Заявления и жалобы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.
Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Бел

Содержание

Введение...……………………………………………………………………………5
1 Теоретико-правовые основы обращений граждан
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика……………………………...13
2 Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан
2.1 Требования и сроки рассмотрения, предъявляемые к обращениям граждан……………...………………………………………………………………18
2.2 Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20
2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан……….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО.docx

— 82.91 Кб (Скачать)

Соответствующим образом  в процессе работы с обращениями  граждан образуется комплекс документов, которые можно разделить на три  основных группы:

  • документы по рассмотрению и использованию обращений граждан;
  • документы по анализу и обобщению обращений граждан;
  • документы по реализации выводов, сделанных в ходе анализа обращений граждан.

Ответственность за организацию  работы с обращениями граждан  несут руководители государственных органов, иных организаций[9]. Они обязаны организовать работы по рассмотрению обращений граждан в соответствии с требованиями Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь по обращениям граждан.

Обращения граждан, в том  числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, независимо от того, в какой государственный  орган или иную организацию они  поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:

  • в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных (подотчетных) им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных (подотчетных) республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненных Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
  • в другие государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций[11].

Согласно статье 9 Закона письменные обращения подлежат обязательному  рассмотрению организациями, к компетенции  которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.

Процесс рассмотрения обращений  включает в себя следующие этапы:

  • выяснение, относится ли вопрос, поставленный в обращения, к компетенции организации, в которую направлен;
  • определение порядка разрешения вопроса по существу;
  • определение исполнителя;
  • установление срока исполнения;
  • непосредственное решение вопросов, поставленных в обращении;
  • подготовка и направление гражданину ответа.

При первичной обработке поступивших письменных обращений сверяется правильность доставки, затем конверты вскрывают и проверяют целостность вложений[20, c. 74]. Как правило, конверты, в которые были вложены поступившие обращения, уничтожаются. Конверты сохраняют в том случае, когда только проставленный на нем штемпель является доказательством даты отправления и получения обращения. Кроме того, адрес автора обращения часто бывает указан лишь на конверте. В этом случае конверт также сохраняют с обращением до конца решения вопроса, а затем подшивают в дело[21, c. 52].

Конверты с пометкой «Лично», адресуемые руководителю или другим работникам организации, вскрываются  только ими. После рассмотрения и  проставления резолюции руководителем  обращения передаются на регистрацию. Обращения, поступившие непосредственно  в структурные подразделения, в  день их поступления также должны быть переданы для регистрации лицу, ответственному за ведения делопроизводства по обращениям граждан.

Все поступившие в государственный  орган, иную организацию (должностному лицу) обращения граждан, в том  числе и принятые на личном приеме, регистрируются в день их поступления[22, c. 6].

Обращения, поступившие непосредственно  в структурные подразделения, в  день их поступления также должны быть переданы для обязательной регистрации  лицу, ответственному за ведение делопроизводства по обращениям граждан[23].

На всех поступивших обращениях проставляется регистрационный  штамп, место расположения которого определяется СТБ 6.38-2004 (на нижнем поле первого листа обращения справа). В регистрационном штампе указываются  наименование организации, в которую  поступило обращение, дата и регистрационный  индекс обращения. Регистрация обращений  граждан, помимо общих задач регистрации  – учет, контроль, справочная работа, является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данной организации.

Пунктом 5 Положения определен  порядок, в соответствии с которым  регистрация обращений осуществляется с использованием одной из следующих  форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольной карточке (далее РКК)), журнальной. При этом следует учитывать, что какая бы из указанных в постановлении форм регистрации ни использовалась, в регистрационную форму должны быть включены реквизиты предусмотренные Примерной формой РКК.

В регистрационные формы  могут дополнительно включаться реквизиты, необходимые для учета, поиска и анализа работы по обращениям граждан. Например: вид обращения (предложение, заявление, жалоба), отметка о передаче обращения из одного структурного подразделения  в другое и др. Учитывая, что форма  РКК устанавливает лишь общий  для всех регистрационных форма  состав реквизитов, она является примерной, что и отражено в ее названии, указанном в приложении к Положению.

При использовании журналов некоторые реквизиты могут быть объединены в одну графу, что позволит сократить их количество.

При журнальной регистрации  обращения учитываются под порядковыми  номерами в течение года. Порядковый номер может дополнительно включать первую букву фамилии заявителя  и другие обозначения[24, c.75]. В целях более оперативного поиска обращений граждан журнал регистрации может вестись в алфавитной форме, при которой обращения будут записываться по алфавиту фамилий авторов.

Индексация обращений  граждан – один из наиболее сложных  и важных вопросов организации работы с этой категорией документов.

Необходимо отметить, что  единый для всех организаций порядок  индексации обращений граждан в  Положении не установлен. Пунктом 8 Положения определено, что регистрационные  индексы обращениям присваиваются  в соответствии с принятой системой регистрации документов государственных  органов, иных организаций. Это означает, что организации следует установить порядок присвоения индексов поступающим  обращениям. При этом необходимо учитывать  основные правила регистрации документов, установленные нормативными актами по делопроизводству.

В статье 7 Закона установлено, что анонимные обращения, как  правило, не рассматриваются. В то же время в целях учета таких  обращений и последующего анализа  работы с обращениями граждан  их также целесообразно регистрировать. В таком случае к порядковому  регистрационному номеру обращения  может добавляться буквенное  обозначение «АН» (анонимное), или  «БП» (без подписи).

Гражданином может быть направлено одновременно обращение нескольким адресатам, и они в конечном итоге  переадресовываются в одну организацию, в компетенции которой находится  решение поставленного вопроса. Все эти обращения в организации-получателе учитываются под одним регистрационным  индексом первого полученного из этих обращений с добавлением  порядковых номеров других обращений.

Если для регистрации  обращений используется традиционная РКК, то количество ее экземпляров определяется, исходя из необходимости обеспечения учета, справочной работы, контроля за исполнением обращений граждан. При журнальной регистрации после заполнения соответствующих граф журнала также может использоваться РКК установленной формы для организации контроля за исполнением поступившего обращения. При использовании РКК в электронном виде она может распечатываться в необходимом количестве экземпляров (при отсутствии локальной компьютерной сети в организации).

Как правило, заполняются  два-три экземпляра РКК. Один экземпляр  вместе с обращением направляется исполнителю, остальные – предназначены для  справочных картотек (в том числе  контрольной).

После рассмотрения обращение  вместе с экземпляром РКК передается из структурного подразделения (от исполнителя) ответственному за ведение делопроизводства в организации для централизованного формирования в дела и картотеки.

РКК систематизируются в  справочной картотеке построенных  по тематическому (структурному), региональному (географическому) признаку систематизируются  преимущественно по алфавиту фамилий  авторов обращений. РКК на коллективные и анонимные обращения, как правило, помещаются в отдельный раздел картотеки.

Зарегистрированное обращение  передается руководителю, который принимает  решение о порядке исполнения обращения, определяет исполнителей, а  также решает, подлежит обращение  постановки на особый контроль или  нет. Решение руководителя оформляется  в виде резолюции.

Срок исполнения в резолюции  допускается не указывать в случае, если для исполнения обращения устанавливается  типовой срок, предусмотренный Законом.

На обращении, как правило, не должно быть более одной резолюции. Последующие резолюции должностных  лиц допускаются лишь в том  случае, если они детализируют порядок  исполнения.

Если в обращении содержатся вопросы, требующие решения нескольких компетентных органов, руководитель организации  рассматривает вопросы, относящиеся  к его компетенции, а остальным  организациям в пятидневный срок пересылаются копии обращений с  сопроводительным письмом. При этом гражданину направляется уведомление  о том, куда переслали для исполнения его обращение[25, c. 7].

При направлении обращения  с сопроводительным письмом в  другие организации определяется порядок  и место регистрации этих писем. Направляемые письма и получаемые из других организаций ответы с необходимыми для рассмотрения обращения сведениями могут регистрироваться у лица, ответственного за ведение делопроизводства по обращениям граждан. В таком случае непосредственно  этим лицом ведутся регистрационные  формы по учету входящих и исходящих  документов. Направляемые письма и  получаемые ответы могут регистрироваться и общих регистрационных формах. Копии направляемых писем и получаемые ответы формируются в деле с обращениями граждан.

Ответы на обращения граждан  оформляются на бланке для писем  в соответствии с Государственным  стандартом Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее СТБ 6.38-2004)[25, c. 9].

Ответ гражданину должен содержать  конкретную информацию по каждому из поставленных в обращении вопросов. Типовая форма ответа на обращение  граждан не установлена.

Не подлежат рассмотрению и обращения граждан, оформленные  с нарушением ст. 7 Закона. Письменные обращения должны содержать наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя и отчество должностного лица), в которые направляется обращение; фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы); изложение сути обращения; личную подпись гражданина. В случае нарушений при оформлении обращений и принятия решения о том, что оно рассмотрению не подлежит, гражданину в пятидневный срок направляется уведомление с указанием причины отказа в рассмотрении обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан

 

 

Административное право  имеет весьма многочисленную группу субъектов: участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации и т.д.

Наиболее часто в роли субъектов этих отношений выступают  граждане, их основные права, свободы  и обязанности в административно-правовой сфере определены Конституцией Республики Беларусь, а конкретное содержание раскрывается в административном и ином законодательстве [26, с. 25].

Итак, гражданин как субъект  административного права – это  участник общественных отношений, выступающий  в роли носителя содержащихся в нормативных  актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих потребностей, участия в  управлении делами общества [9].

В процессе реализации своих  прав, свобод и обязанностей граждане чаще всего вступают в административно-правовые отношения с государственными органами, их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.

Административно-правовые отношения  граждан могут возникать:

  1. на основе реализации гражданами принадлежащих им демократических прав;
  2. в связи с выполнением возложенных на них обязанностей;
  3. в связи с защитой своих прав и законных интересов;
  4. в связи с нарушением (невыполнением) правовых обязанностей.

Информация о работе Заявления и жалобы граждан