работе с прошениями были отменены.

В послереволюционный период институт обращений по инстанциям реализовывался в различных формах. К примеру, его выражением стали «ходоки  к Ленину», обеспечивавшие в свое время высшему руководству обратную связь с населением[5, c. 23].

Работа с обращениями  граждан в 20-е годы XX века велась следующим образом. Поступающие  обращении должны были вскрывать проявления бюрократизма и привлекать к борьбе с ними органы партийно-государственного контроля. Большинство жалоб не относились к указанным вопросам об устранении неполадок в работе госаппарата, как рассчитывали инициаторы данного органа. Поэтому несмотря на отдельные достижения в работе Бюро жалоб оставалось много нерешенных вопросов, перед Бюро ставились новые задачи. Процесс их становления и перестройки растянулся на несколько лет. В 1924 г. даже вставал вопрос ликвидации Бюро жалоб при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР (далее НК РКИ).

Порядок работы местных бюро жалоб в каждой республики определялся  особо. В 1921 г. были подготовлены циркулярные  письма Президиума Верховного Центрального исполнительного комитета о порядке  подачи жалоб и заявлений, в которых  более точно и конкретно определяются права и обязанности Бюро жалоб, в том числе и местных. В  сентябре 1921 г. на имя заведующего  Бюро жалоб при НК РКИ БССР поступила  докладная записка заведующего  Бюро жалоб НК РКИ СССР с проектом Положения о Центральном и  Местных Бюро жалоб РКИ Белоруссии. На его основании в 1922 г. было разработано  Положение о Бюро жалоб при  НК РКИ Белоруссии, а также Положение  о Местных Бюро жалоб. В 1929 г. эти  положением были переработаны.

Согласно этим документам Бюро жалоб являлось самостоятельным  структурным подразделением в составе  НК РКИ БССР. Жалобы должны были приниматься  от всех без исключения граждан в  присутственные дни. Жалобы и заявления подавались в Бюро лично и по почте, в письменном или словесной форме, все они регистрировались в журнале.

В журнале регистрации  жалоб фамилии и инициалы жалобщиков размещались в алфавитном порядке. Каждой жалобе присваивался регистрационный  номер, который являлся порядковым номером поступившей жалобы. Этот номер проставлялся вслед за фамилией. После него указывался номер дела, в котором хранились исполненные  жалоба или заявление, а также  ее порядковый номер в деле.

Устные жалобы также заносились в журнал в присутствии заявителя, зачитывались ему и им подписывались, если он был грамотен.

Жалобы и заявления  должны были содержать точные сведения о заявителе (его фамилию, имя, отчество, адрес) и о лице или учреждении, на действие которого приносится жалоба, изложение обстоятельств дела, перечень свидетелей и доказательств, подтверждавших жалобу, если такие были. К жалобам  или заявлениям могли быть приложены  необходимые документы в подлинниках  или заверенных копиях, которые после  рассмотрения жалобы возвращались заявителю[6].

Большинство жалоб оформлялось  от руки на бумаге различного формата, а также на черновиках. Это объяснялось  дефицитом бумаги. Подача жалобы или  заявления осуществлялась без всякой оплаты гербовым, канцелярским или  простым почтовым сбором[7].

Рассмотрению подлежали  жалобы, в которых сообщалось о  нарушениях или неисполнении декретов, распоряжений центральной власти, злоупотреблением должностных лиц, канцелярской волоките, грубом обращении с гражданами, арестах, обысках, конфискациях ревизиях имущества  граждан. Жалобы на действия частных  лиц рассмотрению Бюро не подлежали.

Жалобы могли подаваться не только лично потерпевшим, но также  лицами и учреждениями, оказавшимися свидетелями незаконных действий. Жалобщики  ни в коем случае не подвергались административным репрессия (лишь в исключительных случаях).

Все жалобы и заявления, поступающие  в Бюро, должны были быть рассмотрены  в 3-7-дневный срок, если по ним не требовалось справок и материалов из других городов. Все постановления  и решения Бюро жалоб утверждались, затем сообщались заявителям и подлежали  обязательному исполнению в сроки, устанавливаемые Бюро. Виновные в  неисполнении решений несли ответственность  в соответствии с Уголовным кодексом. Вынесенные постановления и распоряжения по жалобам могли быть обжалованы в вышестоящие инстанции в 2-недельный  срок с того дня, когда они стали известны жалобщику[8, с. 14-15].

В настоящее время право  граждан на обращение в государственные  органы в Республике Беларусь закреплено конституционно и является важным средством  осуществления и охраны прав личности и участия граждан в управлении делами государства и общества. Порядок  рассмотрения обращений граждан регулируется широким кругом нормативных актов, основным из которых является Закон от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан».

Таким образом, в истории  развития института «обращений граждан» можно выделить следующие этапы: досоветский, советский, постсоветский (современный). Каждый из этих этапов имеет  свои особенности перечислить в  организации работы с обращениями  граждан, знание которых, необходимо для  правильного понимания сущности права граждан на обращение как  одной из несомненных ценностей  современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды обращений  граждан и их характеристика

 

 

Как отмечается в научной  литературе, термин «обращение» носит  обобщающий, собирательный характер. Обращения содержат различную информацию, не совпадают по общественной и юридической  направленности, и влекут разные правовые последствия.

Собирательный характер термина  «обращение» воспринял и белорусский  законодатель[3, с. 9]. В соответствии со статьей 1 Закона обращение –  индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме[9].

Актуальным является вопрос о возможности подачи обращений  в интересах третьих лиц. Так, одни ученые, в частности Л.И. Ратнер, признают такую возможность. Другие (П.И. Кононов), исходя из принципа уважения и недопустимости вторжении в личные права и свободы личности, отрицают. Третьи (например, Л.И. Иванова) считают, что такие обращения возможны, но только в случаях, прямо установленных в законодательстве. Согласно статье 4 Закона граждане вправе обращаться в государственные органы и иные организации лично или через своего представителя. В силу статьи 7 Закона одним из оснований оставления обращения без рассмотрения является неприложение к письменному обращению документов, подтверждающих полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан. Следовательно, наш законодатель закрепляет второй подход. Представляется, что в некоторых случаях подавать обращения в интересах третьих лиц не только возможно, но и необходимо[10]. Так, в главе 11 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь 1999 года прямо закреплено право государственных органов, юридических лиц и граждан от собственного имени защищать права других лиц, но только в случаях, указанных в законодательстве.

Дискуссионным в науке  является также вопрос о круге  адресатов, которым могут направляться обращения. Л.И. Иванова называет в  качестве таковых только органы исполнительной власти. Статья 40 Конституции Республики Беларусь закрепляет возможность обращаться во все государственные органы, а  в статье 1 Закона в качестве возможных  адресатов называются также «иные  организации (должностные лица)». М.А. Миронов полагает, что обращения  могут направляться лишь в те органы, которые прямо указаны в Конституции. А.Г. Тиковенко допускает возможность расширения круга адресатов обращений в Законе. Более обоснованной представляется вторая позиция. Ведь никаких запретов относительно расширения в законодательстве закрепленных в Основном Законе прав действующее законодательство не содержит.

Таким образом, под обращением граждан следует понимать форму  взаимодействия гражданина (граждан), индивидуального предпринимателя, юридического лица с государственными органами или иными организациями (должностными лицами), направленную на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих прав, свобод и законных интересов, а в случаях, указанных в законодательстве, прав, свобод и законных интересов иных лиц а также на совершенствование государственного управления[3, с. 9-10].

Актуальным является также  вопрос о видах обращений. Многообразие обращений граждан обуславливает  их разделение по различным основаниям:

1) по содержанию;

2) по срокам рассмотрения;

3) по срокам давности;

4) по характеру обращений;

5) по форме обращения;

6) по количеству обращения  в тот или иной орган;

7) по количеству авторов  обращения;

8) по инстанции, уполномоченной  рассматривать обращение;

9) по установленному порядку  рассмотрения обращений граждан.

 Под содержанием обращения  следует понимать сведения, заключенные  в нем, а также цель, которую  преследует автор, подавая обращение.  В зависимости от содержания  статья 1 Закона закрепляет такие  виды обращений, как предложение,  заявление и жалоба[11, с. 38].

Предложение – рекомендации по улучшению деятельности государственных  органов, иных организаций (должностных  лиц), совершенствованию правового  регулирования отношений в государственной  и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства  и общества.

Заявление – ходатайство  о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением.

Информация о работе Заявления и жалобы граждан