Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:34, методичка

Описание работы

Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.

Работа содержит 1 файл

временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен.docx

— 57.08 Кб (Скачать)

5.3. Дела по выявлению  монопольно высоких цен у хозяйствующих  субъектов, доминирующих на местных  товарных рынках, рассматриваются  комиссиями при территориальных  управлениях ГКАП России. К работе  Комиссий привлекаются заинтересованные  представители органов исполнительной  власти (в частности, органов ценообразования  и статистики) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, конкретных производителей и потребителей проверяемой продукции.

5.4. Решения, принятые  антимонопольными органами по  фактам установления монопольных  цен, являются окончательными  и могут быть опротестованы  в установленном порядке.

5.5. При выявлении монопольно  высокой (низкой) цены или монопсонически низкой цены на основании решения комиссии ГКАП России (территориальное управление) хозяйствующему субъекту, доминирующему на товарном рынке, выдается предписание снизить (повысить) цену до уровня "справедливой" (конкурентной), увеличить объемы производства и/или повысить качество выпускаемой продукции, изменив или расторгнув договор в установленные Комиссией сроки. Дополнительно ГКАП России (территориальное управление) может обязать его информировать в течение определенного периода времени о всех случаях повышения цен путем их декларирования.

5.6. Хозяйствующий субъект,  доминирующий на товарном рынке,  которому дано предписание, должен  исполнить его в установленный  в нем срок и уведомить ГКАП  России (его территориальное управление) об исполнении предписания.

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СВОБОДНЫХ (РЫНОЧНЫХ) ЦЕН

 

1. Постановление Правительства  Российской Федерации от 19.12.91 N 55 "О мерах по либерализации  цен".

2. "Временное положение  о порядке применения свободных  цен и тарифов на продукцию  производственно-технического назначения, товары народного потребления  и тарифов на услуги", утвержденное  Министерством экономики и финансов  Российской Федерации 23.12.91 N 339.

3. "Положение о составе  затрат по производству и реализации  продукции (работ, услуг), включаемых  в себестоимость продукции (работ,  услуг), и порядке формирования  финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли", утвержденное постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 августа  1992 г. N 552.

4. Письмо Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 22.03.94 N С1-7/ОП-169 "О практике рассмотрения  споров, связанных с применением  антимонопольного законодательства".

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТНОЙ ЦЕНЫ

 

В настоящем Приложении дается теоретическое и методологическое обоснование основным положениям "Временных  методических рекомендаций по выявлению  монопольных цен" (в дальнейшем - Рекомендации).

 

К разделу 1. "Общие положения"

 

Рекомендации устанавливают  цели, условия, методы и ограничения  при выявлении монопольных цен  на товары (работы, услуги), реализуемые  на рынках Российской Федерации по свободным ценам.

Рекомендации применяются  при анализе ценовых злоупотреблений  доминирующим положением на монополизированных рынках.

Под монополизированным рынком понимается рыночная структура, характеризующаяся  небольшим количеством хозяйствующих  субъектов, один из которых (или группа хозяйствующих субъектов, проводящих единую ценовую политику) занимает на этом рынке доминирующее положение  в соответствии с Законом "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" (статья 4), а также Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения  хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденными Приказом ГКАП России, а остальные хозяйствующие субъекты не имеют возможности существенного увеличения поставок на рынок.

Рекомендации не распространяются на рынки типа совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, а  также типа олигополии, если олигополия не имеет монополизированной структуры.

Квалификация монопольных  цен осуществляется только по отношению  к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на соответствующем  рынке.

Регулирование цен естественных и государственных монополий  в настоящее время осуществляется в установленном порядке, а в  обозримом будущем - в соответствии с Законом Российской Федерации "О естественных и государственных  монополиях", после его утверждения  Государственной Думой.

Целью выявления монопольных  цен является пресечение злоупотребления  хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке в соответствии со статьей 5 Закона "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках".

 

К разделам 2. "Понятие монопольной цены"

и 3. "Признаки выявления монопольных цен"

 

Основными параметрами  рынка являются цена, спрос и предложение. Их взаимодействие иллюстрируется прежде всего с помощью модели свободной  конкуренции на рис. 1 (Р - цена товара, Q - его количество на рынке).

 

   P │     .Д

     │        .                               S.

     │           .                          .

   Pм├─────────────┐М                   .

     │             │   .            .

     │             │      .  K  .

   Pк├─────────────┼─────────┐

     │             │      .  │  .

     │             │  .      │     .

     │             │         │        .Д

     │       S  .  │         │           .

     │       .     │         │

     └─────────────┴─────────┴───────────────────

                  Qм        Qк                 Q

 

Рис. 1. Модель рыночного  равновесия и установление монопольно высокой цены

 

Рыночное поведение потребителя  подчиняется закону спроса <*>. Графическая  иллюстрация этого закона - кривая спроса Д-Д - в каждой своей точке  показывает обратную зависимость между  ценой спроса и его величиной. Цена спроса - это предельная (максимальная) сумма денег, которую покупатели еще согласны отдать за приобретение товара (при данной величине предложения). Важно отметить, что выше цены спроса рыночная цена товара подняться не может, так как у покупателей не хватит денег, чтобы расплатиться с продавцом.

Поведение производителя (продавца) на рынке подчиняется закону предложения <**>, который графически изображается кривой предложения S-S. Каждая точка  кривой предложения иллюстрирует прямую зависимость между ценой предложения  и количеством товара, предлагаемым производителями (продавцами) на рынке. Цена предложения - это предельная (минимальная) цена, за которую производители (продавцы) еще согласны продавать свой товар (при данной величине спроса). Ниже этой минимальной цены рыночная цена снизиться  уже не может, так как это сделает  продажу товара экономически нецелесообразной.

-------------------------------

<*> Спрос в данной  модели - это предельное (максимальное) количество товара, которое потребители  могут приобрести на рынке  при данной цене. Закон спроса: платежеспособный спрос на товар  растет с уменьшением его цены  и сокращается при ее росте.

<**> Предложение в  данной модели - это предельное (максимальное) количество товара, которое производители  (продавцы) выставят на рынок для  продажи при данной цене. В  соответствии с законом предложение  товара растет с увеличением  его цены и сокращается при  ее уменьшении.

 

Рыночная (равновесная) цена - это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей. Ситуация рыночного равновесия наступает  тогда, когда:

1) величина предложения  совпадает с величиной спроса;

2) цена спроса равняется  цене предложения.

Графически рыночное равновесие определяется точкой пересечения кривых спроса Д-Д и предложения S-S. В  условиях свободной конкуренции  рыночная (равновесная) цена является конкурентной. Свободная конкуренция  предполагает такое (достаточно) большое  количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать  существенное влияние на уровень  рыночной цены. Важно отметить, что  кривая спроса Д-Д и предложения S-S складываются соответственно из кривых спроса и кривых предложения отдельных  хозяйствующих субъектов. При монополизации  рынка ситуация существенно изменяется.

В случае "чистой" монополии  на рынке есть одна фирма - производитель (продавец), или все фирмы - производители (продавцы) слились в одну (образовали холдинг) под единым организационным  и/или финансовым контролем, или  между производителями (продавцами) существует ценовой сговор. В этой ситуации монополист может выбрать на кривой спроса любую, наиболее выгодную для него точку (вполне возможно, чисто эмпирическим путем через ряд итераций), такую комбинацию параметров (цена Рм - объем продаж Qм), которая обеспечит ему максимальную реализацию его рыночной стратегии. Здесь возможны три ситуации:

1) Монополист, злоупотребляя  своим доминирующим положением  на рынке, устанавливает другую, более высокую (по сравнению  с конкурентной) цену. При этом более высокой цене соответствует сократившийся объем производства и, как правило, возросший размер прибыли монополиста (на рис. 1 это точка М). Такие действия в юридических терминах ст. 5 Закона РФ "О конкуренции" называются изъятием товаров из обращения с целью повышения цен. Цена, ущемляющая интересы потребителей, называется для краткости (ввиду отсутствия этого понятия в Законе) монопольно высокой ценой (п. 2.4 Рекомендаций).

2) Противоположная ситуация - предприятие, монопольно хозяйничающее  на рынке, снижает цены с  целью ограничения конкуренции.  Юридически это трактуется как  создание препятствий доступу  на рынок другим хозяйствующим  субъектам, а в Рекомендациях  - как установление монопольно  низких цен (п. 2.5).

Разновидностью монопольно низкой цены является монопсонически низкая цена. Для монополизированных рынков в случае монопсонии потребитель, либо единственный, либо занимает доминирующее положение как потребитель и другие потребители существенно не влияют на распределение продаж.

Монопсонически низкой ценой на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая потребителем, занимающим как потребитель на этом рынке доминирующее положение, которая ниже равновесной цены Рк (см. рис. 1). Монопсонически низкая цена устанавливается в целях получения сверхприбыли путем снижения издержек за счет выгоды поставщика (п. 2.6).

Статьей 5 Закона "О конкуренции" вышеописанные ситуации квалифицируются в качестве монополистической деятельности - как злоупотребление доминирующим положением на рынке и поэтому такие действия хозяйствующего субъекта запрещаются.

3) Монополия, опасаясь  потенциальной конкуренции и  желая упрочить свои позиции  на рынке, не злоупотребляет  на нем своим доминированием  на рынке: не повышает, а снижает  цены, не уменьшает, а увеличивает  объемы производства, повышает качество  продукции, внедряет передовые  технологии и т.д. Уровень цен  на ее продукцию незначительно  превышает конкурентный, а само  это превышение достигается за  счет активной политики стимулирования  сбыта, рекламы, использования  фирменных товарных знаков, гарантирующих  первоклассное качество товара  и т.п.

Классическим примером в этом плане является американская корпорация ИБМ по производству компьютеров.

Две последних ситуации пока нетипичны (за исключением применения монопсонически низких цен), а поэтому не злободневны для современных российских экономических условий. В связи с изложенным в Рекомендациях акцент делается на проблеме выявления и пресечения монопольно высоких цен, ограничиваясь только определением и признаками монопольно (монопсонически) низких цен. Методология их выявления и соответствующие формы анализа могут быть самостоятельно разработаны работниками антимонопольных органов по аналогии с предложенными в Рекомендациях методологией и формами выявления монопольно высоких цен.

Монополист может манипулировать не только уровнем цены и объемами производства своей продукции, но и  ее качеством. Учитывая, что ухудшение  потребительских свойств товаров  равнозначно скрытому повышению  цен или (и) снижению их производства. Рекомендации определяют наиболее типичные признаки монопольно высокой цены так, как это сформулировано в п. 3.1.

 

К разделу 4. "Анализ признаков монопольно высоких цен"

 

При рассмотрении фактов установления монопольных цен следует иметь  в виду, что изменения цен (с  учетом инфляционных процессов) и объемов  производства (в натуральном выражении) определяются по отношению к их значениям, которые имели или имели бы место на конкурентном рынке, а не по отношению к их величинам, достигнутым  в предыдущий период времени. Однако динамика цен и объемов производства во времени может наиболее оперативно дать важные косвенные свидетельства (информативные сигналы) о потенциальной  возможности ценовых злоупотреблений  доминирующим положением на рынке. Поэтому  в ходе предварительного анализа прежде всего изучается комплекс косвенных фактов, а именно: динамика цен, себестоимости, рентабельности и объемов производства (п.п. 4.5 - 4.8, Форма 1 Приложения N 3), а затем выбирается ценовая база сравнения и производится сопоставление фактического и базового уровня проверяемой цены (п. 4.9, Формы 2,3 Приложения N 3).

Информация о работе Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен