- Режим в пунктах пропуска через государственную границу – совокупность правил въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, ТФ, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и иных видов контроля
48. Административно-правовое
обеспечение борьбы с терроризмом.
Понятие терроризма; органы, участвующие
в борьбе с терроризмом; режим
контртеррористической операции
ФЗ «О противодействии
терроризму»
Терроризм – идеология
насилия и практика воздействия
на принятие решения органами государственной
власти, органами МСУ, международными
организациями, связанные с устрашением
населения и иными формами
противоправных насильственных действий
Принципы противодействия
терроризму:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина
- законность
- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности
- системность и комплексное использование политических, социально-экономических мер противодействия терроризму
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями
- приоритет мер предупреждения терроризма
- единоначалие в руководстве силами и средствами при проведении контреррористических операций
- сочетание гласных и негласных методов
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, приемах, мероприятиях
- недопустимость политических уступок террористам
- минимизация и ликвидация последствий
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности
Президент:
- определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму
- устанавливает компетенцию ФОИВ по борьбе с терроризмом
- принимает решение об использовании за пределами РФ ВС для борьбы с террористической деятельностью
Правительство:
- определяет компетенцию ФОИВ, руководство деятельностью которых оно осуществляет
- организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма
- организует обеспечение деятельности ФОИВ, ОИВ субъектов и органов МСУ по противодействию терроризму
ФОИВ, органы государственной
власти субъектов и органы МСУ осуществляют противодействие терроризму
в пределах своих полномочий
В борьбе с терроризмом
ВС могут применяться для:
- пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта или захваченных террористами
- пресечения террористических актов во внутренних водах и территориальном море
- участия в проведении контртеррористической операции
- пресечения международной террористической деятельности
В целях пресечения и
раскрытия террористического акта,
минимизации его последствий
и защиты жизненно важных интересов личности,
общества и государства может вводится
режим контртерроритической операции.
Решение подлежит незамедлительному обнародованию
На территории,
в пределах которой введен режим
контртеррористической операции, в
порядке, на период проведения допускается
применение следующих мер и временных
ограничений:
- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел для установления личности
- удаление физических лиц и ТС с отдельных участков местности
- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения
- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем
- использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности
- приостановление деятельности опасных производств
- приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи
- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории
- введение карантина
- ограничение движения транспорта
- проведение при проходе и выходе на территорию досмотра физических лиц и их вещей, ТС
- ограничение или запрещение продажи оружия
Контртеррористическая
операция проводится для пресечения
террористического акта, если его
пресечение иными силами или способами
невозможно
Решения о проведении
и ее прекращении принимает руководитель ФОИВ в области обеспечения
безопасности, либо по его указанию иное
должностное лицо ФОИВ в области обеспечения
безопасности, либо руководитель территориального
органа ФОИВ в области обеспечения безопасности
Если требуются
значительные силы и средства, руководитель ФОИВ уведомляет
о введении режима контртеррористической
операции и о территории Президента, Председателя
Правительства, Председателя СФ, Председателя
ГД, Генерального прокурора
Руководство осуществляет
ее руководитель, который несет персональную ответственность
за ее проведение.
Руководитель
контртеррористической операции:
- определяет структуру и порядок работы оперативного штаба
- определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции
- отдает распоряжения оперативному штабу
- привлекает дополнительные силы и средства
- определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями СМИ
- определяет территорию, в пределах которой вводится режим контртеррористической операции
- принимает решение и отдает боевое распоряжение о проведении контртеррористической операции
Пресечение террористического
акта осуществляется силами и средствами
органов ФСБ, а также создаваемой
группировки сил и средств. Для
проведения контртеррористической
операции по решению руководителя
контртеррористической операции создается
группировка сил и средств
В целях сохранения
жизни и здоровья людей возможно
ведение переговоров лицами, специально
уполномоченными на то руководителем
контртеррористической операции. При ведении переговоров с террористами
не должны рассматриваться выдвигаемые
ими политические требования
Контртеррористическая
операция считается оконченной в
случае, если террористический акт
пресечен и ликвидирована угроза
жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам
людей, находящихся на территории, в пределах
которой проводилась контртеррористическая
операция
49. Понятие государственной
тайны. Режим, степени, сроки
секретности, порядок засекречивания
ФЗ «О государственной
тайне»
Государственная тайна – защищаемые государством
сведения в области его военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести
ущерб безопасности РФ
Государственную тайну составляют:
- Сведения в военной области:
- О содержании стратегических и оперативных планов
- О планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск
- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов
- сведения в области экономики, науки, техники
- о содержании планов подготовки Российской Федерации к возможным военным действиям
- об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства
- о силах и средствах гражданской обороны
- об объемах, о планах государственного оборонного заказа
- о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства
- о запасах платины, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, ЦБ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых
- сведения в области внешней политики и экономики
- о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства
- о финансовой политике в отношении иностранных государств, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства
- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности
Степень секретности
сведений должна соответствовать степени
тяжести ущерба, который может
быть нанесен безопасности РФ вследствие
распространения указанных сведений
3 степени: «Особой
важности», «совершенно секретно», «секретно».
Использование этих грифов для засекречивания
сведений, не отнесенных к государственной
тайне не допускается
Отнесение сведений к
государственной тайне осуществляется
в соответствии с принципами законности,
обоснованности, своевременности. Законность
– соответствии засекречиваемых сведения
законодательству о государственной тайне.
Обоснованность – установление путем
экспертной оценки целесообразности засекречивания
конкретных сведения. Своевременность
– установление ограничений на распространение
этих сведений с момента их получения
или заблаговременно
Не подлежат засекречиванию:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствия
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образовании, с\х
- о привилегиях, предоставляемых гражданам, должностным лицам
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
- о размерах золотого и государственных валютных резервов РФ
- о состоянии здоровья высших должностных лиц
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами
Обоснование необходимости
отнесения сведений к государственной
тайне возлагается на органы государственной
власти, предприятия, которыми эти сведения
получены. Отнесение к государственной тайне осуществляется
руководителями органов государственной
власти в соответствии с Перечнем должностных
лиц, наделенных такими полномочиями.
Указанные лица несут персональную ответственность
за принятые решения.
Для осуществления единой государственной политики
в области засекречивания сведений межведомственная
комиссия по защите государственной тайны
формирует Перечень сведений, отнесенных
к государственной тайне. В этом Перечне
указываются органы государственной власти,
наделяемые полномочиями по распоряжению
данными сведениями. Перечень утверждается
Президентом, подлежит открытому опубликованию
Должностные лица, наделенные
полномочиями, вправе принимать решения
о засекречивании информации, находящейся
в собственности предприятий, граждан. Засекречивание информации
осуществляется по представлению собственников
информации или соответствующих органов
государственной власти