Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:34, методичка
Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
21 апреля 1994 г. N ВБ/2053
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации
предназначены для оказания
Регулирование цен на товары (работы, услуги) и контроль за их применением осуществляется в установленном порядке и не является предметом настоящих Рекомендаций.
1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также на основе действующих нормативных документов по ценообразованию (перечень прилагается).
1.3. Рекомендации применяются
при проверках соблюдения
1.4. Настоящие Рекомендации могут быть использованы при анализе деятельности предприятий на предмет выявления ценового сговора наряду с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по ценовым соглашениям как форме ограничительной деловой практики и Временной методикой выявления и пресечения соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию.
2. Понятие монопольной цены
2.1. По установленному
порядку хозяйствующие
2.2. Оптовые (на продукцию
производственно-технического
2.3. Под монопольной в настоящих Рекомендациях понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие (низкие) и монопсонически низкие цены.
2.4. Монопольно высокой
является цена, которая устанавливается
хозяйствующим субъектом,
2.5. Монопольно низкой
является цена, устанавливаемая
хозяйствующим субъектом,
2.6. Монопсонически низкой ценой на покупаемый товар является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим в качестве потребителя (покупателя) доминирующее положение на рынке данного товара, в целях получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.
2.7. В соответствии со
ст. 5 Закона "О конкуренции..." установление
монопольных цен хозяйствующим
субъектом является
3. Признаки выявления
3.1.При рассмотрении
признаков установления
3.1.1. под изменением цен
понимается их реальная
3.1.2. изменения объемов
производства учитываются в
3.1.3. признаки монопольных
цен могут выявляться не
3.1.4. факты, формально
свидетельствующие о наличии
признаков монопольной цены, реально
могут быть следствием
3.2. К наиболее характерным признакам монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут быть отнесены:
3.2.1. повышение цены в
целях компенсации
преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;
скрытого уменьшения объемов производства (реализации) <*>;
3.2.2. скрытое повышение
цены <**> в целях компенсации
необоснованных затрат или/и
3.2.3. различные комбинации
вышеуказанных признаков,
------------------------------
<*> Под скрытым сокращением
объема производства (реализации) понимается
преднамеренное снижение
<**> Под скрытым повышением
цены на продукцию понимается
номинальная неизменность цены
при снижении качества этой
продукции или понижения цены
при опережающем падении
3.3. Наиболее характерными признаками монопольно низкой цены являются:
3.3.1. создание на рынке
ситуации, при которой приобретение
товара у других хозяйствующих
субъектов становится
3.3.2. продажа продукции
хозяйствующего субъекта, занимающего
доминирующее положение на
3.3.3. не обусловленное
конъюнктурой рынка и
3.3.4. различные комбинации
вышеуказанных признаков,
3.4. Наиболее характерными признаками монопсонически низкой цены являются:
3.4.1. не обусловленное
уровнем потребностей
3.4.2. покупка продукции
хозяйствующим субъектом,
3.4.3. не обусловлено конъюнктурой
рынка повышение прибыли
4. Анализ признаков монопольно высоких цен
4.1. При выявлении фактов установления монопольной цены рекомендуется:
4.1.1. уточнить границы
товарного рынка, на котором
хозяйствующий субъект
4.1.2. проверить наличие
доминирующего положения
4.1.3. проанализировать данные,
подтверждающие признаки
4.2. Рекомендуемые ниже
методы выявления признаков
4.3. При установлении
наличия доминирующего
4.3.1. предварительный этап анализа;
4.3.2. этап полного (углубленного)
анализа деятельности
4.4. В ходе предварительного
этапа анализа сотрудниками
4.4.1. изучается комплекс
косвенных фактов, а именно: динамика
цен, себестоимости, прибыли и
рентабельности и объемов
4.4.2. выбирается база
сравнения и производится
4.5. На этапе предварительного анализа прежде всего следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующими отраслевыми или региональными (в зависимости от уровня наблюдения) индексами роста цен (инфляции). В случае отсутствия этих показателей сравнение следует проводить с индексом роста оптовых цен по промышленности (на продукцию производственно-технического назначения) и индексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народного потребления).
При этом о возможном
увеличении цен будут прямо
------------------------------
<*> Под отраслью здесь
и в дальнейшем понимается
отрасль в экономическом
4.6. Наряду с ценовым
анализом следует изучить
При этом о снижении объемов производства будут прямо свидетельствовать его реальное сокращение, косвенно - темпы спада производства, превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и/или темпы сокращения производства по промышленности в целом.
Сочетание более высоких темпов роста цен на проверяемую продукцию с более высокими темпами спада производства по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством о наличии монопольного эффекта (повышения цен наряду со снижением объемов производства).
4.7. Для принятия более
обоснованного решения следует
проанализировать структуру
рост себестоимости более быстрыми темпами, чем увеличение общего индекса инфляции по отрасли (региону, по России);
опережающий рост материальных затрат по сравнению с индексом роста оптовых цен в промышленности;
опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли (в промышленности), региону (по России);
значительное превышение уровня зарплаты на предприятии над среднеотраслевым и/или среднерегиональным уровнем (по России);
повышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.
Информация о работе Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен