Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка
1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.
Термин «гос.» свидетельствует о том, что служебная деятельность является осуществляемой от имени государства. Поэтому в определении государственной службы внимание справедливо акцентируется на государственном органе. Государственный характер государственной гражданской службы отличает ее от частной и службы в общественных объединениях.
Существенным признаком является и то, что эта служба реализуется особым видом служащих — гос. гражданскими служащими, занимающими государственные гражданские должности в гос. органах, перечень которых дается в части 1 статьи 7 Закона «О государственной службе в РБ». К ним относятся:
1) Палата представителей и СР Нац собрания РБ и их секретариат;
2) Правительство РБ и его Аппарат;
3) Конституционный Суд РБ, Секретариат и его Аппарат
4) Верховный Суд РБ и его Аппарат;
5) Высший Хозяйственный Суд РБ и его Аппарат;
б) иные общие и хозяйственные суды и их аппараты;
7) Администрация Президента РБ;
8) Гос секретариат Совета Безопасности РБ.
9) Управление делами Президента РБ;
10) иные гос органы, непосредственно обеспечивающие деятельность Президента РБ;
11) органы Комитета гос. контроля РБ;
12) органы Прокуратуры РБ;
13) Национальный банк РБ;
14) Центральная комиссия РБ по выборам и проведению респ-ких референдумов и ее аппарат;
15) министерства, иные респ-кие органы гос. управления, их территориальные подразделения;
16) дипломатические
17) местные Советы депутатов и их аппараты;
18) местные исполнительные и распорядительные органы и их аппараты;
19) государственные нотариальные конторы;
20) таможенные органы;
Особенность содержания
государственной гражданской
Следует отметить и такую черту, как существование классов гос. служащих, призванных осуществлять такую службу. Их нет у служащих иных видов государственной службы.
Гос. гражданская служба отличается от иных видов государственной службы и службы в государственном учреждении (организации) по своему содержанию и статусу, определяемому статусом ее служащих. Во-первых, наличествуют особые права и обязанности у служащих, ограничения, связанные со службой, присутствует резерв кадров служащих, во-вторых, имеет место особый порядок поступления, прохождения и прекращения службы, материальное и социальное обеспечение служащих, в-третьих, предусмотрена особенность ответственности служащих.
Гос. гражданская служба неоднородна и может быть разделена на виды:
1) службу в органах гос. управления (аппаратную, чиновничью);
2) депутатскую;
3) судебную (службу в судах);
4) прокурорскую (службу в органах прокуратуры);
5) таможенную (службу в таможенных органах);
6) дипломатическую службу.
Каждый названный вид службы имеет свои специфические черты, отличающие его от других. Особенности кроются как в самом характере деятельности каждого вида службы, так и в органах (системах), в которых она осуществляется.
Аппаратная служба — это служба в органах гос. управления, кроме милитаризованных и таможенных органов, а также в секретариатах палат Национального собрания РБ, аппаратах судов и местных Советов депутатов.
Депутатская служба -это деятельность в качестве депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов на заседаниях палат, в их комиссиях и избирательных округами сессиях местного Совета депутатов, в постоянных и временных комиссиях. Для каждого депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета в отдельности не определены обязанности и права, обособленные полномочия как по государственной должности. Депутатская деятельность приравнена к государственной службе постольку, поскольку она осуществляется на профессиональной основе.
Судебная служба (служба в судах) — это гос. служба в судебных органах (судах) предназначенная для осуществления судебной деятельности — правосудия.
Прокурорская служба
(служба в органах прокуратуры) тоже
имеет свои особенности. Во-первых,
она направлена па осуществление
прокурорского надзора как
Таможенная служба (служба в таможенных органах). В части 2 статьи 325 Таможенного кодекса РБ установлено, что на должностных лиц таможенных органов и работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному Комитету РБ, которым присваиваются персональные звания, распространяется законодательство о государственной, службе в той мере, в котором их правовое положение не определено Таможенным кодексом. Кроме того, порядок и условия прохождения службы в таможенных органах определяются Президентом РБ, а дисциплинарная ответственность наступает в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов.
Одной из особенностей аппаратных служащих является наличие у них классов.
Каждой аппаратной должности соответствуют определенные классы служащих. Установлен один высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона высший класс гос. служащего соответствует таким государственным должностям:
1) Премьер-министра РБ;
2) Главы Администрации Президента РБ;
3) Гос. секретаря Совета Безопасности РБ;
4) Председателя Комитета гос. контроля РБ;
5) Управляющего делами Президента РБ;
6) заместителей названных лиц;
7) председателей областных
и Минского городского
Министрам РБ может быть присвоен высший класс гос. служащего.
Классы присваиваются Президентом РБ, Премьер-министром и председателями облисполкомов и Минского горисполкома.
Президент осуществляет присвоение классов в отношении руководящих работников республиканских органов гос. управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом РБ. Среди них Премьер-министр, Председатель президиума национ. Академии наук Беларуси, его замест. и главный учёный секретарь и др.
Премьер-министр осуществляет присвоение классов в отношении гос. служащих республиканских органов гос. управления, назначаемых Правительством РБ, в том числе по согласованию с Президентом. К числу подобных лиц относятся; руководители гос. организаций, подчиненных Совету Министров РБ, и их заместители, руководители важнейших средств массовой информации, учредителями которых является Совет Министров РБ, соответствующие республиканские органы гос. управления, заместитель Председателя Республиканского трудового арбитража, главы администраций свободных экономических зон и др.
Председателями областных
и Минского городского исполнительных
комитетов осуществляется присвоение
классов в отношении
Присвоение классов
иным аппаратным служащим осуществляется
на основании заявления служащего
или представления его
Соотнесение классов гос. служащих и гос. должностей устанавливается Президентом РБ или уполномоченным им органом.
Отдельным категориям гос.
служащих могут присваиваться
Порядок присвоения
классов государственным
Порядок присвоения классов аппаратным служащим регламентируется статьей 13 закона. В соответствии с ней присвоение классов производится последовательно в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. Надо признать, что, прежде всего, учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня гос. должностей, соответствующих классам служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.
В Законе установлены
сроки, по истечении которых
Аппаратным служащим, которым присвоено звание «Герой Беларуси», награжденным орденами и медалями РБ и СССР, и служащим, которым присвоены почетные звания РБ и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем, гос. должностей, соответствующих классам гос. служащих.
Закон допускает досрочное повышение в классе (но не более, чем на один класс) за особые достижения в труде.
Лица, поступающие па гос. службу впервые, могут получить класс гос. служащего не ранее чем через шесть месяцев. При наличии стажа государственной службы соответствующий класс гос. служащего присваива-ется не позднее одного месяца с момента назначения на аппаратную должность служащего.
Служащий может быть понижен в классе, но не более чем на один класс, в случае ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины или совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики.
Необходимо подчеркнуть, что понижение либо восстановление в классе осуществляется в порядке, установленном присвоения классов.
Служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, не могут представляться к присвоению очередного класса до снятия этих взысканий.
Немаловажным является обстоятельство, на которое следует обратить внимание, что при переходе служащего по собственному желанию на низшую должность, возвращении па гос. службу, с которой он ранее уволился, выходе в отставку или уходе на пенсию за ним сохраняется присвоенный класс.
Общие права госслужащих закреплены в ст. 20 З-на «О госслужбе в РБ» от14.06.2003 №204-3. В соответствии с данной статьёй Государственный служащий имеет право на:
письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;
принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;
посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей гос. органов, иных организаций;
получение в установленном порядке от граждан, гос. органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
повышение квалификации
и переподготовку за счет средств
соответствующего бюджета или иных
предусмотренных
повышение в должности, классе гос. служащего;
заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;
участие в конкурсе на
занятие вакантной
публикации и выступления,
связанные с исполнением
ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;
проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;
свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РБ;
здоровые и безопасные условия труда;
отставку по основаниям,
предусмотренным настоящим
государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.
Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством РБ.
Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"