Ответственность по системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в определение характера (сущности) ответственности государственных служащих.
Для достижения указанной цели при написании работы определены следующие задачи:
- определить виды ответственности, применяемые к государственным служащим;
- установить механизм привлечения к ответственности государственных служащих;
- выявить ответственность государственных служащих в системе государственной службы;
- дать понятие уголовной ответственности государственных служащих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ответственность государственных служащих………………………………6
1.1. Виды ответственности, применяемые к государственным служащим ………………………………………………………………..6
1.2. Механизм привлечения к ответственности государственных служащих………………………………………………………………...15
2. Ответственность по системе государственной службы…………………….19
2.1. Ответственность служащих гражданской службы……………….19
2.2. Ответственность сотрудников правоохранительной службы…...33
2.3. Ответственность сотрудников военной службы…………………35
2.4. Уголовная ответственность государственных служащих……….38
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников и литературы…………………………..46

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

       Дисциплинарная  ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать «своими» Уставами.

       Дисциплинарная  ответственность сотрудников правоохранительной службы предусмотрена нормативными правовыми актами о ее видах, а  также актами, там, где они приняты, о дисциплине сотрудников соответствующих правоохранительных органов.

       Ее  основания одинаковы - нарушение служебной дисциплины, но, в чем конкретно оно может выражаться, не уточняется. Однако системы дисциплинарных взысканий, предусмотренные указанными актами, не совпадают. Во всех случаях к ним относятся замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. К сотрудникам органов внутренних дел могут быть применены также взыскания в виде понижения в должности; снижения в специальном звании на одну ступень; лишения нагрудного знака.

       В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных  служащих, в том числе «милитаризованных», достаточно полно и широко исследованы  различными авторами. Это позволяет  выделить основные ее признаки:

       - дисциплинарная ответственность;

       - особый вид юридической ответственности;

       - для ее реального применения  характерно наличие трех оснований:  нормативного, фактического и процессуального,  связанного с изданием правового  акта управления по применению  конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;

       - дисциплинарная ответственность  наступает, как правило, за  дисциплинарный проступок, но  может наступить и за совершение  иных правонарушений и даже  порочащих действий;

       - состоит в применении карательных санкций;

       - дисциплинарных взысканий;

       -дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;

       - урегулирована нормами административно-служебного  права.9

       Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны - наказать виновного, с другой - общая и частная превенция правонарушений, - достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).10

       Федеральным законом «О государственной гражданской  службе» предусмотрены обязанности государственного служащего в связи с выполнением им деятельности, неразрывно с обязанностями связана и ответственность.

       Законом перечислены общие для всех гражданских государственных служащих обязанности, возведенные в разряд законодательных предписаний.

       Конкретизация обязанностей по должностям гражданской  службы производится в административных регламентах государственных органов  и в должностных регламентах.

       Должностные обязанности возлагаются на гражданских  служащих для выполнения задач и  функций государственных органов  в общественно полезных целях. Поэтому  недобросовестное исполнение обязанностей или превышение предоставленных  прав в зависимости от тяжести правонарушения могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление.

       Невыполнение  должностных обязанностей либо ненадлежащее их исполнение следует квалифицировать  как дисциплинарный проступок. В соответствии со ст. 57 Закона представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

       1) замечание;

       2) выговор;

       3) предупреждение о неполном должностном  соответствии;

       4) освобождение от замещаемой должности  гражданской службы;

       5) увольнение с гражданской службы  по основаниям, установленным п. 2, подпунктами «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Закона.

       Административной  ответственности подлежит должностное  лицо в случае совершения им административного  правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

       Использование должностным лицом своих служебных  полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной  или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, образует состав преступления (ст. 285) Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.11

       Совершение  должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется в соответствии со ст. 286 УК РФ преступление.

       Исполнение  должностных обязанностей связано  с другой обязанностью - соблюдать  служебный распорядок государственного органа.

       Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Механизмом реализации этих задач выступают государственная служба и конкретный государственный служащий. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

       В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне»12 государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

       Законом «О государственной тайне» (ст. 5) перечислены  сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне, действует Указ Президента РФ от 24 января 1998 года № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»13. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с утверждаемым Президентом РФ Перечнем лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне.

       Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна, к  которой относится несекретная  информация о деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

       Служебная тайна должна обладать тремя признаками: соответствующая информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для конфиденциальности14 (ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая, вторая и третья).

       Конституцией  РФ определено, что сбор, хранение, использование  и распространение информации о  частной жизни лица без его  согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24).

       Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной  в связи с исполнением должностных  обязанностей, в личных целях, а также  с целью получения коммерческой выгоды предприятиями и гражданами. В законах о государственной службе в некоторых субъектах РФ установлена обязанность государственного служащего - при прекращении государственной службы возвратить все документы, содержащие служебную информацию.

       Указом  Президента от 12 августа 2002 года № 88515 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих, причем руководствоваться этими принципами рекомендовано и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности. 

    1. Механизм  привлечения к  ответственности

    государственных служащих

       Характерным для всех видов государственной  службы является наличие «общих» санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для военнослужащих предусмотрены «свои» специфические виды взысканий, таких как «лишение очередного увольнения из расположения воинской части», «назначение вне очереди в наряд на работу», «лишение нагрудного знака» и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде «снижения в специальном звании на одну ступень», а для таможенной службы и службы в органах Госнаркоконтроля эти виды санкций вообще не предусмотрены.16

       Особенностью  военной службы является и разграничение  мер взыскания в зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, сержанты; прапорщики, мичманы; офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).

       Очень важным является вопрос о механизме  привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей. Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.

       Во-вторых, правом применения дисциплинарного  взыскания на гражданской государственной  службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира. В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля - не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

       В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок  налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим. В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения. В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.

       В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся  в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут  применяться только после вытрезвления. В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило - один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения. Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.

Информация о работе Ответственность по системе государственной службы