Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:22, курсовая работа
В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность ( ст.2 ). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
1. ВВЕДЕНИЕ.
В соответствии
со ст. 1-2 Конституции РФ Россия является
демократическим правовым государством,
в котором признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
- обязанность государства.
В понятие правовое
государство включается признание
права как исторически развивающейся
в общественном сознании меры свободы
и справедливости, выраженной именно в
законах, подзаконных актах и практике
реализации прав и свобод человека и гражданина1,
демократии, рыночного хозяйства и т.п.
Идея господства права выражается в гл.
1 Конституции РФ в том что государство
не создаёт, не дарует людям их права, которые
неотчуждаемы и принадлежат им от рождения
( ч.2 ст.17 ), а только признаёт их, соблюдает
и защищает их носителя- человека, его
права и свободы как высшую ценность (
ст.2 ). Права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание законов,
деятельность законодательной и исполнительной
власти, обеспечиваются правосудием (ст.18).
Государство, становясь правовым, превращается
из аппарата властвования, прежде всего,
в социальную службу для человека и общества,
выражающую их волю и действующую под
их контролем.
Защита прав и свобод граждан объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещёнными законами
( ст. 45 Конституции).
Таким образом, Конституция
33,35,36, 47-54) гражданских
прав.
Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные.
И именно о военных
судах пойдет речь в этой работе.
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным
Судом Российской
Федерации. Военные суды также создаются
по территориальному принципу и могут
быть созданы или упразднены лишь федеральным
законом.
2. История военных
судов в России.
Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития. Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.) В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали уже не перед
«приказами», а
судились воеводским судом или назначенным
им судом полковых судей (для стрельцов
- судом стрелецких сотенных голов).
Поскольку в армии вся полнота власти, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразами в России военных судов.
Однако исследователи справедливо отмечали отсутствие в то время
«правильного, самостоятельного
военного суда соответственно существовавшим
тогда в Европе юридическим понятиям»
[1]
Таким образом,
зарождение военных судов было обусловлено
необходимостью осуществления судебной
власти в армии, особенно в период военных
действий и иных чрезвычайных ситуации.
В дальнейшем это предназначение военных
судов сохранялось, а их развитие происходило
одновременно со становлением других
государственных органов и военной организации
страны, под воздействием общих детерминирующих
исторических факторов.
Наиболее значимые
изменения в системе военных
судов произошли в годы правления
Петра I. Этот период истории ознаменован
стремлением разделения властей
созданием в России регулярной постоянной
армии, и появлением, выражаясь терминологией
историков XIX века, «превосходных по тому
времени» специальных военно-судебных
и военно-уголовных законов.
В указанных целях Петр I посылал за границу своих сподвижников А. Вейде
(в 1696-1698 г.), позднее
- А. Меншикова и Б. Шереметева
с задачей подыскать
В результате в
1702 г. появилось Уложение Б. Шереметева,
с которым он уже вел боевые
действия в Северной войне и обеспечивал
необходимое постоянное правосудие в
действующей армии на началах, подобных
разделению властей. Есть все исторические
основания полагать, что датой введения
в действие указанного нормативного акта
(«Уложение или право воинского поведения
генералов, средних и младших чинов и рядовых
солдат») является 27 января 1702 г., что отмечалось
еще 100 и более лет назад. [2]
У нас нет
оснований сомневаться в
Б.Шереметев. А на просьбу командующих «издать указ о наказуемости за причинение войсками обид местным жителям» Петр отвечал, что «указу… посылать не для чего, понеже войско все вам вручено с полным воинским правилом, судом и указом, по которым вы должны чинить праведный суд…» [3]
Единство многих
военно-юридических функций, осуществляемых
одними и теми же лицами (аудиторами), а
также попытки распространить современное
представление о военной юстиции на события
трехсотлетней давности объясняет некоторые
существующие исследовательские неточности.
В 1706 г. на базе немецкого военно-уголовного кодекса был напечатан
Краткий артикул
А. Меншикова, в котором военно-судебный
аспект был представлен уже более
отчетливо и полно.
В 1715-1716 гг. поэтапно
был введен в действие разработанный
при личном участии Петра I Воинский
устав, который без преувеличения стал
эпохой в деле становления российской
государственности и армии, а также создания
новых военных судов и соответствующих
военно-судебных нормативов. В нем содержалась
специальная глава «О суде и судиях». Многие
его нормы применялись боле ста лет, а
некоторые положения и формулировки Воинского
устава не потеряли своего значения и
поныне.
Согласно названному
уставу, были предусмотрены коллегиальные
военные суды трех видов:
- высший (генеральный) суд в составе председателя - фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников.
Ему были подсудны
дела о важных государственных преступлениях,
совершенных высшими военными чинами
или воинскими частями;
- низший (полковой)
суд в составе председателя - полковника
и шести офицеров, которому были подсудны
все офицеры и нижние чины, совершившие
любые преступления, кроме имеющих важное
государственное значение;
- «скорорешительный
суд» - для условий военного времени
в случаях, не терпящих отлагательства.
Он был правомочен рассматривать все дела,
подсудные полковому суду.
Руководство учрежденными
Петром I военными и военно-морскими
судами первоначально осуществляли
главные военно-
(Сухопутная) и
Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем
их структурные подразделения (палаты,
части), которые в последующем неоднократно
переименовывались (Аудиторский Департамент,
Генерал-Аудиториат, Главный военный и
Главный военно-морской суды, Главное
военно-судное управление).
Судебную компетенцию
этих высших военно-судебных учреждений
составляли следующие основные полномочия
(об этом, например: гл. 50 Воинского устава):
конфирмация приговоров (утверждение
приговоров, с правом изменения их
сути); кассационное производство, надзорная
деятельность.
В 1711 году был
учрежден Сенат как высшая судебная
инстанция государства, подсудность
которого распространялась и на чинов
военного ведомства. Например, по делам
о казнокрадстве
Именным Указом
1717 года о замене Военной канцелярии
Военной коллегией последняя, по
признанию историков, «получила
значение высшего военно- судебного
места». Последующими указами 1719, 1721, 1724
гг. повелевалось посылать в Военную коллегию
(в ее особую аудиторскую экспедицию) приговоры
военных судов «в смертных винах», которые
не могли быть конформированы командованием,
а также приговоры по делам об офицерах.
Правомочием действовать в качестве суда
первой инстанции коллегия не наделялись,
хотя ее представители делегировались
в Сенат для осуществления правосудия
по делам военнослужащих. Тем не менее,
эти военно-административные органы фактически
занимались судебной деятельностью и
их можно считать прообразом современной
Военной коллегии Верховного Суда РФ.
Если возраст этой коллегии исчислять
с 1717 года, то в 2002 году ей исполнилось
285 лет.
В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегии принадлежит право окончательного утверждения приговоров подведомственных им судов и что приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем данную функцию, сопряженную с функцией личной канцелярией Государя по военно- судным делам, выполнял Генерал-Аудиторат. По замыслу Императора Генеральный
Аудиторат должен
был представлять собой «суд высший»,
учреждение независимое от Военной коллегии
и подчиненное непосредственно верховной
власти.
Петровские военные
суды без сколько-нибудь серьезных
изменений в структуре и
Петербургским
комендантом бригадиром Бахметьевым,
исполнявшим обязанности ее президента,
т.е. председателя.
Следовательно, ныне действующим Московскому и Санкт-Петербургскому гарнизонным военным судам исполняется 280 лет соответственно 15 февраля
2003 года и
18 августа 2004 года.
В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят
Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в
Сибири и на
Кавказе.
Устав определил,
что судебная власть в военном ведомстве
принадлежит указанным судам, которые
должны были действовать как установления
коллегиальные.
Полковые и
военно-окружные суды являлись судами
первой инстанции и рассматривали
дела по существу. Главный военный
суд был судом второй инстанции,
решал дела по кассационным жалобам и
протестам прокуроров. Он также должен
был наблюдать за «охранением точной силы
закона и за единообразным его исполнением
военными судами».
Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров
(председатель на один год, члены - на 6 месяцев). Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и
Главного военного
суда должны были иметь офицерские
звания и юридическое образование.
Подбирались они военным