Политические и правовые учения в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода – пуританский (до второй половины 18 в.) и просветительский (со второй половины 18 до последней четверти 19 в.).

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

3.Фихте.

Во взглядах выдающегося философа и общественного  деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

4.историческая  школа права.

В самом конце 18 в. в Германии зародилось и в  первой половине 19 в. сделалось весьма влиятельным в изучении права  особое направление исследовательской  мысли. В центр своих теоретико  – познавательных интересов оно  поставило вопрос о том, как право  возникает и какова его история.

Основоположником  направления в юриспруденции, получившего  наименование исторической школы права, является Густав Гуго (1764-1844) – профессор Гёттингенского университета, автор «Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности – частного права» (1798). Виднейшим представителем этой школы был Фридрих Карл Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге «Право владения» (1803), в брошюре «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» (1814), в 6-томном сочинении «Система современного римского права»(1840-1849). Завершает эту группу представителей исторической школы права Георг Фридрих Пухта (1798-1846),основные произведения которого – «Обычное право» (1838) и «Курс институции» (1841).

Политические и правовые учения в Западной Европе в 19 в.

1.общая  характеристика.

Общественно – политическая жизнь Западной Европы в первой половине 19 столетия проходила  под знаком дальнейшего утверждения  и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Голландия  и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время  и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому  историческому процессу. Французская  буржуазная революция конца 18 в. сообщила мощный импульс развитию капитализма  в Европе.

Концептуальное  ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый – личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Вторая – реализация данных ценностей не только обеспечивает раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального, смыслообразующего ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов, безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т.п.

В 40-х годах 19 в. возник марксизм – учение, возымевшее впоследствии большую притягательную силу. Его создатели Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) предприняли попытку выяснить условия и указать пути упразднения буржуазно – капиталистических порядков, наметить контуры строя, который наконец разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное развитие личности. Увлеченные прежде всего и главным образом решением такой задачи, Маркс и Энгельс, естественно, обратились к рассмотрению вопросов власти, государства, права, законодательства, политики. Плодом такого обращения явилась марксистская, историко – материалистическая концепция государства и права.

19 в. унаследовал  от 18 в. понятие поступательного  движения человечества. Идея прогресса,  т.е. мысль о закономерном переходе  от низших форм цивилизации  к более высоким и совершенным  ее формам, присутствовала и давала себя знать в общетеоретических позициях многих тогдашних исследователей государства и права. Век Просвещения передал также своему преемнику идею рационального устройства мира, убеждение в могуществе человеческого разума, способного постичь тайны природного и социального бытия. Конечно, не каждый теоретик государства и права выступал под знаменем рационализма, был преисполнен познавательного оптимизма и проч. Но, во всяком случае, несомненно, что в 19 в. рационалистические установки в целом весьма основательно вошли в ткань обществоведения.

Во второй половине 19 в. в целом усилился ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры – дисциплины физико – математического цикла – уступали свое место биологии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала, в частности, эволюционная теория, которая сделалась господствующей фактически во всем естествознании. Привлекательностью для обществоведов обладали идеи органицизма. Органицизм давал возможность мыслить и анализировать различные соц. объекты не по модели машины, стабильного механического агрегата, но как целостные динамичные, изменяющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами, ритмами и функциями.

2.Английский  либерализм.

Последняя треть 18 в. – время когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы содействовали этому обстоятельству, и многие характерные явления сопутствовали ему. Английская политико – правовая мысль по – своему описывала, объясняла и оправдывала происходившие в стране крупные социально – исторические перемены. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и поощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей и т.п.    

В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748-1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально - философских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, французских материалистов 18 в. (Гельвеция Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе. Первый: получения удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решением какой – либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья для наибольшего количества идей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества. Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т.д. Его политико – юридические взгляды изложены во «Введении в основания нравственности и законодательства» (1789), во «Фрагменте о правительстве» (1776), «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств»(1828), «Деонтологии, или Науке о морали».

Назначение  правительства, по Бентаму – гарантировать  в первую очередь безопасность и  собственность подданных государства, т.е выполнять преимуществу охранительной функции. Он полагает, что у правительства нет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека, и тем более нет права навязывать ему такое представление и во что бы то ни стало осчастливливать его. Очень занимал Бентама вопрос об объеме правительственной деятельности, ее направлениях и границах. По этому вопросу он высказывался неоднозначно. Однако в принципе склонялся к тому, что во всяком случае прямое вмешательство государства в сферу экономики крайне не желательно, поскольку может привести к весьма негативным результатам. Надо помнить, что Бентам был учеником  и последователем А. Смита. Заслуга Бентама - в его стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с произошедшими в обществе социально – экономическими и политическими переменами; он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной даже беднякам. Главная общая цель всей общественной системы, по Бентаму – наибольшее счастье наибольшего числа людей. Англия – родина европейского либерализма дала в 19 в. миру многих достойных его представителей. Но и среди них своей незаурядностью и силой воздействия на идеологическую жизнь эпохи, на последующие судьбы либерально – демократической мысли выделяется Джон Стюарт Милль (1806-1873), пользовавшийся, кстати, большой популярностью в кругах российской интеллигенции. Взгляды этого классика либерализма на государство, власть, право, закон изложены им в таких трудах как «О свободе» (1859),»Размышления о представительном  правлении»(1861), «Основания политической экономии с некоторыми их приложениями к социальной философии» (1848). Для Милля характерна ориентация на конструирование «нравственных», а стало быть, правильных, моделей политико – юридического устройства общества. Сам он говорил об этом так: «Я смотрел теперь на выбор политических учреждений скорее с моральной и воспитательной точек зрения, чем с точки зрения материальных интересов». Индивидуальная свобода, в трактовке Милля, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого.

3.Немецкий  либерализм.

Либеральное движение на немецкой земле началось в первые десятилетия 19 в. В преддверии революции 1848-1849 в Германии оно достигло значительной высоты. Как с точки  зрения масштабов и организованности, так и с точки зрения идейно – теоретической зрелости. Ранний немецкий либерализм – тот, который  зародился и утверждался в  дореволюционный период, - был по преимуществу «конституционным движением». В его рамках разрабатывались и предлагались различные модели желательных для германских государств политико – юридических порядков. Такие модели, призванные модернизировать, осовременить эти государства, содержали разные комбинации уже заявивших о себе тогда в Западной Европе либеральных принципов и норм. Подобно английским и французским либералам, их немецкие единомышленники искали социальную опору в буржуазных средних слоях. Но в немалой степени рассчитывали они и на здравый смысл монархов, которые были бы способны внять велениям времени и стать не выразителями партикулярных интересов, а радетелями общего блага.

Немецкий  либерализм первой половины 19 в. представляют Фридрих Дальман, Роберт фон Моль, Карл Роттек, Карл Велькер, и др. Их взгляды и деятельность ощутимо влияли на политический и духовный климат Германии той поры. Общеевропейскую известность приобрели же в первую очередь пронизанные либеральными идеями труды Вильгельма фон Гумбольдта и Лоренца фон Штейна. В дальнейшем речь пойдет о политико – правовых воззрениях этих двух ученых. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) наряду с И.Кантом, творчество которого оказало на него сильное воздействие, стоит у истоков немецкого либерализма. Главное политическое сочинение Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства», написанное еще в 1792 г. было опубликовано лишь в 1851 г. Общая позиция, с которой Гумбольдт подходит к государству – позиция гуманистического индивидуализма. Не столько собственно государство занимает его, сколько человек в соотношении с государством. Основная задача, решаемая в «Опыте», состоит в том, чтобы «найти наиболее благоприятное для человека положение в государстве». Таковым, по мнению ученого, может быть включенность всесторонне развитой индивидуальности, самобытнейшего «я» человека в разнообразные и притом тесные связи между людьми.

Лоренцу фон Штейну (1815-1890) принадлежит ряд фундаментальных исследований об обществе, государстве, праве, управлении. Для нас интересны, прежде всего такие труды Штейна, как трехтомная «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней» (1850), «Учение об управлении» (1865-1868), «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии» (1876).  Либерализм Штейна ярко выразился в том, что во главу угла своей социально-политической доктрины он поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный побудительный мотив, движущий индивидом, усматривается Штейном в стремлении к самореализации, суть которой — добывание, переработка, изготовление и приумножение благ. Всякое благо, произведенное личностью, принадлежит ей, отождествляется с нею и потому становится столь же неприкосновенным, как она сама. Эта неприкосновенность блага и есть право. Соединенное через право с личностью в одно неприкосновенное целое благо является собственностью.          
Высшей формой общества является государство, которое вместе с тем имеет иную организацию и совсем другие цели, нежели общество. В нем устанавливается органическое единство самых разных индивидуальных воль и действий людей, образующих общество. Государство, считает Штейн, есть персонифицированный организм всеобщей воли и потому должно служить только всеобщему. Благодаря такой организации и такому своему предназначению именно государство обеспечивает свободу. Свобода — тот принцип, на котором зиждется государство.

Идеи Штейна относительно проведения государством социальных реформ в пользу трудящихся с целью улучшения их материального и культурного положения вызвали негативную реакцию со стороны приверженцев революционного пути удовлетворения интересов пролетарских масс.

4.Конт.

Основатель  философии позитивизма, известной  также под названиями «социальная  физика» и «социология», Огюст  Конт (1798-1857) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице А. Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Н. Кондорсе и А. Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии А. Сен-Симона.

Анн Робер  Жак Тюрго (1727—1781) в своих «Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого духа» (1750) и затем в «Истории прогресса человеческого духа» утверждал, что все века связаны цепью причин и следствий между собой, что таким образом современное состояние общества соединяется с предшествующими. Особенно это заметно на примере языка и письма, которые дают возможность передавать идеи последующим поколениям и превращать знания отдельных людей в общее наследуемое достояние, которое может обогащаться с каждым веком благодаря новым открытиям.

Еще ближе  для Конта был Жан Антуан Никола де Кондорсе (1743—1794), которого можно  считать основоположником взгляда  на политику как на эмпирическую науку и как на область применения счетно-решающих приемов анализа и обобщений. Всю историю человечества Кондорсе воспринимал как такое поступательное движение, все ступени которого строго связаны естественными законами, поддающимися философскому выяснению и наблюдению. Причем в каждой эпохе прошлого философия способна обнаружить некую совокупность усовершенствований и перемен, оказывающих свое влияние на общество в целом либо на его части.

Бесспорные  заслуги в разработке исходных положений такой науки принадлежат А. Сен-Симону. В 1813 г. в «Очерке науки о человеке» он определил задачу возведения науки о человеке из разряда «гадательной науки» в степень наук, основанных на наблюдении. Наука эта должна разрабатываться методом, употребляемым в так называемой социальной физике (первое название для социологии), берущей истоки и образцы в теории Ньютона, школе физиократов (Тюрго и др.) и отчасти просветителей. Такой метод придает науке о человеке все объясняющий «позитивный» характер и конструктивную практическую направленность ее выводам и рекомендациям. В 1822 г. А. Сен-Симон и О. Конт совместно разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.

Информация о работе Политические и правовые учения в США