Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:14, контрольная работа
В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода – пуританский (до второй половины 18 в.) и просветительский (со второй половины 18 до последней четверти 19 в.).
3.Фихте.
Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.
4.историческая школа права.
В самом конце 18 в. в Германии зародилось и в первой половине 19 в. сделалось весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико – познавательных интересов оно поставило вопрос о том, как право возникает и какова его история.
Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Густав Гуго (1764-1844) – профессор Гёттингенского университета, автор «Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности – частного права» (1798). Виднейшим представителем этой школы был Фридрих Карл Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге «Право владения» (1803), в брошюре «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» (1814), в 6-томном сочинении «Система современного римского права»(1840-1849). Завершает эту группу представителей исторической школы права Георг Фридрих Пухта (1798-1846),основные произведения которого – «Обычное право» (1838) и «Курс институции» (1841).
Политические и правовые учения в Западной Европе в 19 в.
1.общая характеристика.
Общественно – политическая жизнь Западной Европы в первой половине 19 столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому историческому процессу. Французская буржуазная революция конца 18 в. сообщила мощный импульс развитию капитализма в Европе.
Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый – личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Вторая – реализация данных ценностей не только обеспечивает раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального, смыслообразующего ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов, безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т.п.
В 40-х годах 19 в. возник марксизм – учение, возымевшее впоследствии большую притягательную силу. Его создатели Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) предприняли попытку выяснить условия и указать пути упразднения буржуазно – капиталистических порядков, наметить контуры строя, который наконец разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное развитие личности. Увлеченные прежде всего и главным образом решением такой задачи, Маркс и Энгельс, естественно, обратились к рассмотрению вопросов власти, государства, права, законодательства, политики. Плодом такого обращения явилась марксистская, историко – материалистическая концепция государства и права.
19 в. унаследовал
от 18 в. понятие поступательного
движения человечества. Идея прогресса,
т.е. мысль о закономерном
Во второй половине 19 в. в целом усилился ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры – дисциплины физико – математического цикла – уступали свое место биологии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала, в частности, эволюционная теория, которая сделалась господствующей фактически во всем естествознании. Привлекательностью для обществоведов обладали идеи органицизма. Органицизм давал возможность мыслить и анализировать различные соц. объекты не по модели машины, стабильного механического агрегата, но как целостные динамичные, изменяющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами, ритмами и функциями.
2.Английский либерализм.
Последняя треть 18 в. – время когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы содействовали этому обстоятельству, и многие характерные явления сопутствовали ему. Английская политико – правовая мысль по – своему описывала, объясняла и оправдывала происходившие в стране крупные социально – исторические перемены. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и поощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей и т.п.
В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748-1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально - философских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, французских материалистов 18 в. (Гельвеция Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе. Первый: получения удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решением какой – либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья для наибольшего количества идей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества. Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т.д. Его политико – юридические взгляды изложены во «Введении в основания нравственности и законодательства» (1789), во «Фрагменте о правительстве» (1776), «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств»(1828), «Деонтологии, или Науке о морали».
Назначение
правительства, по Бентаму – гарантировать
в первую очередь безопасность и
собственность подданных
3.Немецкий либерализм.
Либеральное движение на немецкой земле началось в первые десятилетия 19 в. В преддверии революции 1848-1849 в Германии оно достигло значительной высоты. Как с точки зрения масштабов и организованности, так и с точки зрения идейно – теоретической зрелости. Ранний немецкий либерализм – тот, который зародился и утверждался в дореволюционный период, - был по преимуществу «конституционным движением». В его рамках разрабатывались и предлагались различные модели желательных для германских государств политико – юридических порядков. Такие модели, призванные модернизировать, осовременить эти государства, содержали разные комбинации уже заявивших о себе тогда в Западной Европе либеральных принципов и норм. Подобно английским и французским либералам, их немецкие единомышленники искали социальную опору в буржуазных средних слоях. Но в немалой степени рассчитывали они и на здравый смысл монархов, которые были бы способны внять велениям времени и стать не выразителями партикулярных интересов, а радетелями общего блага.
Немецкий либерализм первой половины 19 в. представляют Фридрих Дальман, Роберт фон Моль, Карл Роттек, Карл Велькер, и др. Их взгляды и деятельность ощутимо влияли на политический и духовный климат Германии той поры. Общеевропейскую известность приобрели же в первую очередь пронизанные либеральными идеями труды Вильгельма фон Гумбольдта и Лоренца фон Штейна. В дальнейшем речь пойдет о политико – правовых воззрениях этих двух ученых. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) наряду с И.Кантом, творчество которого оказало на него сильное воздействие, стоит у истоков немецкого либерализма. Главное политическое сочинение Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства», написанное еще в 1792 г. было опубликовано лишь в 1851 г. Общая позиция, с которой Гумбольдт подходит к государству – позиция гуманистического индивидуализма. Не столько собственно государство занимает его, сколько человек в соотношении с государством. Основная задача, решаемая в «Опыте», состоит в том, чтобы «найти наиболее благоприятное для человека положение в государстве». Таковым, по мнению ученого, может быть включенность всесторонне развитой индивидуальности, самобытнейшего «я» человека в разнообразные и притом тесные связи между людьми.
Лоренцу
фон Штейну (1815-1890) принадлежит ряд фундаментальных
исследований об обществе, государстве,
праве, управлении. Для нас интересны,
прежде всего такие труды Штейна, как трехтомная
«История социального движения во Франции
с 1789 г. до наших дней» (1850), «Учение об управлении»
(1865-1868), «Настоящее и будущее науки о государстве
и праве Германии» (1876). Либерализм
Штейна ярко выразился в том, что во главу
угла своей социально-политической доктрины
он поставил вопрос об индивиде, его правах,
его собственности. Главный побудительный
мотив, движущий индивидом, усматривается
Штейном в стремлении к самореализации,
суть которой — добывание, переработка,
изготовление и приумножение благ. Всякое
благо, произведенное личностью, принадлежит
ей, отождествляется с нею и потому становится
столь же неприкосновенным, как она сама.
Эта неприкосновенность блага и есть право.
Соединенное через право с личностью в
одно неприкосновенное целое благо является
собственностью.
Высшей формой общества является государство,
которое вместе с тем имеет иную организацию
и совсем другие цели, нежели общество.
В нем устанавливается органическое единство
самых разных индивидуальных воль и действий
людей, образующих общество. Государство,
считает Штейн, есть персонифицированный
организм всеобщей воли и потому должно
служить только всеобщему. Благодаря такой
организации и такому своему предназначению
именно государство обеспечивает свободу.
Свобода — тот принцип, на котором зиждется
государство.
Идеи Штейна относительно проведения государством социальных реформ в пользу трудящихся с целью улучшения их материального и культурного положения вызвали негативную реакцию со стороны приверженцев революционного пути удовлетворения интересов пролетарских масс.
4.Конт.
Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798-1857) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице А. Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Н. Кондорсе и А. Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии А. Сен-Симона.
Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) в своих «Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого духа» (1750) и затем в «Истории прогресса человеческого духа» утверждал, что все века связаны цепью причин и следствий между собой, что таким образом современное состояние общества соединяется с предшествующими. Особенно это заметно на примере языка и письма, которые дают возможность передавать идеи последующим поколениям и превращать знания отдельных людей в общее наследуемое достояние, которое может обогащаться с каждым веком благодаря новым открытиям.
Еще ближе для Конта был Жан Антуан Никола де Кондорсе (1743—1794), которого можно считать основоположником взгляда на политику как на эмпирическую науку и как на область применения счетно-решающих приемов анализа и обобщений. Всю историю человечества Кондорсе воспринимал как такое поступательное движение, все ступени которого строго связаны естественными законами, поддающимися философскому выяснению и наблюдению. Причем в каждой эпохе прошлого философия способна обнаружить некую совокупность усовершенствований и перемен, оказывающих свое влияние на общество в целом либо на его части.
Бесспорные заслуги в разработке исходных положений такой науки принадлежат А. Сен-Симону. В 1813 г. в «Очерке науки о человеке» он определил задачу возведения науки о человеке из разряда «гадательной науки» в степень наук, основанных на наблюдении. Наука эта должна разрабатываться методом, употребляемым в так называемой социальной физике (первое название для социологии), берущей истоки и образцы в теории Ньютона, школе физиократов (Тюрго и др.) и отчасти просветителей. Такой метод придает науке о человеке все объясняющий «позитивный» характер и конструктивную практическую направленность ее выводам и рекомендациям. В 1822 г. А. Сен-Симон и О. Конт совместно разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.