Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:22, курсовая работа
В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность ( ст.2 ). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
Реорганизованная
в соответствии с прогрессивной
реформой система военных судов
просуществовала с некоторыми модификациями
вплоть до 1917 г.
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от 24 ноября
1917 г. в стране
были упразднены все ранее действовавшие
общие судебные установления, в том числе
«военные и морские суды всех наименований»,
а взамен их были созданы местные суды
и революционные трибуналы, в которых
подлежали рассмотрению и дела в отношении
военнослужащих.
Создание специальных
судов для вооруженных сил
не предусматривалось, поскольку в
первое время Народный комиссариат
юстиции твердо проводил линию на
осуществление идеи единого народного
суда, и попытки создания военных
судов не находили поддержки.
В то же время
политическая обстановка, условия гражданской
войны требовали принятия особых
мер по поддержанию боеспособности
армии, укреплению дисциплины и правопорядка
в ее рядах. Общегражданские же судебные
органы не могли эффективно осуществлять
правосудие в войсках, не обеспечивали
оперативного разрешения дел, особенно
в условиях боевых действий. Судьи были
оторваны от армии, не знали специфики
военной службы.
Поэтому в войсках
по инициативе Реввоенсоветов в середине
1918 года стали образовываться военно-судебные
органы: чрезвычайные тройки, полевые
суды, военно-полевые сессии и др., которые
в результате их преобразования стали
называться военными трибуналами. Справедливости
ради следует отметить наличие военных
судов и в армии противоборствующей стороны.
Для организации
единого управления разрозненно
создававшихся военных
В январе 1919 года РВТР издал первую инструкцию революционным военным трибуналам фронтов и армий, определившую их структуру и порядок деятельности. В последующий период гражданской войны их организация и деятельность регламентировались Положениями «О революционных военных трибуналах», первое из которых было утверждено постановлением РВС
Республики от 4 февраля 1919 г., второе - декретом ВЦИК РСФСР от 20 ноября
1919 г., а третье
было введено в действие
1920 г.
Сам РВТР стал также
и судом первой инстанции по делам
о преступлениях, в совершении которых
обвинялись высшие военачальники, председатели
и члены реввоентрибуналов
Таким образом,
впервые в отечественной
РВТР рассмотрел
первое дело - в отношении бывшего
председателя реввоентрибунала Южного
фронта, который по результатам судебного
разбирательства был направлен на испытание
в психиатрическую больницу. С этого времени
РВТР весьма интенсивно работал в качестве
суда первой инстанции. Так, в 1920 году членами
этого трибунала, при штате 4 человека,
были рассмотрены уголовные дела в отношении
290 человек (всеми же реввоентрибуналами
в этом году были рассмотрены дела в отношении
106966 человек). Первым председателем РВТР
был назначен К.Х. Данишевский, который
затем в начале 1921 года по решению ЦК был
направлен на ответственную хозяйственную
работу.
Переход к мирному строительству обусловили сокращение Красной Армии и необходимые структурные преобразования военных трибуналов. В 1921 году в их правовом положении произошло изменение, положившее основу дальнейшего функционирования военных судов как части единой судебной системы государства. Из специального репрессивного органа Революционного военного совета республики и революционных военных советов фронтов и армий, они фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел о совершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом, урегулировавшим эти изменения, было постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г.
«Об объединении всех Революционных трибуналов Республики». Согласно названному постановлению в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности, был установлен состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный
Трибунал. В его
состав вошли Реввоентрибунал
Одновременно упразднялись почти все революционные тыловые военные трибуналы. Функции последних были переданы, так называемым, «военным» отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции
Реввоентрибунала
Республики - Военной коллегии Верховного
Трибунала ВЦИК, которая продолжила работу
по надзору и инспектированию местных
реввоентрибуналов, оставаясь одновременно
судом первой инстанции при рассмотрении
определенной категории дел.
В 1922 году Военная
коллегия вошла в состав Верховного
Суда РСФСР.
23 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение о Верховном Суде Союза
ССР, в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав.
Фактически она
начала работать в составе Верховного
Суда СССР в апреле 1924 года.
Первым председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале
1924 года стал В. А. Трифонов, член партии большевиков с 1904 года.
Накануне и после революции 1917 года он занимался формированием Красной
Армии, являлся
активным участником гражданской войны.
Возглавляя Военную коллегию в течение
двух лет, В.А. Трифонов многое сделал для
становления военных трибуналов как судов
общей юрисдикции Союза ССР.
Компетенция Военной коллегии в составе Верховного Суда СССР определялась Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. и
Наказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г. Рассмотрению Военной коллегией подлежали уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания
Верховного Суда
СССР, а также дела по обвинению в совершении
преступлений, отнесенных к производству
военных трибуналов, лиц военного ведомства,
включенных в особый список, утвержденный
Президиумом ЦИК СССР. Согласно постановлению
Президиума ЦИК СССР от 28 декабря 1923 г.
в этот список вошли должностные лица
от начальника штаба РККА до командиров
и комиссаров корпусов, а также судьи,
начальники особых отделов и прокурорские
работники окружного и армейского уровня.
Деятельность Военной коллегии в конце
20 -
30-х гг. в основном была направлена на борьбу с правонарушениями в армии и на флоте и укрепление основ советского государства. С принятием Положений о военных трибуналах и военной прокуратуре (1926 г.) Военная коллегия стала кассационной и надзорной инстанцией для всех военных трибуналов. В те годы на Военную коллегию в законодательном порядке была возложена и роль одного из органов чрезвычайной юстиции, выполнявших функцию политической репрессии в отношении так называемых «врагов народа». В 1934 г. были приняты
Постановления ЦИК СССР «Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел» и «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых
Народным Комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами».
Этими нормативными
актами на Военную коллегию возлагалась
обязанность по рассмотрению дел об измене
Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах,
иных видах диверсий и подобных им.
Происходило это в сложную историческую эпоху, когда внутриполитическая обстановка, общественное мнение в стране формировались идеологическими установками об усилении классовой борьбы, требовавшими решительной, жесткой борьбы с противниками социалистического строя. В ту пору деятельность всей государственной машины, в том числе и правоохранительных органов, была направлена на борьбу с контрреволюционными деяниями и военно-судебная система не могла находиться от них в стороне. Так, например, Военной коллегией были рассмотрены: в 1936 году - уголовное дело «троцкистско- зиновьевского террористического центра»; в марте 1938 г. - дело
«антисоветского правотроцкистского» блока по обвинению Н. И. Бухарина, А.
И. Рыкова, Г. Г. Ягоды
и др.[4]
Бывший член
Военной коллегии Никифоровский
В. И. так характеризовал тот период:
«Мы судили контрреволюционеров
на основании совести и
В 20 - 50-е годы
вопросы судопроизводства во многом
определялись не только законодательно,
но и постановлениями Пленума
Верховного Суда СССР, а также решениями
органов исполнительной власти (Наркоматом
юстиции, ЦИК и др.), которые принимались,
порой исходя из политических интересов.
Это позволяло административным учреждениям
влиять на деятельность судов и, в частности,
военных трибуналов, включая Военную коллегию.
Сказанное не означает, что военные трибуналы во всех случаях шли на поводу у обвинительных органов. Они не мирились с нарушениями законности следственным аппаратом НКВД, принимали принципиальные решения об оправдании подсудимых или возвращении дел для дополнительного расследования в случаях недостаточности или сомнительности доказательств. Для многих такая принципиальность имела серьезные, часто трагические последствия. Жертвами репрессий стали первые руководители военно-судебных органов: К.Х.
Данишевский, В.А. Трифонов, Н.Ф. Бушуев, Л.Я. Плавнек и многие другие работники. Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась, что непосредственно отразилось и на деятельности Военной коллегии. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в, местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.
Приговоры кассационному
обжалованию не подлежали и могли
быть изменены или отменены, лишь в порядке
судебного надзора.
Не всем, быть
может, известно, что в связи с
объявлением в г. Москве осадного
положения Государственный
Характерная особенность
работы военных трибуналов в годы
войны - быстрота и гибкость судебной
репрессии. Основные усилия они направляли
на борьбу с вражескими лазутчиками,
изменниками, карателями и другими опасными
преступниками. В отношении же лиц, совершивших
менее опасные преступления, широко применялась
законодательно предусмотренная отсрочка
исполнения приговора с направлением
в действующую армию.
После окончания Великой Отечественной войны Военная коллегия продолжала рассматривать дела в отношении военных преступников. Так в январе 1947 г. был вынесен обвинительный приговор в отношении атамана Краснова, генералов белой армии Шкуро, Краснова и Доманова, командира «дикой дивизии» князя
Султан-Гирея Клыча, а также генерала германской армии эсэсовца фон Панвиц
Гельмута.
Следуя объективности, надо отметить, что в послевоенный период, при жизни И. В. Сталина, Военная коллегия наряду со всей судебной системой также продолжала выполнять политическую репрессивную функцию по борьбе с
«врагами народа». В сентябре 1950 г. члены Военной коллегии рассмотрели так называемое «ленинградское дело» по обвинению в контрреволюционной деятельности члена политбюро ЦК КПСС, председателя Госплана СССР Н.А.
Вознесенского, секретаря ЦК КПСС А.А. Кузнецова, первого секретаря
Ленинградского обкома партии П.С. Попкова, бывшего председателя Совета
Министров РСФСР М.И. Родионова и других партийных и советских работников; в