Правовое регулирование гражданства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Гражданство как конституционно-правовой институт
§ 1. Понятие, сущность, и содержание гражданства
§ 2.Основные принципы российского гражданства
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации
§ 1. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации
§ 2. Порядок прекращение гражданства Российской Федерации
Глава 3. Государственные органы по вопросам российского гражданства
§ 1. Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве
§ 2. Производство по делам о гражданстве
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ГРАЖДАНСТВО СУСАННА.docx

— 135.19 Кб (Скачать)

      Институт  гражданства в Российской Федерации  имеет отчетливо сформировавшуюся структуру, в которой можно выделить несколько элементов:

  1. субъекты отношений гражданства, в качестве которых выступают государство в целом в лице своих органов, с одной стороны, и физические лица – с другой;
  2. объекты отношений гражданства, то есть общественные отношения, составляющие фактическое содержание таких правовых состояний, как отечественное гражданство (гражданство страны происхождения), иностранное государство, безгражданство, двойное гражданство и другие общественные отношения, характеризующие политико-правовые связи государства с человеком;
  3. основания, то есть установленные законом условия признания, приобретения, сохранения и прекращения гражданства;
  4. порядок решения вопросов гражданства, то есть система юридических процедур, с помощью и посредством которых юридически оформляются принимаемые по вопросам гражданства решения. В соответствии с действующим законодательством установлены два порядка решения вопросов о гражданстве – административный, когда субъектами решений являются исполнительные органы государства, и судебный (только через суд);
  5. обжалование решений по вопросам о гражданстве26.

      Исходя  из проведенного анализа юридического содержания гражданства, можно заключить, что гражданство представляет собой  самостоятельный комплексный межотраслевой институт права, субъективное право по поводу гражданства, особого рода длящееся правоотношение, существующее как в общей, так и в конкретной формах, правовое состояние, часть правового положения (правового статуса) гражданина, юридическое условие в ряду юридических фактов. 

      § 2. Основные принципы гражданства 

      Как и любой правовой институт, институт гражданства обладает определенными  принципами, под которыми принято  понимать основополагающие идеи, руководящие  начала, системообразующие элементы, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений27. Принципы не только способствуют правильному пониманию и применению правовых норм рассматриваемого института, но и оказывают влияние на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в указанной сфере, а также способствуют выявлению и исключению правовых норм, не вписывающихся в систему законодательства в области гражданства28.

      В ст. 4 Закона о гражданстве определены принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства  Российской Федерации. Среди них следует выделить следующие:

  1. принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  2. гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
  3. проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации;
  4. гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;
  5. гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;
  6. Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
  7. наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства29.

      Рассмотрим  более подробно некоторые из вышеуказанных  принципов гражданства.

      Согласно  ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.

      Федеративное  устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное  гражданство, придают особую значимость принципу единства граждан. Единое гражданство  в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного  статуса, сохранения целостности.

      Наряду  с данным принципом важнейшее  значение имеет принцип равного  гражданства. Он закреплен в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве.

      Принцип равного гражданства выражается в двух аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство правовых статусов граждан, во втором – равенство относительно прав в вопросах гражданства. Данный принцип подразумевает также недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1 ст. 4 Закона о гражданстве).

      Таким образом, принцип равного гражданства  означает, что все граждане государства  равны перед законом независимо от происхождения, образования, языка, политических и иных убеждений, рода занятий, места жительства. В данном аспекте принцип равного гражданства  распространяется и на правовое положение  гражданина. Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

      Следующим принципом гражданства выступает  принцип свободы и добровольности выбора гражданства. В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своего естественного  желания иметь гражданство и  в силу этого пользоваться защитой  со стороны государства, а также  конституционными правами и свободами.

      В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Аналогичная формулировка содержится в ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве.

      Из  этого принципа вытекает, что лицо правомочно самостоятельно решать вопросы, связанные с приобретением гражданства, возможностью восстановления утраченного  гражданства или выходом из гражданства  Российской Федерации. Никто не вправе принудить дееспособное лицо как к принятию гражданства какого-либо государства, так и к выходу из гражданства.

      Право на изменение гражданства предусматривает, что присущий гражданству устойчивый характер связи лица и государства  не означает насильственного, принудительного удержания человека в состоянии гражданства. Гражданин Российской Федерации имеет право прекратить состояние гражданства, стать гражданином другого государства либо лицом без гражданства.

      С принципом свободы и добровольности выбора гражданства непосредственно  связаны и другие принципы: прежде всего, это принцип недопустимости лишения гражданства и принцип  сокращения безгражданства.

      Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляет, что гражданин России не может  быть лишен своего гражданства. Запрет на лишение гражданства вытекает из двустороннего характера связей по гражданству между человеком  и государством, предполагающего  недопустимость расторжения этих связей как той, так и другой стороной без взаимного согласия.

      Безгражданство – правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. В ст. 3 Закона о гражданстве содержится следующее понятие лица без гражданства: это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства30. Безгражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

      Поскольку состояние безгражданства с государственно-правовой точки зрения является аномальным, государства предпринимают меры, направленные на его ограничение.

      Демократический принцип, провозглашенный в действующей  Конституции РФ, является своеобразной гарантией свободного использования  российским гражданином его прав и свобод – «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Данное правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы Российской Федерации, полностью соответствует ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну.

      Вместе  с тем необходимо отметить, что  принцип невозможности выдачи иностранному государству граждан Российской Федерации не носит абсолютного  характера. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи за совершенные  за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в  России по российским законам31.

      Особенностью  принципа сохранения российского гражданства  за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации является его взаимосвязь с естественным правом человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы своего государства и беспрепятственно в него возвращаться. В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ указанное право получило закрепление: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». В свою очередь, конституционная норма соответствует ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года32, где говорится, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную» (ч. 2 ст. 12) и «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (ч. 4 ст. 12).

      Другим  принципом гражданства выступает  принцип защиты и покровительства  граждан Российской Федерации, находящихся  за ее пределами. Сущность этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. Данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между государством и гражданином.

      Согласно  ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Россия принимает на себя обязательство защиты своих граждан и покровительства им за пределами государства, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим за границей российским гражданам, так и временно там пребывающим.

      Оказание  покровительства относится главным  образом к таким случаям, которые  не связаны с нарушением прав российских граждан (например, когда российский гражданин оказался в другом государстве  в сложной ситуации)33.

      Таким образом, исследование основных принципов  гражданства Российской Федерации  позволило условно дать им следующую  классификацию:

  1. общие (конституционные) принципы;
  2. специальные принципы.

      К общим (конституционным) принципам  института гражданства могут  быть отнесены принципы, на которых  основывается вся отечественная  правовая система: народовластие, демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание  и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  Российской Федерации и т.д. Эти принципы являются базовыми в регулировании отношений, связанных с гражданством.

      Специальными  принципами института гражданства  являются принципы, имеющие отношение  только к данному институту и  обусловленные его предметом и методом регулирования. К ним можно отнести следующие принципы: единое гражданство, равное гражданство, свобода и добровольность выбора гражданства, гарантированность защиты государством своих граждан за границей, недопустимость лишения гражданства и др.

 

       ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      § 1. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации 

      Согласно  ст. 6 Конституции РФ гражданство  приобретается в порядке, предусмотренным  федеральным законом – Законом  о гражданстве, который в свою очередь устанавливает ряд оснований  и порядок обретения иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина Российской Федерации34.

      В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве  гражданство РФ приобретается:

Информация о работе Правовое регулирование гражданства в России