Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:14, контрольная работа
В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода – пуританский (до второй половины 18 в.) и просветительский (со второй половины 18 до последней четверти 19 в.).
Основной труд Конта — шеститомный «Курс положительной философии» был опубликован между 1830 и 1842 г. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на во-просы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа.
5.Марксизм.
Социально-исторические корни марксистского понимания государства и права. Генезис учения Маркса и Энгельса о государстве и праве был подготовлен и стимулирован совокупностью экономических и общественно-политических событий западноевропейской истории первой половины XIX в. Свои итоговые суждения относительно состояния современного им западноевропейского общества создатели марксизма изложили в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) — программе Союза коммунистов.
К каким выводам пришли они? Капитализм, победивший в этом обществе, достиг, по их мнению, пика, предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных отношений. Последние стали явно мешать приращению производительных сил, превратились в тормоз социального прогресса. Буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть (гигантские производительные силы, вышедшие из-под ее контроля), но также породила людей, которые направят это оружие против нее, — современных рабочих, пролетариев. Сама она более не способна оставаться господствующим классом. Капитализм как тип социальной организации окончательно исчерпал себя. Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке. Пролетарская революция у порога: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма». Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало ее. Ближайшая практическая цель пролетариев, консолидирующихся в самостоятельный класс,— ниспровержение господства буржуазии, завоевание политической власти.
Марксизм испытал притяжение развитой еще до него (в частности, Гегелем) идеи свободы — антипода произвола. Маркс и Энгельс восприняли от И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля отчетливо выраженную в их трудах конструкцию права в качестве специфического реального отношения, складывающегося между субъектами общественного взаимодействия. Участники этого отношения контактируют друг с другом в ходе обмена социальными ценностями (вещами, услугами, иными благами) как равные, свободные (самостоятельно делающие свой выбор), автономные индивиды. Государство и право как надстроечные явления. Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке — исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него.
Марксизмом утверждается, что «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это — всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются. Например, детерминация буржуазной государственности капиталистической экономикой не является по своим формам, методам, социально-психологическим рычагам и прочим факторам копией детерминации государств античного мира производственными отношениями того времени. Даже в границах одной общественно-экономической формации решающее воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется на ее начальных этапах по-другому, нежели тогда, когда она клонится к закату. Дело тут в историческом «перепаде» состояний самой экономики, вследствие чего один и тот же экономический базис обнаруживает в своем проявлении, в своем влиянии бесконечные вариации и градации.
Классовый характер государства и права. Марксистский изгляд на классовый характер государства и права произведен от историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Благодаря этому пониманию делается очевиднее укорененность государства и права н «материальных жизненных отношениях», нагляднее проступает объективная общественная потребность в них на некоторых этапах истории, яснее становятся закономерности происходящих в них изменений и т.д.
История — самый беспристрастный и мудрый Учитель — очень строго проэкзаменовала марксистское учение о государстве и праве на предмет его соответствия реальностям эпохи. По итогам этого нелицеприятного экзамена сегодня происходит глубокая переоценка ценности и актуальности данного учения. Но как бы ни видоизменялись подходы к тем или иным взглядам Маркса и Энгельса на политику, государство, право, закон, как бы ни варьировались их оценки, одно остается несомненным: эти взгляды навсегда вошли в историю всемирной политико-юридической мысли, составляют ее солидный пласт. Они сыграли и играют значительную социальную роль. Вез всестороннего постижения марксизма невозможно представить истинной картины политической и духовной жизни мира XIX и XX вв.
Основные течения зарубежной политико-правовой мысли в 20 в.
1.Общая характеристика.
В XX в. развитие политико-правовых исследований приобретает широкий размах. Преемственность с прежними учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми направлениями и школами в юриспруденции (интегративная юриспруденция, юридический институционализм, социология права, юридический экзистенциализм и т. д.), разработкой целого ряда новых концепций естественноправового и позитивистского характера. Борьба этих двух противополож-ных типов правопонимания в XX в. заметно усилилась и при-обрела особую актуальность с учетом опыта антиправовой идеологии и практики тоталитаризма (фашизма, национал-социализма, большевизма).
В целом духовная ситуация и социально-политические реалии в XX в. (революции, мировые войны, раскол мира на два враждебных лагеря, взлет и крах различных форм тоталитаризма, борьба человечества за выживание, поиски всеобщего мира и мирового правопорядка, формирование мирового сообщества народов и государств, признающего права и свободы человека в качестве высших ценностей современной цивилизации) продемонстрировали как хрупкость человеческих достижений в области права и государственно-правовой культуры, так и неодолимую силу идей правового равенства, свободы и справедливости, принципов гражданского общества и правового государства.
Характерная для XX в. идеологическая и практическая радикализация противоположностей «право — неправо (антиправовой, правонарушающий закон)», «свобода — произвол», «человек — власть», «личность — коллектив», «индивид — государство» и т. д. существенно содействовала актуализации идей и ценностей права, возрождению и ренессансу естественного права, формированию и развитию государственно-правовых концепций либерально-демократического характера.
Антипозитивистские подходы к праву в XX в. значительно подорвали те господствующие позиции, которые в юриспруденции занимал позитивизм во второй половине XIX в. В этих условиях представители разных направлений позитивистской аналитической юриспруденции существенно обновили старый юридический позитивизм и трансформировали его в юридический неопозитивизм. В русле обновления и развития положений прежнего позитивизма (концепции Гоббса, Гуго, Бентама, Остина, Иеринга и др.) появился целый ряд новых юридико-позитивистских учений (концепции Кельзена, Харта, Вайнбергера и др.). Сформировались и получили довольно широкое распространение некоторые новые юридико-позитивистские подходы к праву (лингвистические, юридико-логические, структуралистские и некоторые другие варианты неопозитивистского учения о праве). В целом все это, несомненно, имело и свои положительные моменты, в том числе и в плане обновления юридической науки в XX в., совершенствования понятийного аппарата, приемов и методов анализа действующего позитивного права.
Заметное распространение, особенно во второй половине XX в., получили концепции, направленные на преодоление антагонизма между юснатурализмом и позитивизмом, на поиски «срединной» позиции в вопросах правопонимания, «третьей» теории права и т. д. (Батиффоль, Циппелиус, Дворкин и др.). Поиски интегративных концепций правопонимания и юрис-пруденции продолжаются и в XXI в.
В целом зарубежная политико-правовая мысль XX в. значительно обогатила научные знания о праве и государстве и внесла существенный вклад в углубление и развитие юридических исследований.