Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:22, курсовая работа
В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность ( ст.2 ). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
На Вооруженные
Силы осталось возложено обеспечение
военных судов, в основном, лишь такими
специфическими средствами, как вооружение,
связь, транспорт, а также охрана предоставленных
военным судам служебных помещений.
Наряду с укреплением
в системе военных судов общих
для всех судов принципов осуществления
правосудия в новом Законе подробно
освещены специфические моменты организации
и деятельности военных судов, обусловленные
их работой в войсках.
Исходя из того,
что военные суды работают в условиях,
в которых действуют
33).
В соответствии
со ст. 27 анализируемого Закона одним
из обязательных требований, предъявляемых
к кандидату на должность судьи
военного суда, наряду с общими требованиями
к остальным кандидатам в судьи, является
наличие офицерского звания и заключение
контракта о прохождении военной службы.
Но поскольку
военные суды исключены из состава
Вооруженных Сил, вводится институт
прикомандирования судей и работников
аппаратов из числа военнослужащих к военным
судам, аналогичный прикомандированию
военнослужащих к другим федеральным
органам государственной власти. Это даст
им возможность проходить службу в судах
и позволит полностью вывести из подчинения
командованию военных ведомств, исключив
какую-либо зависимость от воинских должностных
лиц.
Система организации
и комплектования военных судов
РФ.
В новом Законе
установлена система военных
судов, которая состоит из окружных
(флотских) военных судов и гарнизонных
военных судов. Кроме того, впервые на
законодательном уровне определено, что
в случаях, предусмотренных международными
договорами, допускается создание военных
судов за границей, если там дислоцируются
российские воинские формирования, по
месту их дислокации.
В соответствии со ст. 21 Закона гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов.
Таким образом, согласно Закону территориальный принцип деятельности военных судов не связан напрямую с военно - административным делением Российской
Федерации и
территория, на которой действует
гарнизонный суд, может не соответствовать
территории гарнизона, тогда как
иные суды общей юрисдикции действуют
в пределах соответствующих единиц административно
- территориального деления Российской
Федерации.
Окружной (флотский)
военный суд образуется в составе
председателя, его заместителей, а
также других судей. В окружном (флотском)
военном суде может быть образована должность
первого заместителя председателя. Впервые
в окружных (флотских) военных судах Законом
предусмотрено образование президиума,
а также предоставлена возможность образования
судебных коллегий и составов. Президиум
окружного (флотского) военного суда действует
в составе председателя, его заместителей,
заместителей председателя - председателей
судебных коллегий и судебных составов.
Он рассматривает гражданские, административные
и уголовные дела по протестам на решения,
приговоры, определения и постановления
гарнизонных военных судов, вступившие
в силу, а также на определения и постановления,
принятые окружным (флотским) военным
судом во второй инстанции; вопросы организации
работы и координации работы судебных
коллегий и судебных составов; по представлению
председателя суда утверждает председателей
судебных коллегий и судебных составов,
определяет численность судебных коллегий
и судебных составов; рассматривает вопросы
организации работы аппарата суда, утверждает
по представлению председателя суда структуру
и штатное расписание аппарата суда, численность
его работников и положение об аппарате
суда. Заседания президиума окружного
(флотского) военного суда должны проводиться
не реже одного раза в месяц по инициативе
председателя суда. Решения на них принимаются
большинством голосов.
Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Верховный Суд Российской Федерации. Полномочия
Верховного Суда
РФ по рассмотрению дел, подсудных военным
судам, приведены в ст. ст. 9-10 Закона, согласно
которым Военная коллегия Верховного
Суда РФ является непосредственно вышестоящей
судебной инстанцией по отношению к окружным
(флотским) военным судам.
Она образуется
в составе председателя, его заместителя,
председателей судебных составов и других
судей Верховного Суда РФ. Председатель
Военной коллегии является заместителем
Председателя Верховного Суда РФ.
Осуществление
правосудия в военных судах и
Военной коллегии призваны обеспечить
аппараты военных судов и Военной
коллегии, на сотрудников которых возложено
организационное обеспечение процессов,
обобщение судебной практики, анализ судебной
статистики, систематизация законодательства
и выполнение других функций суда. Аппарат
военного суда и аппарат Военной коллегии
возглавляют руководители соответствующих
аппаратов. Деятельность аппарата военного
суда и аппарата Военной коллегии контролируют
соответственно председатель военного
суда и председатель Военной коллегии.
Судьи военных судов обладают всеми правами, предоставленными судьям судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только
Конституции и
федеральному закону.
Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 6 Закона "О статусе судей в Российской
Федерации" судьи военных судов назначаются на должности Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационных коллегий этих судов. Для председателей военных судов и их заместителей требуется заключение Высшей квалификационной коллегии судей
РФ.
Органы судейского сообщества создаются в военных судах округов (флотов) в соответствии с Законом о статусе судей и выражают интересы судей как носителей судебной власти. Конференции судей военных судов округов
(флотов), а в период между конференциями - избираемые ими Советы судей обсуждают и решают вопросы, круг которых определен п. 3 ст. 17 Закона о статусе судей. Для решения вопросов, указанных в ст. 18 названного Закона
(отбора кандидатов
на должность судьи,
Полномочия военных
судов Российской Федерации.
В Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской
Федерации" несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия
(бездействие)
и решения органов военного
управления и воинских
Федерации неподсудны.
Военным судам
стали подсудны дела об административных
правонарушениях, совершенных военнослужащими,
гражданами, проходящими военные сборы,
но лишь с момента внесения изменений
в соответствующие федеральные процессуальные
законы.
Подсудность военным
судам уголовных дел о
Закона.
В соответствии с указанной нормой подсудность дел о преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы
(прошедшие военные сборы), совершившие преступления в период военной службы
(то есть лица,
дела в отношении которых
Поэтому, если уголовное
дело по обвинению одного лица или группы
лиц в совершении нескольких преступлений
подсудно военному суду в отношении хотя
бы одного лица или одного преступления,
дело о всех лицах и преступлениях рассматривается
военным судом.
Согласно ч. 4
ст. 7 Закона право рассматривать все гражданские,
административные и уголовные дела, подлежащие
рассмотрению федеральными судами общей
юрисдикции, сохранено лишь за военными
судами, дислоцирующимися за пределами
территории Российской Федерации, если
иное не установлено международным договором
Российской Федерации.
Существовавшее
ранее положение о рассмотрении
военными судами всех дел в местностях,
где не действуют иные суды общей
юрисдикции, утратило силу.
В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности
Военной коллегии
или окружного (флотского) военного
суда. Он также рассматривает дела
по вновь открывшимся обстоятельствам
в отношении решений, приговоров, определений
и постановлений, принятых им и вступивших
в силу.
Гарнизонный военный
суд принимает решения об аресте,
о заключении под стражу, содержании
под стражей, об ограничении прав
на тайну переписки, телефонных и иных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, на неприкосновенность
жилища. Однако следует иметь в виду, что
в соответствии с ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст.
15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся
решений военных судов об аресте, о заключении
под стражу и содержании под стражей, вступают
в силу только после принятия соответствующего
федерального уголовно - процессуального
закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о подсудности
гарнизонным военным судам вопросов об
ограничении прав на тайну переписки,
телефонных и иных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность
жилища вступили в силу с момента официального
опубликования Федерального конституционного
закона "О военных судах Российской
Федерации". В связи с этим указанные
материалы должны рассматриваться гарнизонными,
а не окружными военными судами, как это
было ранее.
Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия
(бездействие)
лица, производящего дознание, следователя,
прокурора и принятые ими решения
в случаях и порядке, которые установлены
федеральным уголовно - процессуальным
законом.
В соответствии
со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный
суд рассматривает в первой инстанции
гражданские дела, связанные с
государственной тайной, и дела о преступлениях,
за совершение которых может быть назначено
наказание в виде лишения свободы на срок
свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы
или смертной казни. Он также в пределах,
установленных настоящим Федеральным
конституционным законом, рассматривает
дела по жалобам и протестам на решения,
приговоры, определения и постановления
гарнизонных военных судов, принятые ими
в первой инстанции и не вступившие в силу.
Окружной (флотский) военный суд рассматривает
дела по протестам на решения, приговоры,
определения и постановления гарнизонных
военных судов, вступившие в силу, а также
на определения и постановления, принятые
окружным (флотским) военным судом во второй
инстанции. Кроме того, окружной (флотский)
военный суд рассматривает дела по вновь
открывшимся обстоятельствам в отношении
решений, приговоров, определений и постановлений
окружного (флотского) военного суда, вступивших
в силу.
Законом впервые
предусмотрена возможность
(флотским) военным
судом дел с участием присяжных
заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1 ст. 15
Закона о рассмотрении окружным (флотским)
военным судом уголовных дел в составе
судьи и коллегии присяжных заседателей,
как вытекает из содержания ст. 28 этого
же Закона, применяется только в случаях,
предусмотренных процессуальным законом.
В настоящее время правовых оснований
для рассмотрения окружными (флотскими)
военными судами уголовных дел в указанном
составе не имеется до внесения соответствующих
изменений в процессуальное законодательство.