Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка
1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.
Метод гос. управления – прием, способ реализации, осуществления управленческой деятельности. Выбор конкретных методов не всегда зависит от усмотрения субъекта управления, а чаще определяется правом и видом объекта управления, его особенностями.
Различают экономические, административные и социально-психологические методы. Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Отдельными их видами являются прибыль, цена, кредит, налоги.
Административные методы – способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индивидуальных повелениях.
Социально-психологические методы – это способы психологического воздействия управляющих на управляемых для достижения поставленных целей
Все виды гос. власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Правовые акты управления тесно связаны с гос. управлением. Ими регулируются общ. отношения, определяются права и обязанности их участников. Правовые акты управления определяются как официальные решения. средство, основная форма реализации исполнительной власти, волевые действия, документы.
Акты управления являются правовыми, так как с их помощью достигается правовой результат, т.е. осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений. Правовыми актами управления предоставляются права и обязанности в сфере управления.
В зависимости от юридического значения правовых акты управления разделяют на несколько групп:
Акты, издание которых влечет возникновение, изменение, или прекращение АП отношений.
Акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права.
Акты, которые служат основанием для издания других правовых и неправовых актов управления.
Акты, выступающие как условие действительности других актов.
Отдельные акты могут играть роль доказательств при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах гос. управления.
Правовые акты управления – один из видов правовых актов государства. Они обладают всеми их признаками и имеют свои особенности. Правовые акты управления подзаконны, издаются на основе и во исполнение законов и актов вышестоящих органов гос. управления. В них могут содержаться определенные правила поведения, веления гос. органа или должностного лица. С их помощью исполняются законы. претворяются в жизнь государственные задачи.
Правовые акты управления являются исполнительными решениями.
Правовые акты управления – это юридические акты, исполнительные решения. авторитарные решения, подзаконные официальные решения, односторонние веления, умышленные волевые действия администрации, форма управленческой деятельности, важная форма выражения компетенции гос. органа, организующие решения.
Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов, направленные на установление, изменение или отмену правовых норм.
Отличие: законы обладают
большей юр. силой. От актов правосудия
и прокурорского надзора
Наиболее распространенная классификация по следующим критериям:
по юр. свойствам
по органам, их издающим,
по времени действия
по порядку издания.
По юр. свойствам правовые акты управления делятся на нормативные и индивидуальные. 1. НПА являются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного гос. органа, издаются с соблюдением предусмотренной процедуры. Специальными признаками НПА является то, что они содержат общеобязательные нормы права, рассчитаны на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение, регулируют определенный вид общ. отношений. Являются важнейшим источниками права. Могут содержать нормы не только административного, но и других отраслей права. Общие требования, предъявляемые к НПА:
соответствие их принципам нормотворческой деятельности
соответствие актов
нижестоящих гос. органов актам
Главы государства и
приоритет общепризнанных принципов Международного права
защита прав и свобод, законных интересов граждан
их принятие уполномоченным на то органом в пределах своей компетенции.
Нормативные акты управления
можно классифицировать по различным
основаниям: по органу, принимающему их;
по виду (нормативный/смешанный
2. Индивидуальные акты
не содержат норм права, приним
По органам, их издающим:1) Президент издает декреты, указы и распоряжения. 2) Совет Министров РБ - постановления 3) Председатель Совета Министров издает распоряжения 4) Министерства, гос. комитеты - приказы и инструкции 5) Местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения 6) Председатель исполкома издает распоряжения 7) Руководители предприятий, учреждений и организаций - приказы и распоряжения.
По времени действия: постоянного и временного действия. По порядку издания: коллегиальные и единоличные.
Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:
письменной
устной
конклюдентной
в форме молчания.
Письменная форма занимает господствующее положение. Акты в письменной форме являются разновидностью служебных документов. В письменной форме издаются декреты, указы Президента РБ, постановления Совмина, приказы республиканских органов управления, решения местных исполнительных комитетов, постановления о привлечении к административной ответственности. Издание актов в письменной форме требует соблюдения опр. правил, реквизитов, техники. Это более сложный процесс по сравнению с изданием актов в устной форме.
Устные управленческие акты направлены на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Они наиболее оперативны, с их помощью решаются разнообразные управленческие вопросы. Широко распространены при непосредственном и оперативном руководстве в армейских условиях. В этой форме акты могут издаваться руководителями любого ранга. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения устных актов возможно применение мер принуждения, в том числе и ответственности.
Конклюдентные акты – это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, по которой можно сделать заключение о таком намерении. Термин «конклюдентный» больше присущ гражданскому праву. Его нормами регулируется совершение различных конклюдентных действий – сделок. Конклюдентные акты управления по юр. силе не однородны. Многие из них носят информационный характер. Ряд таких актов носит запрещающий и разрешающий характер и в случаях их несоблюдения обеспечивается санкциями. Они не столь многочисленны и распространены, как письменные или устные.
В некоторых странах существуют так называемые подразумеваемые правовые акты управления. Они вытекают из молчания, сохраняемого органом управления, администрацией. Например, закон, принятый Парламентом, представляется Президенту РБ на подпись. Если Президент не возвращает его на протяжении 2х недель, то закон считается подписанным.
Правовые акты управления имеют свою структуру, элементы, составные части которой могут быть формального и материального порядка. К элементам первого вида относятся реквизиты, представляющие собой внешние формальные атрибуты правового акта. Материальные элементы выражают содержание правового акта управления.
К обязательным реквизитам правового акта относятся:
вид акта управления
название, обозначающее предмет регулирования
дата, место принятия акта и его регистрационный номер
подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты управления.
В структуре акта затем следует текст, содержание правового акта, которое тоже имеет совою структуру. Он состоит из преамбулы и резолютивной, заключающей части. В резолютивной части излагаются выводы, предложения, решения, распоряжения, просьбы, предписания. Резолютивная часть текста может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы, а кодифицированные нормативные акты в общую и особенную части.
Статьи, главы и разделы должны иметь названия. Статья, пункты и главы обозначаются арабскими цифрами, а разделы – римскими.
Название статьи пишется строчными буквами в той же строчке, что и ее номер. после номера ставится точка.
Статьи могут подразделяться на части или пункты, части – на пункты или абзацы, пункты – на подпункты или абзацы, подпункты – на части или абзацы.
Абзац – часть текста. представляющая собой смысловое единство. выделяемое отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы заканчиваются точной с запятой.
Подпункты – это абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Главы объединяют в себе статьи этот акта. Часть – это абзац или несколько абзацев, которые начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.
В акте должны быть определены реальные сроки исполнения. Структура постановляющей части акта должна обеспечивать последовательное изложение сути документа, начиная с наиболее существенных пунктов и заканчивая второстепенными. Важным требованием является стилистическое оформление текста акта.
Правовой акт управления должен быть подписан официально уполномоченным лицом. Подпись – обязательный реквизит правового акта. В состав подписи входит: наименование должностного лица, личная подпись и ее расшифровка или только инициал имени и фамилия. Некоторые правовые акты требуют соответствующего утверждения.
Соблюдение требований, предъявляемых к правовым актам управления, обеспечивает эффективность актов и успешное решение управленческих задач. Все требования можно разделить на несколько групп:
Организационные. К ним относятся требования, предусматривающие, что каждый акт управления долже быть реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. В самом акте должны чётко определяться конкретные задачи, исполнители, возможные сроки исполнения, лица, ответственные за исполнение... акты должны быть современными и решать насущие вопросы, исполнимыми, приносить реальные результаты.
Технические - конкретность и логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение решения простыми, чётким и ясным языком делают акт доступным для исполнения. Название акта должно чётко отражать предмет правового регулирования.
Юридические. Они содержаться в Конституции РБ, законах и других НПА, в том числе и актах управления. Требования относятся к различным сторонам актов: их содержанию, направленности, субъектам, формам актов и т.п.не все требования одинаково относятся к конкретному акту управления. Их можно разделить на: общие и специальные.
Общие относятся ко всем правовым актам управления. Общие требования:
Правовые акты должны соответствовать Конституции, законам, актам Президента и актам вышестоящих органов. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, только по вопросам, входящим в их ведение, и в пределах предоставленных им прав. Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Правовые акты должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. Правовые кты управления необходимо довести до сведения адресатов. Немаловажным требованием является соблюдение в правовом акте необзодимых реквизитов. Правовые акты должны соответствовать гос интересам.
К специальным требованиям относятся: соблюдение споков издания акта; издание акта лишь по специальному разрешению; издание по предварительному согласованию; издание с последующием утверждением; прохождение правовой экспертизы; включение акта в Национальный реестр правовых актов РБ; наличие ссылки правовом акте.
Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"