Политические и правовые учения в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода – пуританский (до второй половины 18 в.) и просветительский (со второй половины 18 до последней четверти 19 в.).

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

Политические и правовые учения в США.

1.Общая характеристика.

В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два  главных периода – пуританский (до второй половины 18 в.) и просветительский (со второй половины 18 до последней  четверти 19 в.).

При всем несовпадении интересов и соц.статуса представителей первых поселенческих общин колонистов их объединяло поначалу желание обрести здесь «землю обетованную» и построить «новый Израиль» в полном согласии с заповедями первых христиан – иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда и т.д. Однако под воздействием соц.неравенства и размежеваний на религиозно-идейной почве эти устремления получили здесь самые различные истолкования. Одним из источников напряженности стал конфликт между англиканской церковью и представителями пуританских протестантских общин. Наиболее радикальные из пуритан (от лат.и англ. – чистый, истинный) обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще не избавилась от многих пороков римско - католической церкви. Они оправдывали свое название отрицательным отношением к показной роскоши в быту и церковных обрядах, а также скрупулезным соблюдением заповедей воздержанности и бережливости. Умеренные пуритане (пресвитериане) различали вслед за Кальвином два разряда верующих (избранных к спасению и остальных, осужденных на Божью кару); радикалы исходили из того, что сама принадлежность к церкви является своего рода предопределением к спасению, во всяком случае, ступенью к «очищению» и превращению в «праведников» (святых). Одна из наиболее радикальных общин, называвшаяся «сепаратисты», вошла в историю под именем «отцов-пилигримов».

Характерным примером «земли призвания» стала колония в Массачусетском заливе с центром в Бостоне. Видный представитель «пуританской утопии», умеренный пуританин Джон Уинтроп (1588 – 1649) предпринял усилия к тому, чтобы социальная и административно – судебная организация колонии была осуществлена в духе догматов пуританской теократии. Его речи и проповеди вошли в «Дневник», который Уинтроп вел с 1630 по 1649 г. Он был издан в 1853 г. под названием «История Новой Англии с 1630 по 1649 г.» и представляет собой ценный документ эпохи, памятник сугубо пуританского восприятия мира. Идеи свободы и демократическое истолкование общественного интереса (республики) наиболее ярко отражены в публистистике Роджера Уильямса (1603- 1689). Он начинал свою проповедническую деятельность членом англиканской общины, затем был попеременно сепаратистом, баптистом и непредупрежденным «искателем». Вслед за апостолом Павлом он рассматривал государство и его власть как Божественное установление, имеющее целью охранять спокойствие народа во всем, что касается жизни и имущества граждан.

Идеи пуританских  политических мыслителей о народном суверенитете и  демократическом  республиканизме нашли свое практическое воплощение в ходе создания конституционных  учреждений. Наиболее значительными  конституционными установлениями этого периода стали «Основные уложения», провозглашенные в Коннектикуте в 1639 г. и особенно так называемая Массачусетская хартия вольностей (1641 1648). В 1641 г. в Массачусетсе при участии Натаниэля Уорда, большого знатока английского права, был составлен Свод свобод, в котором были зафиксированы многие свободы, известные английской конституционной практике со времен Великой хартии вольностей и более поздних актов и прецедентов. Среди них упоминались равенство перед законом, право на справедливое разбирательство судом присяжных, принцип состязательности в суде, право на свободу передвижения, право на адвокатскую защиту, гарантия права апелляции.

После того как правящая пресвитерианская верхушка продемонстрировала свой «сверхалчный дух произвольной власти» и практически  отказалась соблюдать Свод свобод, фримены обратились к губернатору  с петицией, где содержалось требование соблюдать права англичан, и добились выработки и принятия нового, дополненного и более детализированного свода  под названием «Законы и свободы» (1648). Этот свод послужил образцом для  составителей законов  в других колониях. Историки склонны считать его  первым современным кодексом всего  западного мира. В конце 18 в. в самом Массачусетсе появляется Конституция (1780 г.), в которой со всей определенностью провозглашается один из принципов организации правового государства – «правление законов, а не людей» (в ее составлении принял участие Дж. Адамс). Вторая половина 18 в. отмечена обострением на почве налогообложения конфликтов метрополий и колоний, переименовавших себя в штаты. После окончания Семилетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились этому и выдвинули ряд аргументов конституционно – правового характера. Наиболее очевидным было возражение со ссылкой на опыт британской конституционной практики, в соответствии с которой введение налогов недопустимо без согласия представителей налогоплательщиков в парламенте. Некоторые публицисты использовали в обоснование прав и свобод американцев естественно – правовые идеи С.Пуфендорфа и Дж.Локка. Первым, кто выдвинул аргумент о том, что жители колоний как свободные подданные короны наделены всеми «врождёнными правами и свободами англичан» и потому вправе иметь своих представителей в законодательных собраниях, стал Джон Дикинсон .Своеобразную позицию занял Б.Франклин, который с 1766 г. развивал концепцию гомруля (самоуправления) и доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и Конституцией Англии. По этой логике колонисты уже не могли читаться британскими подданными в силу самого факта переселения в Новый Свет и потому не должны подчиняться решениям британского парламента.

Декларация  независимости, написанная Т. Джефферсоном  при участии Б. Франклина и Дж. Адамса и принятая единогласно всеми 13 штатами, воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека. Период борьбы за независимость (1775-1783) ознаменовался созданием Конфедерации штатов, однако с окончанием войны возникла потребность укрепить союз штатов и создать более эффективное федеральное правительство. Для реализации этой новой задачи в мае 1787 г. был создан Конституционный конвент. Он выработал проект федеральной Конституции, которая закрепила республиканский строй, ликвидировала все сословные привилегии, отменила дворянские титулы и звания, включила в себя систему обеспечения равновесия обособленных и взаимодействующих властей – законодательной, исполнительной и судебной.

19 век насыщен  особенно крупными политическими  конфликтами и переменами в  жизни американской нации – угроза развала федерального союза на восьмом десятке независимого существования , отмена рабства, неравномерное и конфликтное развитие аграрного и индустриального секторов экономики, имперские амбиции и политика аннексий. Общее направление перемен в этой области можно сформулировать как переход от идей локковского индивидуализма и пуританского республиканизма к либеральному прагматизму в области юриспруденции и политической науки.

2.Франклин.

Бенджамин Франклин (1706-1790) стал всемирно известным благодаря своим научным трудам по электричеству,  также подвижничеству  на ниве просветительства и дипломатии. Разносторонняя деятельность американского просветителя во многом напоминала жизненный путь нашего соотечественника М.В Ломоносова. В конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британской империи как единого политического образования и развивает идею гомруля, т.е самоуправление и политического самоопределения североамериканских провинций. Зачатки такого плана возникли у Франклина еще в 1754 г. когда он выступил с идеей военно-политического союза колоний в целях противодействия французским войскам и поддерживающим их индейским племенам. В 1769 г. Франклин впервые назвал североамериканские провинции штатами. Он не был ни простодушным демократом, ни демагогом. При известии о начале революционных действий во Франции он высказывал большое беспокойство в связи с тем, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать». Все свои высказывания по актуальным вопросам законодательной политики – об узаконенном пиратстве на морях, защите собственности – он аргументировал с позиции моральной философии и концепции естественных прав человека. Вот образец его рассуждения о праве собственности : «Владение собственностью, необходимой человеку для сохранения своей жизни и продолжения человеческого рода, составляет его естественное право, которого никто не может лишить его,  оставаясь на почве справедливости. Всякая собственность помимо этого есть собственность общества, которое создало ее посредством законов и потому может с помощью других законов распорядиться ею по своему усмотрению, если благо общества этого потребует». Особой проницательностью отличаются его суждения о перспективе отмены рабства. Рабство – это жестокое унижение человеческой природы, но его искоренение, проводимое без «максимальной осторожности», может сделаться источником серьезных пороков. «Несчастный человек, с которым долго обращались как с животным, очень часто опускается и не имеет человеческого достоинства….»

3.Джефферсон

Томас Джефферсон (1743-1826), подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности. Самое крупное свое произведение он посвятил истории и государственному устройству своего родного штата Виргиния(«Заметки о штате Виргиния»), самое известное его произведение – Декларация независимости США (1776). В «Заметках о штате Виргиния» Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права власти, которыми оно владеет или может принять на себя». Особенно оригинальна его формулировка права на свободный обмен мнениями и информацией: «Право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе их общих интересов, как общественных, так и личных, независимо от юрисдикции, под которую эти их общие интересы подпадают…это естественное право и отнюдь не дар какого – либо местного закона». Джефферсон остается рыцарем естественных прав до конца дней своих. «Нет ничего, что нельзя было бы изменить, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека».

4.Адамс.

К группе федералистов примыкает по своим политическим взглядам и Джон Адамс (1735-1826), автор первого фундаментального труда по вопросам государства и политич. науки, последовательный противник правления большинства, один из идейных предтеч современного консерватизма, второй  президент США. Адамс поддержал Джефферсона в обосновании законодательной и административной самостоятельности колоний. Адамс одним из первых выделил вопрос о государственном устройстве в разряд исключительно важных и злободневных. Все простые формы правления – монархия, аристократия, демократия – выглядела в его истолковании как воплощение деспотизма. Идеал Адамса – смешанная форма правления, в частности трехэлементный баланс: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента – все это вместе образует некую форму сбалансированной публичной власти. Одной из центральных идей, занимавших Адамса, стало обоснование неизбежности существования социальных различий и всевозможные социальных группировок и классов (класс джентльменов, класс простых людей и др). Собранные им исторические и фактические материалы группировались таким образом, что аристократия предстает в истории господствующим элементом во всяком цивилизованном обществе от древности до наших дней.

Политические и правовые учения в Германии в конце 18 – начале 19 в.

1.Общая характеристика.

 

Социально –  политический климат Германии в преддверии 1789 г. мало чем отличался внешне от мрачной и застоявшейся атмосферы  немецкой общественной жизни первых десятилетий 18 в. Великая французская  революция, точно молния, ударила  по стране. Все пришло в движение. Вспыхнули крестьянские волнения в  Бадене, Саксонии, Пфальце. Открыто  проявлялось недовольство горожан. Весной 1793 г. произошло восстание  ткачей в горных округах Силезии; в Майнце была провозглашена республика. Три кардинальные проблемы ждали  решения на немецких землях: достижение национального единства, демократизация государственно – правового строя, отмена крепостничества. Немецкую буржуазию  – в ту пору лидера оппозиции  старому феодальному режиму –  по-прежнему страшили радикальные акции: она боялась прочно опереться  на широкие слои трудящихся. Ее идеологии в основном предпочитали переводить революционные идеи века на малодоступный для простых людей язык университетской философии и сглаживать остроту насущных вопросов времени. Высшей ценностью они объявили сознание, свободу разума т.п. Все это было своеобразной духовной компенсацией фактической слабости и нерешительности германских буржуа.

2.Кант.

Профессор философии  Кёнигсбергского университета Имануил Кант (1724-1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего сословия, осознавших свое место в обществе и стремившихся утвердить в стране экономическую и политическую свободу. Кант задался целью истолковать эту платформу в качестве единственной разумной, попытался подвести под нее специальный филосовско – этический фундамент и таким образом оправдать ее. Кантовское учение о государстве и праве – итог решения мыслителем указанной задачи. Политико – юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах: «Идея всеобщей истории во всемирно – гражданском плане» (1784), «К вечному миру» (1795), «Метафизические начала учения о праве» (1797).

Навеян духом  Просвещения и перекликается  с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага.

Вопрос  о  происхождении государства Кант трактует почти по Руссо, замечая  при этом, что его изыскания  рациональны, априорны и что он имеет  в виду не какое – либо определенное государство, а государство идеальное, каким он о должно быть согласно чистым принципам права. Отправной  пункт кантовского анализа –  гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают  людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни  в гражданском обществе.

Что касается права, то Кант различает в нем  три категории: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное право, источником которого является воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное  законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право, в  свою очередь, распадается на две  ветви: частное право и публичное . Первое регулирует отношения индивидов как собственников. Второе определяет взаимоотношение между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого.

Кант выдвинул положение о суверенитете народа, но он очень опасался того, как бы из этого положения не были сделаны  крайние, радикальные практические выводы. Посему накладывается вето на право народа обсуждать вопрос о происхождении власти. В кантовском понимании государь, правитель, «регент» по отношению к подданным получает только права, но отнюдь не обязанности. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свои долг перед страной. Мыслителем категорически осуждается право восстания и допускается только легальное и в некотором роде пассивное сопротивление существующей власти. Кант считал, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с государственной властью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально он всегда обязан выполнять ее законы и предписания. Кант выдвигает проект установления «вечного мира». Его можно достичь, правда в отдаленном будущем, созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению Канта образование такого космополитического союза, в конце концов, неминуемо. Залогом тому должны были явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности нации.

Информация о работе Политические и правовые учения в США