Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:34, методичка

Описание работы

Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.

Работа содержит 1 файл

временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен.docx

— 57.08 Кб (Скачать)

Наиболее сложную проблему представляет собой определение  конкурентной цены на проверяемую продукцию  и соответственно отклонения от нее  фактической цены, по которому в  сочетании с фактами изъятия  товаров из обращения можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены.

Цена в условиях свободной  конкуренции (конкурентная цена) равняется  предельным издержкам. Однако механизм определения предельных издержек является теоретической категорией и не нашел  широкого применения в хозяйственной  практике.

За базовую при соответствующих  возможностях и условиях можно взять  цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на конкурентном (данном или соседнем) рынке. Например, на рынке соседней области (региональный уровень наблюдения) или даже мировую  цену (федеральный уровень).

Наиболее простым является случай, когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение  на каком-либо товарном рынке, одновременно поставляет свою продукцию и на конкурентный рынок.

Например, хозяйствующий  субъект занимает доминирующее положение  на местном рынке, но, кроме него, продает свою продукцию на федеральном  рынке (на рынке соседнего региона), на котором реализация продукции  осуществляется по конкурентным ценам. Повышение цены на местном рынке  выше конкурентной будет с большой  долей вероятности означать возможность  злоупотребления доминирующим положением путем установления монопольно высоких  цен.

Другой пример: "АвтоВАЗ", производя 69,7% всех легковых автомобилей  в России, занимает бесспорное доминирующее положение на российском рынке. В  то же время он поставляет свои "Жигули" на мировой рынок, в частности - на французский. В ноябре 1993 г. цена "восьмерки" на российском (монополизированном) рынке составляла 9200 долл. США (в пересчете по курсу Центрального банка России), на французском (конкурентном) - 6600 долл. При этом французскому покупателю гарантируется предпродажная фирменная подготовка. Если в результате проверки выяснится, что цена на французском рынке обеспечивает рентабельность, близкую к нормальной, то можно ставить вопрос о монополистическом злоупотреблении ценами.

За товар - аналог для  российских "Жигулей" можно принять  какую-либо модель на российском рынке  подержанных импортных автомобилей. Так, рекламная кампания вазовской  продукции в Англии проходила  под девизом "новый автомобиль по цене подержанного". Таким образом, цена подержанного автомобиля на российском рынке (равного по стоимости нашим новым "Жигулям" в Англии) даст примерное значение конкурентной цены.

В качестве конкурентной цены можно взять цену на конкурентном рынке аналогичного товара, близкого к анализируемому по основным показателям, а цену пересчитать с использованием параметрических методов. Например, аналогом российских "Жигулей" на американском рынке является "Шевроле-Кавальер". Цена этой модели 11800 долл. Чтобы получить ценовой ориентир для вазовской модели, необходимо с помощью соответствующих экспертов оценить в денежной форме (и вычесть из базовой цены 11800 долл.) такие удобства американской модели, как автоматическая коробка передач; тормоза противоблокировочной конструкции; гидроусилитель руля; кондиционер; автоматическое закрывание и открывание дверей; стереоприемник; гарантия на 50000 миль или на три года эксплуатации; престижность новой модели и т.д. При этом следует учесть дороговизну сервисного обслуживания и запчастей в российских условиях.

Варианты выбора товара и рынка для определения конкурентной цены сведены в таблицу 1, приведен способ расчета базовой цены (п. 4.9.2 Рекомендаций). Полученные значения параметров должны быть скорректированы в соответствии с пп. 4.11 - 4.15.

Следует заметить, что приведенные  методы определения конкурентной цены являются приближенными, а полученная в результате их применения цена не может называться конкурентной, поскольку  она является результатом пересчета  реальной конкурентной цены на такой  же (или аналогичный) товар, взятый на другом (данном) рынке, либо установлена  аналитически (затратным способом). Реальное значение конкурентной цены может определить только рынок в  условиях совершенной конкуренции, поэтому рассчитанная тем или  иным способом цена будет, строго говоря, квазиконкурентной.

Поэтому практически важен  случай, когда базовые точки отсчета  можно взять из реальной ситуации на реальном монополизированном рынке. Одной из форм изъятия товаров  из обращения является сокращение его  производства предприятием - монополистом при неполном использовании производственных мощностей и устойчивом спросе на данный товар. Эта ситуация изображена на рис. 2.

 

   P │     .Д

     │        .                               S.

     │           .                          .

   Pм├─────────────┐М                   .

     │             │  .              .

   Pn├─────────────┼────┐ .  K  .

   Pк├─────────────┼────┼────┐

     │             │    │ .  │  .

     │             │  . │    │     .

     │             │    │    │        .Д

     │       S  .  │    │    │           .

     │       .     │    │    │

     └─────────────┴────┴────┴───────────────────

                  Qм   Qn   Qк                 Q

 

Рис. 2. Модель рыночного  равновесия и выявление монопольно высокой цены при неполном использовании  производственных мощностей

 

Если монополист полностью  использует производственные мощности (т.е. на 80% проектной мощности), выпуская QN продукции по цене PN, и не может  даже при желании достичь параметров конкурентного рынка (QK - PK), то в этом случае его нельзя рассматривать  как нарушителя антимонопольного законодательства. Поэтому его зона злоупотребления  доминирующим положением на рынке сокращается  на кривой спроса с участка К - М до участка N - М. Базовой точкой сравнения теперь становится не точка К с координатами (QK, PК).

Монопольно высокой ценой  на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая товаропроизводителем (поставщиком), занимающим доминирующее положение на этом рынке, которая  выше минимальной возможной цены,- QN.

Монопольно высокая цена устанавливается в этом случае в  целях компенсации затрат на содержание неиспользуемых по назначению производственных мощностей и (или) излишней рабочей  силы, и (или) убытков, связанных с  уничтожением товаров, созданием искусственного дефицита, а также получениям сверхприбыли.

При принятии решения о  наличии монопольно высокой (низкой) цены необходимо учитывать возможность, что факты, формально свидетельствующие  в пользу вывода о монополистической  деятельности, реально вызваны изменением рыночной конъюнктуры, а не продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой проверяемого хозяйствующего субъекта (рис. 3).

Так, повышение цен может  быть не следствием монопольного эффекта, а результатом изменения платежеспособного  спроса, объективного роста издержек производства вследствие удорожания сырья, материалов, комплектующих изделий  в условиях инфляции (см. рис. 3). К росту цен может привести сокращающийся объем производства, обусловленный разрывом хозяйственных связей, неплатежами и т.д. Снижение цен может быть вызвано не стремлением хозяйствующего субъекта к созданию препятствий для входа на рынок своего товара, а резким падением спроса, затовариванием и т.п.

 

   P │                        S1 .

     │                         .

     │         . Д1          .

     │             .       .

   Pв├─────────────────┐ B

     │        . Д      │   .                 S .

     │           .   . │       .            .

   Pа├─────────────┐А  │           .    .

     │           . │  .│            .  .

     │         .   │   │  .  K  .          .  Д1

   Pк├─────────────┼───┼─────┐                  .

     │  S1 .       │   │  .  │  .

     │   .         │  .│     │     .

     │             │   │     │        .Д

     │       S  .  │   │     │           .

     │       .     │   │     │

     └─────────────┴───┴─────┴───────────────────

                  Qм        Qк                 Q

 

Рис. 3. Спад объемов  производства, сопровождающийся повышением цен, вызванный изменением рыночной конъюнктуры, вследствие:

- объективного увеличения  издержек производства (перемещения  кривой предложения из положения  S-S в положение S1-S1) - точка А, в которой Pа > Pк, а Qа < Qк;

- объективного увеличения  издержек производства (перемещения  кривой предложения из положения  S-S в положение S1-S1) плюс возрастания  спроса (перемещения кривой спроса  из положения Д-Д в положение  Д1-Д1) - точка В, в которой Pв > Pк, а Qа < Qк.

Ответ на вопрос: монополистическая  деятельность или следствие конъюнктуры  рынка - может дать только конкретный экономический анализ в каждом индивидуальном случае. В этом могут помочь опросы основных потребителей, изучение коммерческой и финансовой документации предприятия.

 

К разделу 5. "Особенности порядка рассмотрения дел"

 

                              СХЕМА

              ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ МОНОПОЛЬНЫХ  ЦЕН

 

      ┌────────8"──────────────────┬─────────8───────────┐

      │                           \ /                   \ /

     \ /              ┌────────────┴────────┐   ┌────────┴───────┐

  ┌───┴───────┐       │                     │   │                │

┌>┤  Заявитель┼────5─>┤Хозяйствующий субъект├─7>┤АРБИТРАЖНЫЙ суд │

│ └────┬─┬──┬─┘  ┌─6─>┤                     │   │                │

│  / \ 2 0 / \   │    └───┬───┬───┬──────┬──┘   └────────────────┘

│   1 \/ \/ 3    │       / \  2  / \    / \

│   └─┐│ │  │    │        1  \ /  3      │

│    ┌┴┴─┴──┴────┴────────┴───┴───┴──┐   │

│    │   ГКАП России (ТУ)            │   └───────────────────────┐

│    ├───────────────────────────────┤                           │

│    │  Комиссия по монопольным ценам│                           │

│    ├───────────────────────────────┤      ┌─────────────────┐  │

│    │         определяет:           ├──1─>─┤Госкомстат России│  │

│    │    - доминирующее положение на├<─2───┤(облуправления)  │ │

│    │       рынке хозяйствующего    │      └─────────────────┘ │

│    │         субъекта;             │       ┌───────────┐       │

│    │             проводит:         ├───1──>│Научные и  │       │

│    │          - предварительный и  │       │экспертные │       │

│    │       полный анализ           ├─<─2───│организации│       │

│    └─────┬─────────────────────────┘       └───────────┘       │

│          │                                                     │

│         \ /                                                    │

└───4"─────┴─────────────────────────────4───────────────────────┘

 

0 - Жалоба заявителя.  Номер 0 означает, что ГКАП (ТУ) может  начать проверку на предмет  нарушения антимонопольного законодательства  по собственной инициативе (без  жалоб потребителей).

1 - Запрос необходимой  информации.

2 - Поступление запрашиваемой  информации.

3 - Определение о возбуждении  дела.

4 - Предписание ГКАП (ТУ) о снижении цен, направляемое  хозяйствующему субъекту.

4" - Копия заявителю  предписания ГКАП (ТУ) о снижении  цен.

5 - Изменение условий  договора или его расторжение.

6 - Штраф, налагаемый  в случае неисполнения предписания.

7 - Обжалование со стороны  производителя решения ГКАП (ТУ) о снижении цен и претензий  потребителя.

8 - Решение Арбитражного  суда.

8" - Копия решения Арбитражного  суда потребителю.

 

 

 

 

 

 

Приложение N 3

 

ФОРМА

ДЛЯ АНАЛИЗА ВЫЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ ЦЕН

 

Форма 1

 

Динамика параметров на проверяемую продукцию

Предприятие:____________________________________

Наименование продукции:_________________________

Монополизированный рынок________________________

┌──────────────┬─────────┬──────────────────────────────────┬────┐

│Наименование  │Индекс   │Данные для сравнения: индексы     │Вы- │

│параметров    │изменения│изменения по                      │воды│

│              │параметра├─────────┬────────────┬──────┬────┤ко- │

Информация о работе Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен