Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 122.74 Кб (Скачать)

Заказы  на  поставку продукции для федеральных  государственных нужд осуществляются путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Функции, формы и методы государственного управления находятся в постоянном развитии и подлежат совершенствованию  с целью повышения эффективности функционирования сферы управления.

 

66. соотношение компетенций

Конституционный принцип федерализма, положенный в основу функционирования всей системы государственной власти в Российской Федерации, предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Правовая  основа разграничения предметов  ведения и полномочий по управлению экономической, социально-культурной и административно-политической сферами  деятельности содержится в ст. 71-73 Конституции  РФ.

В рассматриваемом  аспекте к исключительной компетенции Российской Федерации относятся:

  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • внешняя политика и международные отношения РФ;
  • внешнеэкономические отношения РФ;
  • оборона и безопасность; оборонное производство; производство ядовитых веществ, наркотических средств;
  • защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов РФ находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными объектами;
  • природопользование; охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Вне перечисленных  выше предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Их полномочия определяются конституциями (уставами), законами и иными нормативными актами соответствующих субъектов РФ.

Статья 78 (п. 2) Конституции РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Общие принципы и порядок разграничения предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Федерации установлены Федеральным  законом «Об общих принципах  организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» от 6 октября 1999г.

Закон устанавливает: 1) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов  РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми  актами субъекта;       2) полномочия, осуществляемые органами государственной  власти субъекта РФ по  предметам совместного  ведения,   определяются  Конституцией   РФ,   федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ. При этом заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными   особенностями   субъекта   РФ,  и в той мере,  в которой указанными особенностями определено  иное,  чем это установлено федеральными   законами, разграничение полномочий;  3) полномочия,  осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по  предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными  законами,  издаваемыми в соответствии  с ними  нормативными  актами  Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Соглашение   между   федеральными  органами  исполнительной власти  и органами  исполнительной  власти  субъектов РФ о передаче  осуществления  части  полномочий – это правовая  форма  передачи  федеральными   органами исполнительной  власти  и органами исполнительной власти субъектов РФ  друг  другу   осуществления   части   своих полномочий. Передача полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ федеральному органу исполнительной власти сопровождается передачей необходимых материальных и финансовых средств (если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным актам субъекта Федерации).

Принципы  и порядок заключения договоров  и соглашений между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации установлен         ст.26.7 и ст.26.8 Федерального закона «Об  общих принципах организации  законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ». Статья 26.9 Закона устанавливает случаи и порядок временного осуществления федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

67. Государственное управление в социально-экономической сфере.

Наше современное хозяйство  представляет собой экономику смешанного типа. В ней есть государственный, муниципальный и частный секторы. Рыночный механизм дополняется государственным  вмешательством. Помимо непосредственного  участия в общественном производстве, государство осуществляет правовое регулирование всей экономической  жизни общества. Значительная нагрузка при этом приходится на административно-правовое воздействие.

Важную роль в управлении экономикой играет Правительство РФ. Оно обладает следующими полномочиями:

осуществляет регулирование  экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической  деятельности, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое  развитие страны, разрабатывает и  осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает структурную  государственную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

разрабатывает и реализует  государственную политику в сфере  международного экономического, финансового  и инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство  таможенным делом;

принимает меры по защите интересов  отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

обеспечивает функционирование оборонного производства.

Помимо Правительства  РФ, государственное управление хозяйственно-экономической  деятельностью на федеральном уровне теперь осуществляют семь федеральных  министерств с подведомственными им федеральными службами и агентствами, а также несколько самостоятельных федеральных служб и агентств, руководство которыми осуществляется непосредственно Правительством РФ.

Ведущими федеральными министерствами хозяйственно-экономического блока  выступают Министерство экономического развития и торговли, Министерство промышленности и энергетики и Министерство сельского хозяйства РФ. К ним  примыкают Министерство транспорта, информационных технологий и связи, Министерство природных ресурсов РФ. В последнее время немаловажную роль в государственном управлении экономикой начинает играть Министерство регионального развития РФ.

Существенную роль в этом блоке, несомненно, играет Министерство финансов РФ. Из самостоятельных федеральных  служб и агентств к этому блоку  в первую очередь следует отнести  Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по тарифам, Федеральную  службу по финансовому мониторингу  и Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральное агентство по атомной энергии.

68. Государственное управление в социально-культурной сфере.

Значительное место в  управлении социальной сферой принадлежит  Правительству РФ. Согласно ст. 16—17 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации», оно:

обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных  прав граждан в области социального  обеспечения, способствует развитию социального  обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает  программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия;

содействует решению проблем  семьи, материнства, отцовства и  детства;

принимает меры по реализации молодежной политики;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной  сферы.

В сфере образования, науки  и культуры Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной  политики в области образования, определяет основные направления развития общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную  поддержку культуры и сохранение культурного наследия.

Специализированное государственное  управление в социально-культурной сфере, начиная с марта 2004 г. по настоящее  время, осуществляют три министерства: здравоохранения и социального  развития, образования и науки, культуры и массовых коммуникаций РФ; соответственно, в ведении каждого из них имеются  федеральные службы и агентства.

 

69. управление административно-политической  сферой

Процесс государственного управления административно-политической сферой понимается как двоякий процесс: как определенная деятельность и  как административно-правовой режим, осуществляющий поддержку этой деятельности. Именно административно-правовой режим  превращает гражданскую деятельность по государственному управлению в государственную  службу, присваивая ей статус военнослужащих. В зависимости оттого, какие функции  и полномочия выполняет конкретная служба государственного органа власти, статус военнослужащих может быть всего  лишь базовым. В административно-политической сфере четко разграничены военная  государственная и военная гражданская  службы. Государственное управление административно-политической сферой включает в себя:

1) управление  обороной;

2) управление  иностранными делами;

3) управление  внутренними делами;

4) управление  национальной безопасностью;

5) управление  юстицией.

 Общее  управление обороной РФ осуществляется  верховным главнокомандующим (Президентом  РФ) и Правительством РФ, непосредственное  руководство осуществляется Министерством  обороны. Оперативное управление  подвластно Генеральному штабу  Вооруженных сил, военного округа, флота, штабы, воинской частью. К совещательным органам относят  Военные советы во

 всех  вооруженных силах, в военных  округах и родах войск.

 Управление  иностранными делами осуществляется  Президентом РФ и Правительством  РФ, за непосредственное управление  отвечает Министерство иностранных  дел и дипломатические представительства  (посольства и миссии), консульства,  МВД.

 Управление  внутренними делами осуществляется  Президентом РФ и Правительством  РФ, непосредственным управлением  занимаются Министерство и Управление  внутренних дел, ОВД муниципальных  образований, транспортные и водные  ОВД. Оперативным управлением  занимаются криминальная милиция  и милиция общественной безопасности, ОВД. К совещательным органам  относят госинспекцию ГИБДД, главное управление ГИБДД субъектов РФ, муниципальных образований.

 За  общее управление национальной  безопасностью ответственны Президент  РФ и Правительство РФ, оперативной  работой занимаются Федеральная  служба безопасности, Служба внешней  разведки и Вооруженные силы. Вспомогательную работу проводят  органы внутренних дел, Министерство  налогов и сборов/комитеты гражданской  обороны и пограничные войска.

 Общее  руководство управлением юстицией  проводится Президентом РФ и  Правительством РФ. Функции непосредственного  руководства осуществляют Министерство  юстиции, отделы юстиции субъектов  и муниципальных образований,  отделы ЗАГСа. Работу нотариата контролируют нотариальные палаты, а работу адвокатуры контролирует коллегия адвокатов.

 

70.управление в ЧС

 Особыми условиями, влекущими  корректировку в организации  управления, являются:

  • чрезвычайные ситуации природного и технологического характера;
  • чрезвычайное положение;
  • военное положение;
  • иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"