Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка
1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.
Признать акт дифектным вправе только компетентный орган. Оспорить его может любой гражданин, орган и т.д. путём подачи жалобы, протеста. Компетентные органы в зависимости от степени дефективности акта могут признать его ничножным (недостатки акта не влекут никаких значимых юридических последствий для исполнителей) или недействительным (это акт с такими дефектами, с которыми он не должен действовать, порождать юридические последствия). Обжалование и опротестование актов о наложении дисциплинарных взысканий урегулировано Трудовым кодексом и др НПА.
Порядок принятия (издания)
правовых актов управления – это
разновидность
Порядок принятия ПАУ включает следующие стадии:
1) планирование подготовки
проектов актов (Включает
2) проявление инициативы
(Начинается с проявления
3) подготовка проекта
(ст. 47 Закона «О подготовке проекта
НПА» включает: рассмотрение предложения
по подготовке проекта,
4) согласование проекта (Проект акта согласуется с предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами. Согл. выражается в пис. форме, и должно быть проведено в 30-дневный срок со дня получения проекта(ст.48 З-на «О НПА РБ»). Проект подлежит обязательной экспертизе(юридической, финансовой, экономической и т.д.));
5) рассмотрение проекта (Характер и процедура зависит от решаемого вопроса и способа деятельности органа – единоличного (министерства, отделы, управления местных исполкомов) и коллегиального(СМ РБ, местные исполкомы ));
6) вынесение решения
(Вынесенное решение
7) придание решению правовой формы (Происходит путем обнародования. Виды:1) личное ознакомление в устной форме, 2) путем высылки копий, 3)вывешивание, 4) ознакомление под роспись. Может быть официальным - путем опубликования в Нац. Рееетре ПА РБ, газете «Сов. Беларусь», «Республика» и неофициальным.
8) проведение юридической экспертизы;
9) включение правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ;
10) доведение акта до
сведения исполнителей (Официальное
опубликование актов
Действие ПАУ выражается в юридических последствиях, установлении, изменении или отмене правовых норм, возникновении, изменении или прекращении определенных правоотношений. Действие ПАУ начинается со времени вступления их в силу и регулируется законом «О НПА РБ». Сроки: 1) Со дня принятия вступают в силу акты нормативного характера. 2) Через 10 дней – декреты Президента. 3) Со дня включения в Нац. Реестр ПА РБ - указы Президента, постановления Правительства и др. НПА. 4) Со дня опубликования – декреты, указы Президента, постановления Правительства, если в них это закреплено. 5) Со дня опубликования – акты, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан. По общему правилу ПАУ не имеют обратной силы, т.е. они не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу, за исключением случаев смягчения или отмены ответственности граждан, на кот. распространяется действие акта. ПАУ действуют постоянно (бессрочно) пока не будут отменены. Некоторые могут иметь временный характер. Приостановление – управленческое действие по временному прекращению или задержанию действия акта. Приостановление не влечет за собой утрату актом юридической силы. Продолжение действия акта возможно при условии: законности, исчезновения обстоятельств, препятствующих исполнению, истечению срока. Отмена возможна при доказанности незаконности акта или наличии других причин. Прекращение действия ПАУ может быть осуществлено по основаниям:1.В силу исполнения содержания акта.2.В силу юридического события.3.В силу расторжения трудового договора одной из сторон.4.В силу истечения срока действия временного акта.5.В силу издания нового акта, вобравшего в себя содержание первого. Иногда ПАУ издают в новой редакции с учетом внесения изменений и дополнений. Действие ПАУ имеет пространственные пределы:1.Акты республиканских органов.2.Акты местных органов действуют в рамках АТЕ, области, района, города.3.Акты органов, не подчиненных местным исполкомам, могут быть межтерриториального характера, распространяются на определенные территории(например органов железнодорожного и воздушного транспорта). Действе НПА РБ распространяется на граждан и юр. лиц РБ, иностр. граждан, лиц без гражданства, которые находятся на территории РБ.
ПАУ, вступившие в силу, обладают правовым свойством – юридической силой. Это значит,что акт должен действовать и влиять на общественные процессы, исполнятся.
Законы имеют большую юридическую силу, чем ПАУ:
1. Законы издаются
органом, находящимся выше
2. ПАУ издаются на основе законов, т.е. являются подзаконными.
3. ПАУ невозможно ни изменить, ни дополнить, ни отменить закон.
ПАУ по юридической силе уступают судебным решениям:
1.По причине возможности их отмены;
2.В связи с возможностью
применения силы при их
3. ПАУ нельзя изменить или отменить судебное решение.
Акты прокурорского надзора по юридической силе выше ПАУ. Юр. сила уставов, положений, инструкций, регламентов определяется юр. силой НПА, которым они утверждены. ПАУ могут иметь не только обязательный, но и рекомендательный характер, а также выступать в форме предписания.
Принудительное исполнение ПАУ связано с применением определенных силовых мер воздействия, правовых санкций. Оно должно быть законным. Способы осуществления принудительного исполнения:
1. По иерархии –
это исполнение по
2. В судебном порядке
– исполнение обеспечивается
хозяйственными и общими
3. В административном
порядке – применение административного воздействия
за пределами служебных отношений, но
не подчиненности(административно-
Субъект – человек, физическое лицо как носитель определенных прав и обязанностей.
В АП принято выделять 2 основных группы субъектов:
1) Субъекты, которые являются
носителями гос. властных
2) Подвластные субъекты,
среди которых выделяют
Среди физ. лиц как субъектов АП принято проводить внутривидовую классификацию и выделять субъектов со специальным статусом ( граждане РБ; иностранные граждане; апатриды; должностные лица; военнослужащие; собственники транспортных средств ) и с общим статусом ( физические лица со специальным и отдельным статусом).
Иерархия в отношении властвующих субъектов – органов гос. управления:
1. Главный субъект (глава государства и др. должностные лица);
2. Основные субъекты (органы гос. управления, функционирующие в масштабе всей республики – администрация президента, правительство).
3. Специальные субъекты (по характеру компетенции – МЧС, Минприроды).
4. Исключительные субъекты
– субъекты, для которых гос.
управление является
5. Особые субъекты
– администрации гос. предприят
6. Индивидуальные (персональные)
органы гос. управления –
Содержание властных полномочий носителей исполнительной власти включает:
Издание органом от имени гос-ва актов юридич. характера;
Обеспечение и реализация актов путем применения принуждения;
Осуществление контроля за исполнением актов.
Специальные свойства органов госуправления:
Они специально предназначены
для осуществления госуправлени
ОГУ самые многочисленные по сравнению с иными госорганами и имеют наиболее разветвленную структуру.
ОГУ образуются с учетом особых принципов – отраслевого, функционального, линейного, которые не могут применяться при образовании органов прокуратуры, судебных органов, законодательных органов.
В построении систем ОГУ наиболее выражена иерархическая организация: а) вертикальная; б) горизонтальная; в) смешанная горизонтально-вертикальная.
По характеру компетенции ОГУ разделяются на органы:
Общей компетенции
Специальной компетенции
Отраслевой компетенции
Межотраслевой компетенции
Хозяйственного руководства
ОГУ общей компетенции – осуществляют свои функции в той или иной мере по отношению ко всем или значительной части объектов управления определенного уровня (Совет Министров, исполкомы).
ОГУ спец. компетенции – осуществляют особые функции (Администрация Президента, Совет безопасности, ВАК).
ОГУ отраслевой компетенции – на республ. или местном уровнях управляют отдельными отраслями, группами родственных и подчиненных предприятий, учреждений по вопросам их деятельности (некоторые мин-ва, госкомитеты).
ОГУ межотраслевой компетенции – выполняют отдельную функцию в отношении подчиненных органов, предприятий, учреждений, осуществляемую в виде координации (значительная часть мин-в, госкомитетов).
ОГУ хозяйственного руководства – хозяйственное управление, управление теми, кто создает материальные блага, оказывает услуги, осуществляет подготовку специалистов (управления объединений, администрации госпредприятий, учреждений).
ОГУ – это государственный орган (организация), призванный осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность (исполнительную власть) посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных НПА.
ОГУ отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Каждый ОГУ имеет свою организационную структуру, т.е. систему построения его внутреннего, или рабочего, аппарата, определяемую задачами органа, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, с помощью которой определяются его предметы ведения и полномочия.
Специфические признаки:
ОГУ осуществляют специфическую по своему содержанию и методам деятельность – государственное управление
ОГУ – субъекты исполнительной власти и в то же время специальным субъектом госуправления; их функциональное назначение – осущ-е исполнительной и распорядительной деятельности, которая состоит в практическом исполнении законов
Наделены государственно-
Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"