Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.
Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Бел
Введение...……………………………………………………………………………5
1 Теоретико-правовые основы обращений граждан
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика……………………………...13
2 Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан
2.1 Требования и сроки рассмотрения, предъявляемые к обращениям граждан……………...………………………………………………………………18
2.2 Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20
2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан……….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..35
После вхождения белорусских земель в состав Российской империи на них распространилось российское законодательство, в том числе и об обращениях граждан[3, с. 9].
В период Российской империи обращения составляли отдельную группу документации, получившей название «просительской». По указу Екатерины II с 80-х гг. XVIII в. было предписано «вместо челобитен подавать жалобницы или прошения».
Вся просительская документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.
Жалобами назывались прошения, подаваемые в высшие учреждения по поводу несправедливых решений или действий низших учреждений. Доносы представляли информацию о преступлениях, злоупотреблениях или проступках. Отзыва использовались в судопроизводстве и имели значение апелляционных документов.
Тексты прошений и жалоб излагались по пунктам, в первом из которых указывалась причина написания документа, в последующих – «само дело», в конце документа приводилась «просьба»[4, с. 44].
Манифестом от 1 января 1810 года Александр I учредил Государственный совет, в состав которого входила комиссия прошений, которая рассматривала три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. Указом от 21 марта 1890 года Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых[3, с. 9].
В середине XIX века право
ходатайствовать «о прекращении
местных злоупотреблений» или об
«устранении неудобств, замеченных
в местном управлении»
В итоге были учреждены
Отдел прошений, Комиссия прошений,
Канцелярия Его Императорского Величества
по принятию прошений, а в качестве
исполнительного органа при военном
министре - общая Канцелярия. В задачу
последней входило
В 1869 году в Своде Военных Постановлений было особо оговорено, что «делопроизводство по частным просьбам», поступающим на имя военного министра, поручается лицам из числа состоящих в распоряжении самого министра. Круг обязанностей этих лиц явился своего рода основой для образования Особой комиссии, позже выросшей в Особую канцелярию для приема посетителей и разбора просьб, подаваемых военному министру.
Комиссия занималась в основном жалобами на неправильное назначение дополнительно выделяемых от ведомств или предприятий эмеритальных пенсий или неправильный отказ в назначении таких пенсий, а также вопросами, касающимися гербового сбора, назначения единовременных пособий, наград и милостей[5, c. 8 – 11].
До 1905 года прошения подавались строго по сословному признаку. В соответствии с Указом императора Николая II от 18 февраля 1905 года право подачи прошений было предоставлено всем гражданам России[6, с. 85-87]. Вместе с тем, в отличие от других политических прав и свобод подданных Российской империи, право на обращение еще не стало их конституционным правом, поскольку в тексте Основных государственных законов, утвержденных императором 22 апреля 1906 года оно не было закреплено.
Октябрьская революция 1917 года
повлекла за собой значительные изменения
в системе работы с обращениями
граждан. В частности, была отменена
такая разновидность документа,
как прошение. В практику документирования
вошли новые виды документов, отражавшие
специфику революционных
После Октябрьской революции
все ранее действовавшие
В послереволюционный период
институт обращений по инстанциям реализовывался
в различных формах. К примеру,
его выражением стали «ходоки
к Ленину», обеспечивавшие в свое
время высшему руководству
Работа с обращениями граждан в 20-е годы XX века велась следующим образом. Поступающие обращении должны были вскрывать проявления бюрократизма и привлекать к борьбе с ними органы партийно-государственного контроля. Большинство жалоб не относились к указанным вопросам об устранении неполадок в работе госаппарата, как рассчитывали инициаторы данного органа. Поэтому несмотря на отдельные достижения в работе Бюро жалоб оставалось много нерешенных вопросов, перед Бюро ставились новые задачи. Процесс их становления и перестройки растянулся на несколько лет. В 1924 г. даже вставал вопрос ликвидации Бюро жалоб при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР (далее НК РКИ).
Порядок работы местных бюро
жалоб в каждой республики определялся
особо. В 1921 г. были подготовлены циркулярные
письма Президиума Верховного Центрального
исполнительного комитета о порядке
подачи жалоб и заявлений, в которых
более точно и конкретно
Согласно этим документам Бюро жалоб являлось самостоятельным структурным подразделением в составе НК РКИ БССР. Жалобы должны были приниматься от всех без исключения граждан в присутственные дни. Жалобы и заявления подавались в Бюро лично и по почте, в письменном или словесной форме, все они регистрировались в журнале.
В журнале регистрации
жалоб фамилии и инициалы жалобщиков
размещались в алфавитном порядке.
Каждой жалобе присваивался регистрационный
номер, который являлся порядковым
номером поступившей жалобы. Этот
номер проставлялся вслед за фамилией.
После него указывался номер дела,
в котором хранились
Устные жалобы также заносились в журнал в присутствии заявителя, зачитывались ему и им подписывались, если он был грамотен.
Жалобы и заявления
должны были содержать точные сведения
о заявителе (его фамилию, имя, отчество,
адрес) и о лице или учреждении,
на действие которого приносится жалоба,
изложение обстоятельств дела, перечень
свидетелей и доказательств, подтверждавших
жалобу, если такие были. К жалобам
или заявлениям могли быть приложены
необходимые документы в
Большинство жалоб оформлялось от руки на бумаге различного формата, а также на черновиках. Это объяснялось дефицитом бумаги. Подача жалобы или заявления осуществлялась без всякой оплаты гербовым, канцелярским или простым почтовым сбором[7].
Рассмотрению подлежали жалобы, в которых сообщалось о нарушениях или неисполнении декретов, распоряжений центральной власти, злоупотреблением должностных лиц, канцелярской волоките, грубом обращении с гражданами, арестах, обысках, конфискациях ревизиях имущества граждан. Жалобы на действия частных лиц рассмотрению Бюро не подлежали.
Жалобы могли подаваться не только лично потерпевшим, но также лицами и учреждениями, оказавшимися свидетелями незаконных действий. Жалобщики ни в коем случае не подвергались административным репрессия (лишь в исключительных случаях).
Все жалобы и заявления, поступающие
в Бюро, должны были быть рассмотрены
в 3-7-дневный срок, если по ним не
требовалось справок и
В настоящее время право граждан на обращение в государственные органы в Республике Беларусь закреплено конституционно и является важным средством осуществления и охраны прав личности и участия граждан в управлении делами государства и общества. Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется широким кругом нормативных актов, основным из которых является Закон от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан».
Таким образом, в истории развития института «обращений граждан» можно выделить следующие этапы: досоветский, советский, постсоветский (современный). Каждый из этих этапов имеет свои особенности перечислить в организации работы с обращениями граждан, знание которых, необходимо для правильного понимания сущности права граждан на обращение как одной из несомненных ценностей современного общества.
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика
Как отмечается в научной литературе, термин «обращение» носит обобщающий, собирательный характер. Обращения содержат различную информацию, не совпадают по общественной и юридической направленности, и влекут разные правовые последствия.
Собирательный характер термина
«обращение» воспринял и
Актуальным является вопрос о возможности подачи обращений в интересах третьих лиц. Так, одни ученые, в частности Л.И. Ратнер, признают такую возможность. Другие (П.И. Кононов), исходя из принципа уважения и недопустимости вторжении в личные права и свободы личности, отрицают. Третьи (например, Л.И. Иванова) считают, что такие обращения возможны, но только в случаях, прямо установленных в законодательстве. Согласно статье 4 Закона граждане вправе обращаться в государственные органы и иные организации лично или через своего представителя. В силу статьи 7 Закона одним из оснований оставления обращения без рассмотрения является неприложение к письменному обращению документов, подтверждающих полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан. Следовательно, наш законодатель закрепляет второй подход. Представляется, что в некоторых случаях подавать обращения в интересах третьих лиц не только возможно, но и необходимо[10]. Так, в главе 11 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь 1999 года прямо закреплено право государственных органов, юридических лиц и граждан от собственного имени защищать права других лиц, но только в случаях, указанных в законодательстве.
Дискуссионным в науке
является также вопрос о круге
адресатов, которым могут направляться
обращения. Л.И. Иванова называет в
качестве таковых только органы исполнительной
власти. Статья 40 Конституции Республики
Беларусь закрепляет возможность обращаться
во все государственные органы, а
в статье 1 Закона в качестве возможных
адресатов называются также «иные
организации (должностные лица)». М.А.
Миронов полагает, что обращения
могут направляться лишь в те органы,
которые прямо указаны в
Таким образом, под обращением
граждан следует понимать форму
взаимодействия гражданина (граждан),
индивидуального
Актуальным является также
вопрос о видах обращений. Многообразие
обращений граждан
1) по содержанию;
2) по срокам рассмотрения;
3) по срокам давности;
4) по характеру обращений;
5) по форме обращения;
6) по количеству обращения в тот или иной орган;
7) по количеству авторов обращения;
8) по инстанции, уполномоченной рассматривать обращение;
9) по установленному порядку
рассмотрения обращений
Под содержанием обращения
следует понимать сведения, заключенные
в нем, а также цель, которую
преследует автор, подавая
Предложение – рекомендации
по улучшению деятельности государственных
органов, иных организаций (должностных
лиц), совершенствованию правового
регулирования отношений в
Заявление – ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением.