Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:34, методичка
Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.
4.8. Для дополнительного
обоснования можно сопоставить
темпы роста цен,
Так, если темпы роста
свободных цен, себестоимости, прибыли
и рентабельности проверяемой продукции
хозяйствующего субъекта, занимающего
доминирующее положение на рынке, существенно
превысили темп роста этих показателей
на продукцию этого же предприятия,
по которой оно не является монополистом,
это дополнительно указывает
на возможное злоупотребление
4.9. В случае, если анализ косвенных фактов покажет возможность установления монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения - приближенное значение конкурентной цены. Здесь возможны следующие подходы:
4.9.1. За базовую (конкурентную)
при соответствующих
Таблица 1
ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ТОВАРА И РЫНКА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ЦЕНЫ
┌────────────────────┬────────
│ . Товар│Тот же, │Тот же, │Аналогич-│Аналогич- │
│ . │того же │другого │ный, того│ный, дру- │
│ . │хозсубъ-│хозсубъ-│хозсубъ- │гого хоз- │
│Рынок . │ екта │ екта │ екта │субъекта │
├────────────────────┴────────
│Федеральный уровень
наблюдения
├────────────────────┬────────
│Федеральный │ - │ + / - │ + │ + │
├────────────────────┼────────
│Мировой │ + │ + │ + / - │ + / - │
├────────────────────┴────────
│Региональный уровень наблюдения
├────────────────────┬────────
│Региональный │ - │ + / - │ + │ + │
├────────────────────┼────────
│Федеральный │ + │ + │ + / - │ + / - │
├────────────────────┼────────
│Другого региона │ + │ + │ + / - │ + / - │
└────────────────────┴────────
Примечание к таблице 1:
1. Знак (-) означает неприемлемость варианта; знак (+) означает предпочтительный вариант; знак (+/-) обозначает приемлемый, но менее предпочтительный вариант.
2. При выборе в качестве
базы сравнения цены на
4.9.2. При невозможности
взять за базу реальную
Pк =
Pф х J / Jф,
где Pк - базовая цена, руб.;
Pф - фактическая цена предприятия - монополиста, руб.;
J - отраслевой (региональный) индекс роста цен (инфляции) по данной группе продукции, % (см. сноску);
Jф - фактический рост цен на проверяемую продукцию, %.
4.10. ГКАП России или
его территориальные
4.11. При проведении
полного (углубленного) анализа деятельности
хозяйствующего субъекта на
4.12. На этом этапе уточняется
значение базовой (
4.12.1. При выборе в качестве
базы сравнения цены
Pк* = Pф х Jk / Jф,
где Pк* - базовая цена (уточненное значение конкурентной цены), руб.;
Pк - цена проверяемой продукции на соседнем, конкурентном рынке, руб.;
Jк - региональный индекс роста цен на соседнем, конкурентном рынке, %.
Jф - фактический индекс роста цен в проверяемом регионе.
Примечания:
1) По продукции производственно-
2) По товарам народного
потребления целесообразно
4.12.2. При выборе в качестве базы сравнения цены на мировом рынке по продукции, стоимость которой на внутреннем российском рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. Здесь же должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины, проведен сравнительный анализ рентабельности и т.д.
4.12.3. При выборе в качестве
базы сравнения цены товара - аналога
конкурентная цена на
4.12.4. При уточнении значения базовой цены, рассчитанной по формуле (1), следует "очистить" себестоимость и прибыль от экономически необоснованных затрат и расходов. Для этого рекомендуется проанализировать структуру цен (тарифов) на проверяемую продукцию и обоснованность всех видов затрат по статьям калькуляции (по форме 4 Приложения N 3), провести анализ использования прибыли. В частности, о необоснованности затрат в составе себестоимости или расходов при распределении прибыли будут свидетельствовать следующие факты:
уменьшение объемов
неэффективное использование дорогостоящего оборудования;
перенос на себестоимость продукции затрат или расходование прибыли по направлениям, не вызванным производственной необходимостью;
недогруженные производственные мощности;
значительное превышение
уровня материальных затрат и зарплаты
(с учетом дополнительных выплат) на
предприятии над
Из фактической себестоимости (прибыли) проверяемой продукции затраты (расходы), признанные необоснованными, вычитаются.
"Справедливая" цена,
которая определяется как
объективная необходимость в средствах на расширение и модернизацию производства, переподготовку и переквалификацию кадров;
объективная необходимость
(в силу отсутствия средств у муниципального
или областного бюджета) содержать
на балансе предприятия
высокая ставка акциза по отношению к отпускной цене и т.п.
Дополнительные затраты (расходы), признанные обоснованными, которые получены в результате расчетов в соответствии с п. 4.12.4, должны быть оставлены в составе себестоимости (прибыли) проверяемой продукции.
4.13. При принятии решения
о наличии монопольно высокой
(низкой) цены следует убедиться,
что факты, формально
4.14. Полученные величины
конкурентной цены необходимо
скорректировать на
4.15. Изучение на этапе предварительного анализа динамики объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке, следует дополнить учетом потенциальных возможностей проверяемого хозяйствующего субъекта по производству монополизированной продукции (коэффициент сменности оборудования, загрузка производственных мощностей, наличие запасов товарной продукции на складах, незапланированные отпуска работников без сохранения содержания, динамика численного состава работающего персонала и т.п.).
При квалификации монопольно высокой цены решение антимонопольного органа может базироваться на основном сопутствующем признаке, который определяется при анализе деятельности хозяйствующего субъекта, установившего монопольно высокую цену:
а) при сокращении объемов производства предписание может содержать требование увеличения объема выпуска до величины примерно равной 80% от проектной мощности. При наличии потребности в этой продукции увеличение объема выпуска приведет к падению цены до минимально возможной (См. рис. 2, Приложение N 2);
б) при сохранении объемов производства, но уменьшении поставок на рынок сопутствующим признаком злоупотребления является увеличение запасов на складе. В этом случае предписание должно содержать требование реализации излишних запасов готовой продукции;
в) сохранение излишней численности работающих проявляется в завышении накладных расходов. Предписание может содержать требование снижения накладных расходов или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих.
4.16. В исключительных
случаях действия
5. Особенности порядка рассмотрения дел
5.1. Порядок рассмотрения
дел, формирование комиссий, вопросы
применения штрафных санкций
за установление монопольных
цен осуществляется в
5.2. Дела по выявлению
монопольно цен у
Информация о работе Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен