Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа
Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Гражданство как конституционно-правовой институт
§ 1. Понятие, сущность, и содержание гражданства
§ 2.Основные принципы российского гражданства
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации
§ 1. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации
§ 2. Порядок прекращение гражданства Российской Федерации
Глава 3. Государственные органы по вопросам российского гражданства
§ 1. Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве
§ 2. Производство по делам о гражданстве
Заключение
Список использованной литературы
Следующим этапов производства по делам о гражданстве РФ выступает порядок оформления заявлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о гражданстве заявление по вопросам гражданства составляется письменно по установленной форме, определенной Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (приложения № 1-7).
Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (компьютеров и т.д.). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.
В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве, представляется копия свидетельства о перемене фамилии, имени или отчества.
При
подаче заявления заявитель
При
этом предъявления документов, удостоверяющих
гражданство заявителя и
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (п. 8 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).
На практике существуют случаи, когда гражданин не имеет возможности поставить свою подпись под документом (вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности). Поэтому в ч. 2 ст. 33 Закона о гражданстве, учитывая данное обстоятельство, предусмотрена возможность подписи заявления не лицом, его составляющим, а по его просьбе другим лицом. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое засвидетельствование, с указанием причин, в силу которых заявитель не мог подписать заявления собственноручно.
Часть 3 ст. 33 Закона о гражданстве устанавливает общие правила оформления согласия заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства. Под заинтересованными лицами следует понимать родителей, попечителей, опекунов.
Поскольку производство по делам о гражданстве ведется в письменной форме, такое согласие дается в письменном виде. При этом подлинность подписи лица, дающего согласие, удостоверяется нотариально (если он проживает на территории РФ). Если указанные лица проживают за пределами РФ, подлинность их подписи удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ.
Как было отмечено ранее, при подаче заявления по вопросам гражданства (прием, восстановление, выход из гражданства РФ, определение гражданства РФ) взимается государственная пошлина (ч. 1 ст. 34 Закон о гражданстве), размер которой определяется нормами Налогового кодекса РФ.
При этом в случае приема в гражданство РФ физических лиц, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства, государственная пошлина не уплачивается (ст. 333.29 НК РФ). Также государственная пошлина не уплачивается при приеме в гражданство РФ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок принятия решений по вопросам гражданства РФ зависит от порядка (общего или упрощенного) рассмотрения соответствующего заявления, а также кем, каким исполнительным органом рассматривается заявление (полномочными органами ФМС или МИД).
Часть 1 ст. 35 Закона о гражданстве устанавливает, что решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке, такие как прием в гражданство (ст. 13), восстановление в гражданстве (ст. 15) и выход из гражданства РФ (ст. 19 и ч. 1 ст. 26), принимаются Президентом РФ.
Прием в гражданство РФ в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о гражданстве осуществляется на основании обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица субъекта РФ и при наличии заявления лица, имеющего особые заслуги перед Российской Федерацией.
Перед представлением Президенту РФ обращение и заявление о приеме в гражданство направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, а затем в Федеральную службу безопасности РФ для получения заключения.
Эти процедуры должны быть закончены в течение одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом (ч. 2 ст. 35 Закона о гражданстве).
О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, заявитель уведомляется полномочным органом в течение месяца со дня издания Президентом РФ соответствующего указа68.
Часть 3 ст. 35 Закона о гражданстве регулирует порядок принятия решений о приеме и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке федеральными органами исполнительной власти. Данные решения принимаются Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами по согласованию с территориальными органами ФСБ России (п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).
Решения
по заявлениям об изменении гражданства
детей в возрасте до 14 лет и
недееспособных лиц в упрощенном
порядке принимаются
За
пределами РФ решения о приеме
в гражданство и о выходе из
гражданства РФ в упрощенном порядке
принимаются федеральным
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства и принятие по ним решений органами системы МИД, так же как и органами ФМС, осуществляется, на основании ч. 4 ст. 35 Закона о гражданстве, в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех документов.
В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона о гражданстве общими требованиями к оформлению решений по вопросам гражданства РФ являются письменная форма и указание оснований их принятия. Также в решении должны быть указаны подтвержденные документально обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований и выполнении условий приобретения гражданства РФ, предусмотренных Законом о гражданстве.
Решение по вопросам гражданства РФ исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению.
Первый
этап исполнения решения по вопросам
гражданства подразумевает
При
принятии решения по заявлению о
приобретении гражданства РФ лица,
имеющего иное гражданство, полномочный
орган, исполняющий такое решение,
должен проинформировать соответствующее
дипломатическое
Вторым этапом исполнения решений по вопросам гражданства является выдача лицам, в отношении которых принято решение об изменении гражданства, соответствующих документов. При приобретении гражданства должен быть выдан паспорт гражданина РФ (или отметка в виде штампа в бланке свидетельства о рождении ребенка).
При прекращении гражданства лицу выдается справка о выходе из гражданства РФ. При этом паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому разрешен выход из гражданства РФ, подлежат изъятию.
Часть 2 ст. 38 Закона о гражданстве возлагает контроль за исполнением решений по вопросам гражданства на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД России).
Данный
контроль имеет ведомственный характер,
поскольку непосредственное исполнение
решений осуществляется их структурными
подразделениями низшего звена.
Осуществление контроля выражается,
в частности, в праве вышестоящих
органов проверять и отменять
решения, вынесенные нижестоящими органами.
Кроме того, ФМС и МИД России
обязаны информировать
Приведенный
анализ производства по делам о гражданстве
РФ позволяет сделать вывод, что
данное производство представляет собой
сложную многоступенчатую процедуру,
основными этапами которой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданство – многоаспектное правовое явление, многогранность которого проявляется в том, что гражданство выступает как особое устойчивое правоотношение, комплексный институт конституционного права и субъективное право. Каждый из аспектов гражданства является дискуссионным в правовой науке, и получает в исследовании, проводимом в дипломной работе, авторское уточнение.
На
основании изучения определения
гражданства в действующем
Исследование
современных принципов
В
результате анализа положений
Последняя глава дипломной работы посвящена характеристике понятия, функций, полномочий органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и общим правилам производства по делам о гражданстве.
В
результате исследования отмечается,
что Закон о гражданстве
Информация о работе Правовое регулирование гражданства в России