Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:34, методичка

Описание работы

Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.

Работа содержит 1 файл

временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен.docx

— 57.08 Кб (Скачать)

4.8. Для дополнительного  обоснования можно сопоставить  темпы роста цен, себестоимости  (отдельных элементов затрат) и  уровней рентабельности по монополизированной  и немонополизированной продукции  проверяемого предприятия.

Так, если темпы роста  свободных цен, себестоимости, прибыли  и рентабельности проверяемой продукции  хозяйствующего субъекта, занимающего  доминирующее положение на рынке, существенно  превысили темп роста этих показателей  на продукцию этого же предприятия, по которой оно не является монополистом, это дополнительно указывает  на возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен.

4.9. В случае, если анализ косвенных фактов покажет возможность установления монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения - приближенное значение конкурентной цены. Здесь возможны следующие подходы:

4.9.1. За базовую (конкурентную) при соответствующих возможностях  и условиях можно взять цену, которая сложилась (на данном  или соседнем) конкурентном рынке  такого же (или аналогичного товара) по одному из вариантов, приведенных  в таблице 1.

 

Таблица 1

 

ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ТОВАРА И РЫНКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ЦЕНЫ

 

┌────────────────────┬────────┬────────┬─────────┬──────────

│ .             Товар│Тот же, │Тот же, │Аналогич-│Аналогич- │

│      .             │того же │другого │ный, того│ный, дру- │

│           .        │хозсубъ-│хозсубъ-│хозсубъ- │гого хоз- │

│Рынок           .   │ екта   │ екта   │ екта   │субъекта │

├────────────────────┴────────┴────────┴─────────┴──────────

│Федеральный уровень  наблюдения                             │

├────────────────────┬────────┬────────┬─────────┬──────────

│Федеральный         │    -   │ + / -  │   +     │   +      │

├────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼──────────

│Мировой             │    +   │   +    │ + / -   │ + / -    │

├────────────────────┴────────┴────────┴─────────┴──────────

│Региональный уровень наблюдения                            │

├────────────────────┬────────┬────────┬─────────┬──────────

│Региональный        │    -   │ + / -  │   +     │   +      │

├────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼──────────

│Федеральный         │    +   │   +    │ + / -   │ + / -    │

├────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼──────────

│Другого региона     │    +   │   +    │ + / -   │ + / -    │

└────────────────────┴────────┴────────┴─────────┴──────────

 

Примечание к таблице 1:

1. Знак (-) означает неприемлемость варианта; знак (+) означает предпочтительный вариант; знак (+/-) обозначает приемлемый, но менее предпочтительный вариант.

2. При выборе в качестве  базы сравнения цены на мировом  рынке конкурентная цена на  проверяемую продукцию получается  в результате пересчета мировой  цены по официальному биржевому  курсу американского доллара.

 

4.9.2. При невозможности  взять за базу реальную конкурентную  цену в ее качестве ориентировочно  можно рассматривать цену, которую  можно приближенно рассчитывать  по следующей формуле:

 

    Pк = Pф х J / Jф,                                          (1)

 

где Pк - базовая цена, руб.;

Pф - фактическая цена предприятия - монополиста, руб.;

J - отраслевой (региональный) индекс роста цен (инфляции) по  данной группе продукции, % (см. сноску);

Jф - фактический рост цен на проверяемую продукцию, %.

4.10. ГКАП России или  его территориальные управления  на основе жалоб потребителей  и по результатам предварительного  анализа еще не могут принять  окончательное решение о злоупотреблении  доминирующим положением на рынке  путем установления монопольно  высоких цен. Результаты предварительного  анализа не могут служить основанием  для выдачи предписания хозяйствующему  субъекту. Однако уже на этом  этапе можно предпринять попытку  сбалансировать интересы сторон  по принципу "справедливой цены". В этом случае предприятие  может обосновать уровень цен  на свою продукцию в антимонопольных  органах, для чего представить  необходимые материалы: калькуляцию  издержек, сведения о динамике  объемов производства, анализ конъюнктуры  рынка, сведения о рентабельности  производства и т.д. ГКАП России (территориальные управления) совместно с органами ценообразования и представителями органов власти и управления, в составе образованных ими совместных комиссий должны проанализировать, с одной стороны, представленные материалы, а с другой - аргументацию потребителей продукции и должны в каждом конкретном случае (в присутствии представителей предприятия - монополиста и основных потребителей его продукции) принять совместное сбалансированное решение по уровню т.н. "справедливой цены" (см. Форму 4, Приложение N 3), которое обеспечило бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя продукции.

4.11. При проведении  полного (углубленного) анализа деятельности  хозяйствующего субъекта на предмет  установления монопольно высоких  цен уточняются параметры их  формирования по результатам  маркетингового исследования рынка,  динамики цен и объемов производства, проверки обоснованности издержек  и направлений расходования прибыли.

4.12. На этом этапе уточняется  значение базовой (конкурентной) цены, полученное в ходе предварительного  ценового анализа:

4.12.1. При выборе в качестве  базы сравнения цены проверяемой  продукции на соседнем конкурентном рынке базовую цену необходимо скорректировать по формуле:

 

    Pк* = Pф х Jk / Jф,                                        (2)

 

где Pк* - базовая цена (уточненное значение конкурентной цены), руб.;

Pк - цена проверяемой продукции на соседнем, конкурентном рынке, руб.;

Jк - региональный индекс роста цен на соседнем, конкурентном рынке, %.

Jф - фактический индекс роста цен в проверяемом регионе.

Примечания:

1) По продукции производственно-технического  назначения сравнение следует  проводить по соответствующим  индексам роста оптовых цен  по промышленности.

2) По товарам народного  потребления целесообразно сопоставлять  индексы роста цен на потребительские  товары и услуги.

 

4.12.2. При выборе в качестве базы сравнения цены на мировом рынке по продукции, стоимость которой на внутреннем российском рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. Здесь же должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины, проведен сравнительный анализ рентабельности и т.д.

4.12.3. При выборе в качестве  базы сравнения цены товара - аналога  конкурентная цена на проверяемую  продукцию получается в результате  пересчета базовой цены с использованием  нормативно-параметрических методов  расчета цен.

4.12.4. При уточнении  значения базовой цены, рассчитанной  по формуле (1), следует "очистить" себестоимость и прибыль от экономически необоснованных затрат и расходов. Для этого рекомендуется проанализировать структуру цен (тарифов) на проверяемую продукцию и обоснованность всех видов затрат по статьям калькуляции (по форме 4 Приложения N 3), провести анализ использования прибыли. В частности, о необоснованности затрат в составе себестоимости или расходов при распределении прибыли будут свидетельствовать следующие факты:

уменьшение объемов производства при наличии того же (или сниженного, но не пропорционально) количества рабочего и управленческого персонала  проверяемого предприятия;

неэффективное использование  дорогостоящего оборудования;

перенос на себестоимость  продукции затрат или расходование прибыли по направлениям, не вызванным  производственной необходимостью;

недогруженные производственные мощности;

значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты (с учетом дополнительных выплат) на предприятии над соответствующим  среднеотраслевым и (или) среднерегиональным уровнем и т.д.

Из фактической себестоимости (прибыли) проверяемой продукции  затраты (расходы), признанные необоснованными, вычитаются.

"Справедливая" цена, которая определяется как сумма  себестоимости, проверенной на  обоснованность по всем статьям  калькуляции, и прибыли, объективно  необходимой на развитие предприятия,  предполагает необходимость учета  специфических особенностей экономического  положения предприятия и особенностей  ценообразования на его продукцию.  В частности, к таким особенностям  хозяйствующего субъекта, проверяемого  на предмет ценовых злоупотреблений,  могут быть отнесены:

объективная необходимость  в средствах на расширение и модернизацию производства, переподготовку и переквалификацию кадров;

объективная необходимость (в силу отсутствия средств у муниципального или областного бюджета) содержать  на балансе предприятия организации  и учреждения социальной сферы (жилье, детские сады, столовые и т.п.);

высокая ставка акциза по отношению  к отпускной цене и т.п.

Дополнительные затраты (расходы), признанные обоснованными, которые  получены в результате расчетов в  соответствии с п. 4.12.4, должны быть оставлены в составе себестоимости (прибыли) проверяемой продукции.

4.13. При принятии решения  о наличии монопольно высокой  (низкой) цены следует убедиться,  что факты, формально свидетельствующие  о монополистической деятельности, действительно продиктованы ценовой,  производственной и финансовой  политикой хозяйствующего субъекта  и подтверждают наличие у него  злоупотребления доминирующим положением  на рынке, а не вызваны изменением  рыночной конъюнктуры (См. рис. 3, Приложение N 2).

4.14. Полученные величины  конкурентной цены необходимо  скорректировать на соотношение  спроса и предложения на данный  вид продукции, полученные в  результате маркетингового анализа  рынка.

4.15. Изучение на этапе предварительного анализа динамики объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке, следует дополнить учетом потенциальных возможностей проверяемого хозяйствующего субъекта по производству монополизированной продукции (коэффициент сменности оборудования, загрузка производственных мощностей, наличие запасов товарной продукции на складах, незапланированные отпуска работников без сохранения содержания, динамика численного состава работающего персонала и т.п.).

При квалификации монопольно высокой цены решение антимонопольного органа может базироваться на основном сопутствующем признаке, который  определяется при анализе деятельности хозяйствующего субъекта, установившего  монопольно высокую цену:

а) при сокращении объемов  производства предписание может  содержать требование увеличения объема выпуска до величины примерно равной 80% от проектной мощности. При наличии  потребности в этой продукции  увеличение объема выпуска приведет к падению цены до минимально возможной (См. рис. 2, Приложение N 2);

б) при сохранении объемов  производства, но уменьшении поставок на рынок сопутствующим признаком  злоупотребления является увеличение запасов на складе. В этом случае предписание должно содержать требование реализации излишних запасов готовой  продукции;

в) сохранение излишней численности  работающих проявляется в завышении  накладных расходов. Предписание  может содержать требование снижения накладных расходов или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих.

4.16. В исключительных  случаях действия хозяйствующего  субъекта, занимающего доминирующее  положение на товарном рынке,  по установлению монопольно высокой  (низкой) цены могут быть признаны  правомерными, если он докажет,  что его действия способствовали  или будут способствовать насыщению  товарного рынка или улучшению  потребительских свойств товара  и повышению его конкурентоспособности,  в частности, на внешнем рынке.

 

5. Особенности порядка  рассмотрения дел

 

5.1. Порядок рассмотрения  дел, формирование комиссий, вопросы  применения штрафных санкций  за установление монопольных  цен осуществляется в соответствии  с Правилами рассмотрения дел  о нарушениях антимонопольного  законодательства, утвержденными приказом  ГКАП России.

5.2. Дела по выявлению  монопольно цен у хозяйствующих  субъектов, доминирующих на федеральном  товарном рынке, рассматриваются  Комиссией по монопольным ценам,  создаваемой при ГКАП России. К работе Комиссии привлекаются  специалисты Минэкономики России (органов ценообразования), Госкомстата  России, представители заинтересованных  министерств и ведомств, конкретных  производителей и потребителей  проверяемой продукции.

Информация о работе Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен