Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:34, методичка
Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.
5.3. Дела по выявлению
монопольно высоких цен у
5.4. Решения, принятые
антимонопольными органами по
фактам установления
5.5. При выявлении монопольно высокой (низкой) цены или монопсонически низкой цены на основании решения комиссии ГКАП России (территориальное управление) хозяйствующему субъекту, доминирующему на товарном рынке, выдается предписание снизить (повысить) цену до уровня "справедливой" (конкурентной), увеличить объемы производства и/или повысить качество выпускаемой продукции, изменив или расторгнув договор в установленные Комиссией сроки. Дополнительно ГКАП России (территориальное управление) может обязать его информировать в течение определенного периода времени о всех случаях повышения цен путем их декларирования.
5.6. Хозяйствующий субъект,
доминирующий на товарном
Приложение N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СВОБОДНЫХ (РЫНОЧНЫХ) ЦЕН
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.91 N 55 "О мерах по либерализации цен".
2. "Временное положение
о порядке применения
3. "Положение о составе
затрат по производству и
4. Письмо Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от
22.03.94 N С1-7/ОП-169 "О практике рассмотрения
споров, связанных с применением
антимонопольного
Приложение N 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТНОЙ ЦЕНЫ
В настоящем Приложении
дается теоретическое и
К разделу 1. "Общие положения"
Рекомендации устанавливают цели, условия, методы и ограничения при выявлении монопольных цен на товары (работы, услуги), реализуемые на рынках Российской Федерации по свободным ценам.
Рекомендации применяются
при анализе ценовых
Под монополизированным рынком
понимается рыночная структура, характеризующаяся
небольшим количеством
Рекомендации не распространяются на рынки типа совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, а также типа олигополии, если олигополия не имеет монополизированной структуры.
Квалификация монопольных цен осуществляется только по отношению к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке.
Регулирование цен естественных
и государственных монополий
в настоящее время
Целью выявления монопольных
цен является пресечение злоупотребления
хозяйствующим субъектом
К разделам 2. "Понятие монопольной цены"
и 3. "Признаки выявления монопольных цен"
Основными параметрами рынка являются цена, спрос и предложение. Их взаимодействие иллюстрируется прежде всего с помощью модели свободной конкуренции на рис. 1 (Р - цена товара, Q - его количество на рынке).
P │ .Д
│
.
│ . .
Pм├─────────────┐М
│ │ . .
│ │ . K .
Pк├─────────────┼─────────┐
│ │ . │ .
│ │ . │ .
│ │ │ .Д
│ S . │ │ .
│ . │ │
└─────────────┴─────────┴─────
Qм Qк Q
Рис. 1. Модель рыночного равновесия и установление монопольно высокой цены
Рыночное поведение
Поведение производителя (продавца)
на рынке подчиняется закону предложения
<**>, который графически изображается
кривой предложения S-S. Каждая точка
кривой предложения иллюстрирует прямую
зависимость между ценой
------------------------------
<*> Спрос в данной
модели - это предельное (максимальное)
количество товара, которое потребители
могут приобрести на рынке
при данной цене. Закон спроса:
платежеспособный спрос на
<**> Предложение в
данной модели - это предельное (максимальное)
количество товара, которое производители
(продавцы) выставят на рынок для
продажи при данной цене. В
соответствии с законом
Рыночная (равновесная) цена - это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей. Ситуация рыночного равновесия наступает тогда, когда:
1) величина предложения совпадает с величиной спроса;
2) цена спроса равняется цене предложения.
Графически рыночное равновесие определяется точкой пересечения кривых спроса Д-Д и предложения S-S. В условиях свободной конкуренции рыночная (равновесная) цена является конкурентной. Свободная конкуренция предполагает такое (достаточно) большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены. Важно отметить, что кривая спроса Д-Д и предложения S-S складываются соответственно из кривых спроса и кривых предложения отдельных хозяйствующих субъектов. При монополизации рынка ситуация существенно изменяется.
В случае "чистой" монополии на рынке есть одна фирма - производитель (продавец), или все фирмы - производители (продавцы) слились в одну (образовали холдинг) под единым организационным и/или финансовым контролем, или между производителями (продавцами) существует ценовой сговор. В этой ситуации монополист может выбрать на кривой спроса любую, наиболее выгодную для него точку (вполне возможно, чисто эмпирическим путем через ряд итераций), такую комбинацию параметров (цена Рм - объем продаж Qм), которая обеспечит ему максимальную реализацию его рыночной стратегии. Здесь возможны три ситуации:
1) Монополист, злоупотребляя
своим доминирующим положением
на рынке, устанавливает
2) Противоположная ситуация
- предприятие, монопольно
Разновидностью монопольно низкой цены является монопсонически низкая цена. Для монополизированных рынков в случае монопсонии потребитель, либо единственный, либо занимает доминирующее положение как потребитель и другие потребители существенно не влияют на распределение продаж.
Монопсонически низкой ценой на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая потребителем, занимающим как потребитель на этом рынке доминирующее положение, которая ниже равновесной цены Рк (см. рис. 1). Монопсонически низкая цена устанавливается в целях получения сверхприбыли путем снижения издержек за счет выгоды поставщика (п. 2.6).
Статьей 5 Закона "О конкуренции" вышеописанные ситуации квалифицируются в качестве монополистической деятельности - как злоупотребление доминирующим положением на рынке и поэтому такие действия хозяйствующего субъекта запрещаются.
3) Монополия, опасаясь
потенциальной конкуренции и
желая упрочить свои позиции
на рынке, не злоупотребляет
на нем своим доминированием
на рынке: не повышает, а снижает
цены, не уменьшает, а увеличивает
объемы производства, повышает качество
продукции, внедряет передовые
технологии и т.д. Уровень цен
на ее продукцию незначительно
превышает конкурентный, а само
это превышение достигается за
счет активной политики
Классическим примером в этом плане является американская корпорация ИБМ по производству компьютеров.
Две последних ситуации пока нетипичны (за исключением применения монопсонически низких цен), а поэтому не злободневны для современных российских экономических условий. В связи с изложенным в Рекомендациях акцент делается на проблеме выявления и пресечения монопольно высоких цен, ограничиваясь только определением и признаками монопольно (монопсонически) низких цен. Методология их выявления и соответствующие формы анализа могут быть самостоятельно разработаны работниками антимонопольных органов по аналогии с предложенными в Рекомендациях методологией и формами выявления монопольно высоких цен.
Монополист может
К разделу 4. "Анализ признаков монопольно высоких цен"
При рассмотрении фактов установления
монопольных цен следует иметь
в виду, что изменения цен (с
учетом инфляционных процессов) и объемов
производства (в натуральном выражении)
определяются по отношению к их значениям,
которые имели или имели бы
место на конкурентном рынке, а не
по отношению к их величинам, достигнутым
в предыдущий период времени. Однако
динамика цен и объемов производства
во времени может наиболее оперативно
дать важные косвенные свидетельства
(информативные сигналы) о потенциальной
возможности ценовых
Информация о работе Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен