Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:22, курсовая работа
В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность ( ст.2 ). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
1953 году - дело
по обвинению в
Конева и др.
В последующем
судебные постановления по этим делам
были отменены, а осужденные реабилитированы.
Причем в процессе реабилитации также
активно участвовала и
Принципиальные изменения произошли по окончании периода культа личности
Сталина, когда в 1953 г. в стране начался процесс переосмысления идеологических установок, постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. В декабре 1954 г.
Военная коллегия
рассмотрела дело по обвинению бывших
министра госбезопасности СССР Абакумова
В.С., начальника следственной части по
особо важным делам МГБ СССР Леонова А.Г.
и ряда других сотрудников МГБ СССР, признанных
виновными, в частности, в фабрикации «ленинградского
дела».
С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.
Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. о Верховном Суде СССР
1979 г. и на
последующий период закрепил полномочия
Военной коллегии на рассмотрение в качестве
суда первой инстанции дел исключительной
важности, подсудных военным трибуналам,
а также дел о преступлениях военнослужащих,
имеющих воинские звания генерала (адмирала)
либо занимающих должности от командира
соединения и выше и им равные. Одновременно
за Военной коллегией остались функции
надзора за деятельностью военных трибуналов.
В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 г. компетенция
Военной коллегии
оставались в прежней формулировке,
которая и просуществовала вплоть до принятия
в 1999 году Федерального конституционного
закона «О военных судах Российской Федерации».
Этот краткий
исторический экскурс позволяет
заметить, что военные суды и Военная
коллегия в предшествующие периоды
были органами уголовного судопроизводства
и предназначались для рассмотрения дел
в отношении преимущественно военнослужащих,
либо дел, по которым затрагивались интересы
обороны и безопасности государства.
Военные трибуналы в советский период отечественной истории рассматривались в качестве одного из правоохранительных органов страны. При осуществлении правосудия они были призваны «вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы» (ст. 2
Положения о военных трибуналах 1980 г.) Военная коллегия, как звено системы военных трибуналов, также выполняла эти социально значимые функции. Лишь в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали общие суды, военные трибуналы рассматривали гражданские дела. В соответствии с прежней редакцией ст. 116 ГПК РСФСР и ст. 20 Положения о военных трибуналах
Военная коллегия
вправе была изъять любое гражданское
дело из любого военного трибунала и принять
к своему производству.
Одновременно
Военная коллегия являлась кассационной
и надзорной инстанцией по уголовным
делам, рассматривавшимися нижестоящими
военными трибуналами, она занималась
обобщением судебной практики военных
трибуналов, проводила проверки их деятельности
и давала методические рекомендации судьям,
участвовала в решении кадровых вопросов.
С учетом этой специфики
организовывалось комплектование и
материально- техническое обеспечение
военных трибуналов и Военной
коллегии. Так, установление структуры
и штатов военных трибуналов находилось
в совместном ведении Министерства юстиции
и Министерства обороны; личный состав
военных трибуналов и Военной коллегии
входил в штатную численность Вооруженных
Сил и обеспечивался всеми видами довольствия
наравне с личным составом воинских частей
и учреждений Министерства обороны. Через
соответствующие органы этого Министерства
осуществлялось также материально-техническое
снабжение военных трибуналов, их финансирование,
обеспечение транспортом, средствами
связи и др.
В то же время
указанная специфика
(флотов). На должности
работников аппарата Военной
коллегии назначались судьи
Судебные решения
по уголовным делам, принимаемые
Военной коллегией, соответствовали
букве и духу закона, а качество их
изложения нередко характеризовалось
как образцовое. Об оценке качественного
состава работников Военной коллегии
в последние годы советского периода свидетельствуют
факты их привлечения к участию в рассмотрении
наиболее сложных и значимых дел, находившихся
в производстве Верховного Суда СССР.
В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в
1991 году возник
вопрос о дальнейшей судьбе
военных трибуналов и Военной
коллегии.
В.М. Лебедев, являвшийся в то время Председателем Верховного Суда
РСФСР, работая
над проектом судебной реформы, предложил
сохранить военно- судебные органы в России
как составную часть судебной системы
нового государства.
С учетом суверенного
права Российской Федерации на осуществление
всей полноты власти на своей территории,
по предложению Верховного Суда постановлениями
Президиума Верховного Совета 28 декабря
1991 г. «О военно- судебных органах, дислоцированных
на территории РСФСР» и от 13 января 1992
г. «О военных трибуналах» Военная коллегия
бывшего Верховного Суда СССР и военные
трибуналы, дислоцирующиеся на территории
России были включены в судебную систему
Российской Федерации. С этого времени
Военная коллегия работает в составе Верховного
Суда Российской Федерации
21 апреля 1992 г.
очередной Съезд народных
С принятием 12 декабря
1993 года Конституции Российской Федерации,
где по иному определены понятие, задачи
судебной власти и способы ее осуществления,
начался новый, современный этап в развитии
системы военных судов, который привел
к их коренному преобразованию.
Одними из первых шагов на этом пути стало появление, при участии
Военной коллегии,
Постановления Пленума
Закона РФ от
27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан», предоставляющей военнослужащим
право обратиться в военный суд с жалобой
на действия (решения) органов военного
управления и воинских должностных лиц,
нарушающие их права и свободы.
С 1993 года военные
суды стали рассматривать в порядке
гражданского судопроизводства такие
жалобы военнослужащих. Их количество
из года в год возрастало в геометрической
прогрессии. Так, в 1993 г. военными судами
рассмотрено всего лишь 3000 гражданских
дел, в 1994 г. их стало уже 13501, а в 2001 году
- 211888. Военная коллегия соответственно
стала выполнять функцию надзорной инстанции
по этим делам.
23 октября 1996
г. принят Федеральный
Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным
Федеральным конституционным законом, не допускается.
3. Федеральный
конституционный закон "О
Основные положения
организации работы военных судов РФ.
29 июня 1999 г. официально
опубликован и вступил в силу
Федеральный конституционный
Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и федеральные
органы исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная
служба.
Вступивший в
силу Закон устанавливает
Федерального
конституционного закона Российской Федерации
"О судебной системе Российской
Федерации". При этом в Законе
учтены новые требования, предъявляемые
сегодня к судам общей
Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным
Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный
Суд РФ. Особенностью
военных судов является то, что
они осуществляют правосудие в специфических
армейских условиях.
Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно которой военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил
РФ, других войск,
воинских формирований и органов. Военные
суды располагаются в открытых для
свободного доступа местах. Военные
суды создаются и упраздняются федеральным
законом. Никакой военный суд
не может быть упразднен, если отнесенные
к его ведению вопросы не были одновременно
переданы в юрисдикцию другого суда. Количество
военных судов и численность судей военных
судов устанавливаются Верховным Судом
РФ. Такие принципы организации военных
судов в России сильно отличаются от существующих,
например, в США принципов организации
и деятельности военных судов, согласно
которым они в этой стране образуют отдельную
систему и по многим вопросам осуществления
правосудия непосредственно подчинены
военному ведомству.
В нашем же новом
Законе, напротив, усилены гарантии независимости
судей военных судов от командования и
исполнительной власти. С этой целью военные
суды выведены из состава Вооруженных
Сил, куда ранее они организационно входили.
Кроме того, существенно
изменен порядок материально - технического
обеспечения военных судов, которое до
принятия Закона целиком было возложено
на органы военного управления, которые
зачастую сами были участниками судебных
разбирательств в военных судах.