Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:22, курсовая работа
В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность ( ст.2 ). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства,
Министерства
обороны, иных федеральных органов
исполнительной власти, в которых
федеральным законом
Военная коллегия
вправе принять к своему производству
при наличии ходатайства
Военная коллегия
также рассматривает дела по жалобам
и протестам на решения, приговоры,
определения и постановления окружных
(флотских) военных судов, принятые ими
в первой инстанции и не вступившие в силу,
а также дела по протестам на решения,
приговоры, определения и постановления
военных судов, вступившие в силу; дела
по вновь открывшимся обстоятельствам
в отношении решений и приговоров Военной
коллегии, вступивших в силу.
Кассационная
коллегия Верховного Суда РФ рассматривает
дела по жалобам и протестам на
решения, приговоры, определения и
постановления Военной
Президиум Верховного
Суда РФ рассматривает дела по протестам
на решения, приговоры, определения
и постановления Военной
Суда и военных
судов, вступившие в силу.
4. Заключение.
Вступивший в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах
Российской Федерации" создал солидную правовую базу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С принятием этого акта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России - ее
Вооруженных Силах.
Вооруженные Силы
государства могут успешно
Вооруженных Силах.
Такими органами государственной власти
являются военные суды.
Как органы правосудия
военные суды выполняют единые для
всех судов общей юрисдикции задачи.
Однако осуществление правосудия в
войсках требует хорошего знания
жизни и деятельности войск, военного
законодательства, воинских уставов, наставлений
и приказов, конкретных условий жизни
и деятельности войск. Судьи военных судов,
как и другие военнослужащие, должны быть
готовы действовать надлежащим образом
в чрезвычайных условиях, в том числе в
боевой обстановке, иметь для этого знания
и соответствующую военную подготовку.
Необходимость осуществления своей деятельности
непосредственно в выполняющих боевые
задачи войсках, в особой обстановке во
время военных действий объективно требует
создания судебных органов, особенности
организации и комплектования которых
позволяли бы эффективно решать задачи
осуществления правосудия в таких специфических
условиях, при которых деятельность других
судов общей юрисдикции была бы невозможной.
Однако в совсем недалеком прошлом, а именно в феврале 2003 года группа депутатов от фракции "Яблоко" ( Игорь Артемьев, Алексей Арбатов и Сергей
Иваненко) намеревалась
инициировать процесс отмены органов
военной юстиции, с тем, чтобы
все правонарушения военнослужащих
рассматривались гражданскими судами.
"Военные суды
и военная прокуратура, будучи
формально независимы от
Министерства
обороны", - говорится в пояснительной
записке к проектам законов, которые
предлагает принять "Яблоко".
По мнению парламентариев, это противоречит нормам по правам человека
Совета Европы,
членом которого с 1996 года является Россия.
Они предлагают не ликвидировать
штаты военных судов и
Как стало известно из прессы, представители Главной военной прокуратуры и Военной коллегии Верховного суда высказались крайне негативно по отношению к законопроекту партии “Яблоко”. "Действительно офицерам звание присваивает министр обороны РФ. Но так сложилось в нашем государстве. Ни о какой зависимости от военного ведомства, тем более материальной речи здесь не идет. Депутаты накануне новых выборов в
Государственную Думу хотят быть замеченными, вот и "пиарят" различные идеи, которые совершенно далеки от жизни", - заявил представитель пресс-службы
ГВП, тем не менее
попросивший не упоминать его
фамилию.
"В 1992 году вопрос легитимности военных судов оценивался комиссией
Совета Европы в связи с одним из дел. - рассказывает судья Военной коллегии
Верховного суда генерал-майор юстиции Владимир Хомчик. - Комиссия сделала вывод, что военные суды законны, если судьи назначаются на должности на определенный срок и не могут быть отстранены от должности командиром".
"Деятельность
наших военных судов, по
В Военной коллегии Верховного суда пояснили, что с принятием законов "О судебной системе Российской Федерации" и "О военных судах" все вопросы, которые сейчас пытаются ставить члены партии ”Яблоко”, уже решены. В частности, в этих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются судами общей юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую
Верховным судом РФ. Военные суды создаются по территориальному признаку и могут быть упразднены только федеральным законом. В своей деятельности они руководствуются теми же законодательными нормами, что и другие суды общей юрисдикции, а их решения могут быть обжалованы, также как и решения иных судов. Говорить о какой-то зависимости их от военного командования, по мнению военных юристов, тоже не приходится: военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, их материально-техническое обеспечение и финансирование полностью осуществляются Судебным департаментом при
Верховном суде
РФ. Судьи и работники аппаратов
военных судов не проходят военную
службу в составе Вооруженных
Сил РФ или иных воинских формирований.
"В работе военных судов и прокуратур, конечно, есть недостатки. Тем не менее органы военной юстиции играют положительную роль в деле социальной защиты военнослужащих. И то, что к ним обращаются офицеры и солдаты, а также гражданские люди, говорит о том, что они востребованы в российском обществе", - такое мнение высказал известный правозащитник, президент академии духовного единства народов мира Георгий Трапезников. При этом он подчеркнул, что рассмотрение дел военнослужащих имеет свои особенности, как например, наличие того или иного уровня секретности. Поэтому наличие военных судов в системе судебной власти, по мнению Трапезникова, не какая- то обособленная специфика России. Он отметил, что военные суды существуют в
35 странах мира, в том числе и в США, Англии, Испании, Израиле и др.
Показательно, по
словам Трапезникова, и то, что вряд
ли они удовлетворили бы взыскательным
требованиям Европейского суда: в абсолютном
большинстве стран военные суды созданы
в системе министерств обороны. Они имеют
специальное законодательство о судоустройстве
и судопроизводстве и полностью подчинены
военным ведомствам, как в организационном
плане, так и в вопросах осуществления
правосудия.
В последствии
оказалось, что рассматриваемая
инициатива партии “Яблоко” не была рассмотрена
в нижней палате российского парламента,
а комментарии к данному
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые
акты
1. Конституция РФ 1993 г. М., 1993.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».// Основные кодексы и законы Российской
Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД «Весь», 2002.
3. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации».// Основные кодексы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД
«Весь», 2002.
4. Федеральный конституционный закон от 29 июня 1999 года «О ВОЕННЫХ СУДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». // Основные кодексы и законы Российской Федерации.
– 2-е изд.; перераб.
– СПб.: ИД «Весь», 2002.
Дополнительная литература:
1. «Отечественное
законодательство X-XX веков» ч. 1-2, 2000 г.,
под ред.
О.И. Чистякова, М., изд. Юристъ.
2. Петухов Н.А.
Военным судам России - 300 лет.
Электронный документ.//
www.supcourt.ru
3. Столетие военного министерства. 1802-1902. Главное Военно-Судное управление. Исторический очерк. Книга I. Часть I./ Главный редактор
Д.А.
Скалон. Составил
заслуженный профессор
Н.И.Фалеев. - СПб., 1902.
4. Столетие Военного
министерства. 1802-1902. Главное Военно-судное
Управление.- СПб.,
1902.
----------------------- общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М. 1997. С 5.
2 Столетие военного министерства. 1802-1902. Главное Военно-Судное управление. Исторический очерк. Книга I. Часть I./ Главный редактор Д.А.
Скалон. Составил
заслуженный профессор
Академии И.А. Шендзиковский. Помощник составителя Н.И.Фалеев. - СПб., 1902.-
С.30
3 Петухов Н.А. Военным судам России - 300 лет. Электронный документ.// www.supcourt.ru
[1] Столетие Военного министерства. 1802-1902. Главное Военно-судное
Управление.- СПб., 1902.- С. 30-31 и др.
[2] Смирнов Н.Г. Репрессированное правосудие.- М., 2001; Ушаков С.Ю.,
Стукалов А.А. «Фронт военных прокуроров». Когда расстреливали прокуроров.
Рассказы о военных прокурорах.- М., 2000