Ответственность по системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в определение характера (сущности) ответственности государственных служащих.
Для достижения указанной цели при написании работы определены следующие задачи:
- определить виды ответственности, применяемые к государственным служащим;
- установить механизм привлечения к ответственности государственных служащих;
- выявить ответственность государственных служащих в системе государственной службы;
- дать понятие уголовной ответственности государственных служащих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ответственность государственных служащих………………………………6
1.1. Виды ответственности, применяемые к государственным служащим ………………………………………………………………..6
1.2. Механизм привлечения к ответственности государственных служащих………………………………………………………………...15
2. Ответственность по системе государственной службы…………………….19
2.1. Ответственность служащих гражданской службы……………….19
2.2. Ответственность сотрудников правоохранительной службы…...33
2.3. Ответственность сотрудников военной службы…………………35
2.4. Уголовная ответственность государственных служащих……….38
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников и литературы…………………………..46

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

       Предметом взятки может служить также недвижимость, приобретенная для взяткополучателя и его семьи, в частности за рубежом, и др.47

       Закон не определяет минимального размера  взятки, т. е. принятие вознаграждения любой стоимости образует состав преступления. Тем не менее и в научной литературе, и в следственной практике иногда встречается ложное, на наш взгляд, суждение о том, что подношение в размере менее пяти минимальных размеров оплаты труда следует рассматривать не как взятку, а как подарок должностному лицу, разрешенный ст. 575 Гражданского кодекса РФ. Критерия отличия подарка от взятки до сих пор не выработано, нет его, в частности, и в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»48 от 10 февраля 2000 г. № 6, поэтому практическим работникам остается руководствоваться рекомендациями юридической науки.

       Крупным размером взятки закон признает: сумму  денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

       Достаточно  серьезные санкции указанной  статьи не останавливают чиновников главным образом потому, что максимальный срок наказания взяточники получают крайне редко.

       Получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием  с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки.

       Иногда  должностное лицо, используя свое служебное положение, совершает  за взятку деяние, которое само по себе является преступлением. Поскольку все эти действия лежат за пределами состава получения взятки, то в последнем случае имеет место реальная совокупность преступлений, что и должно получить правовую оценку в квалификации. Например, должностное лицо за взятку выдает поддельный документ, пособничает хищению, выносит заведомо неправосудный приговор, нарушает правила отпуска наркотических средств и т.д.

       Получение взятки - преступление, совершаемое  с прямым умыслом. Виновный осознает, что получает взятку как предмет (материальные ценности) или иные имущественные выгоды и желает этого.

       Наказание по статье 290 УК РФ: по ч.1 - штраф либо лишение свободы до пяти лет с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.2 - лишение свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.3 - лишение свободы от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.4 - лишение свободы от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

       Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противоправного действия (бездействия) по службе (ч. 2 ст. 291 УК РФ), которое само по себе является преступлением. В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица.

       Субъектом дачи взятки может быть любое вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста.

       Субъективная  сторона состава дачи взятки характеризуется  виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и  желает этого. Однако, если субъект  все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи предмета взятки, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом варианте состав дачи взятки отсутствует49.

       В примечании к ст. 291 УК РФ выделяются два независимых основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если со стороны должностного лица в его отношении имело место вымогательство взятки или б) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Именно этой позиции придерживается и судебная практика.

       Довольно  распространенным видом преступлений среди государственных служащих является злоупотребление служебными полномочиями (ст.285 УК РФ). Введение в новом УК признака «использование служебных полномочий» вместо признака «использование должностного положения» положило конец многолетним спорам специалистов об узкой и широкой трактовке понятия использования должностного положения. Закон однозначно решил эти споры в пользу узкого понимания данного признака. Субъективная сторона данного преступления характеризуется только умышленной виной. Квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями образует то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления (ч.2 ст.285 УК).50

       Типичными формами злоупотребления служебными полномочиями практика признает обман ревизирующих и контролирующих органов, грубые нарушения финансовой дисциплины, сокрытие любых преступлений и, в первую очередь, хищение имущества, а также недостач товарно-материальных ценностей, неосновательное расходование имущества государственных организаций, учреждений и предприятий или незаконную передачу его в пользование коммерческих структур, извлечение имущественной выгоды за счет государственной или иной собственности и т.п.

       Корыстное злоупотребление служебными полномочиями следует отграничивать от хищения чужого имущества, совершаемого путем растраты или присвоения с использованием своего служебного положения (п. «в» ч.2 ст.160 УК РФ).

       Превышение  должностных полномочий (ст. 286) УК определяет как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Субъективная сторона квалифицированного и особо квалифицированного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

       Общественная  опасность незаконного участия  в предпринимательской деятельности (ст.289 УК) заключается в том, что  должностное лицо учредило организацию  для занятия предпринимательской  деятельностью либо участвует в  управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

       Тем не менее, законодатель предусмотрел за незаконное участие должностных  лиц в предпринимательской деятельности, а также за служебный подлог (ст. 292 УК) относительно «мягкую» ответственность - максимальный срок за такие преступления составляет два года лишения свободы. Однако следует учитывать, что эти преступления нередко сочетаются с другими должностными преступлениями. Например, служебный подлог часто сопровождается хищением имущества. В такой ситуации подлог является либо формой приготовления к совершению хищения, либо формой его сокрытия. Содеянное квалифицируется по совокупности. В период действия УК 1960 г. на практике действия должностных лиц, выдавших частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственных пенсий, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных по этим документам денежных средств, как правило, квалифицировали как хищение и подлог по совокупности. Если должностное лицо при этом не обращало в свою пользу денежные средства, содеянное рассматривалось как подлог и соучастие в хищении.51

Заключение

       Государственный служащий несет ответственность  за должностной проступок, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных  на него обязанностей, в том числе  однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы. Противоправность действий или бездействия означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе должностным инструкциям.

       И, напротив, любые действия государственного служащего, соответствующие законам или иным нормативным правовым актам, являются правомерными и не могут квалифицироваться как должностной проступок. Например, неисполнение государственным служащим незаконных приказов, распоряжений или указаний вышестоящего руководителя не может быть признано дисциплинарным проступком.

       В современных условиях для определения правового положения милитаризованных служащих особенности дисциплинарной ответственности являются достаточно актуальными. Совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности данного вида федеральной государственной службы. Стоит подумать и о введении общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, с едиными критериями, санкциями и механизмом применения мер дисциплинарного воздействия.

       От  мер дисциплинарного взыскания  следует отличать временное отстранение  государственного служащего от исполнения должностных обязанностей. Такое отстранение допускается в случаях, когда для решения вопроса о дисциплинарной ответственности необходимо выяснение либо проверка тех или иных обстоятельств, связанных с должностным проступком (в частности, подтверждающих вину государственного служащего, степень этой вины и др.), а исполнение должностных обязанностей в этот период нецелесообразно.

       Наряду  с дисциплинарной ответственностью государственные служащие в случаях, предусмотренных законодательством, несут административную или уголовную  ответственность. Основаниями такой ответственности могут быть, в частности, нарушения федеральных законов и указов Президента РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов, режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также нарушения, совершенные преднамеренно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 

  1. Источники
    1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием) от 12.12.93 г. // Российская газета. 25 декабря. № 237.
    2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ// СЗ Российской Федерации. 17.06.96. N 25. Ст. 2954.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1994. N 238-239.
    4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.
    5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.   2004.  № 31. Ст. 3215.
    6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.  2003.   №  22. Ст. 2063.
    7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета.  1999. 23 июля.
    8. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ. «О материальной ответственности военнослужащих» // Собрание законодательства РФ.   1999.   N 29. Ст. 3682.
    9. Федеральный закон  от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ.  2001.  № 30.  Ст. 3061. (С изменениями от 23 июля, 3, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 28 апреля, 3, 28 июня, 28 ноября, 17, 21 декабря 2009 г., 9, 11 марта 2010 г.)
    10. Федеральный закон  от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ  «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ.  2004. N 30. Ст. 3089.
    11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» // Собрание законодательства  РФ.   1997.   №30. Ст.  3586.
    12. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.  1997.  № 6. Ст. 711.
    13. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 23  «Об обороне» // Собрание законодательства  РФ.  1996.   №23.  Ст.  3092.
    14. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» // Российская газета.   1995.   3 августа. (С изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.).
    15. Указ Президента РФ от 10 января 2009 г. N 30 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237» // Собрание законодательства РФ. 2009.  N 2. Ст. 180.
    16. Указ Президента РФ от 16 января 2008 г. N 50 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237» // Собрание законодательства РФ.   1999.  N 38. Ст.180.
    17. Указ Президента РФ  от   1 февраля 2005 г. № 113  «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // Собрание законодательства РФ.  2005. №6.  Ст.4316.
    18. Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации  и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.  2005 г.  N 8. Ст. 629.
    19. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, умений и навыков (профессионального уровня)» // Российская газета.  2005.  3 февраля.
    20. Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета.  2003. 11 июня.
    21. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года  № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» // Собрание законодательства РФ.   2002.   № 47.  Ст. 4664.
    22. Указ Президента от 12 августа 2002 г. № 855 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства РФ.  2002.  № 33. Ст. 3196.
    23. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1371  «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской» // Собрание законодательства РФ. 1999.  N 34. Ст. 4224.
    24. Указ Президента РФ от 24 января 1998 года № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 49. ст.4775.

Информация о работе Ответственность по системе государственной службы