Ответственность по системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в определение характера (сущности) ответственности государственных служащих.
Для достижения указанной цели при написании работы определены следующие задачи:
- определить виды ответственности, применяемые к государственным служащим;
- установить механизм привлечения к ответственности государственных служащих;
- выявить ответственность государственных служащих в системе государственной службы;
- дать понятие уголовной ответственности государственных служащих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ответственность государственных служащих………………………………6
1.1. Виды ответственности, применяемые к государственным служащим ………………………………………………………………..6
1.2. Механизм привлечения к ответственности государственных служащих………………………………………………………………...15
2. Ответственность по системе государственной службы…………………….19
2.1. Ответственность служащих гражданской службы……………….19
2.2. Ответственность сотрудников правоохранительной службы…...33
2.3. Ответственность сотрудников военной службы…………………35
2.4. Уголовная ответственность государственных служащих……….38
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников и литературы…………………………..46

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

       Это лишь некоторые особенности применения дисциплинарных взысканий для отдельных  видов государственной службы17.

       Последнее, на чем хотелось бы заострить внимание - это возможность применения мер дисциплинарной ответственности к военнослужащим, лицам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля и таможенных органов за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ18 данные категории государственных служащих «несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами» и «нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах». Исключения составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения и другие. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.

       Представляется, что закрепление данного правила в современных условиях развития законодательства о государственной службе не соответствует самому духу, смыслу ее существования по ряду причин. Во-первых, это нарушает принципы единства государственной службы и принципы законности при применении административной ответственности, в частности, закрепленный в ст. 1.4 КоАП РФ принцип равенства перед законом. Во-вторых, как правило, действие этой нормы означает либо необоснованное смягчение ответственности, либо наоборот - необоснованное ее усиление. В-третьих, если это дополнительная гарантия для государственных служащих со специфическими условиями служебной деятельности, то почему вопрос о возможности применения мер дисциплинарного характера отдан на «откуп» органам (должностным лицам), которым предоставлено право назначать административные наказания. И, наконец, в-четвертых, только Дисциплинарным уставом ВС РФ предусмотрено основание для привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих за «нарушения общественного порядка», что не одно и то же с совершением административного правонарушения. В иных, названных в ст. 2.5 КоАП РФ нормативных правовых актах данный вопрос даже не оговаривается19.

       Таким образом, в современных условиях для определения правового положения  милитаризованных служащих особенности дисциплинарной ответственности являются достаточно актуальными. Совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности данного вида федеральной государственной службы. Стоит подумать и о введении общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, с едиными критериями, санкциями и механизмом применения мер дисциплинарного воздействия. 
 

2. Ответственность  по системе государственной службы

2.1 Ответственность  служащих государственной

  гражданской службы

       За  нарушение служебного распорядка представитель  нанимателя имеет право применить  к гражданскому служащему меры дисциплинарного  взыскания.

       Юридическая ответственность является неотъемлемым элементом правовой системы, частью механизма реализации прав и обязанностей субъектов правовых отношений, одной из важнейших гарантий реализации этих прав и обязанностей.

       Государство, возлагая на гражданских служащих (как  и всех других работников) определенные обязанности и наделяя их соответствующими правами, устанавливает юридическую ответственность за невыполнение этих обязанностей и незаконное использование предоставленных прав.

       Дисциплинарная  ответственность представляет собой  одну из форм государственного принуждения - дисциплинарное принуждение, применяемое представителем нанимателя к гражданским служащим, совершившим правонарушения, и влекущее неблагоприятные для них последствия. Она всегда связана с официальной отрицательной оценкой и осуждением поведения виновного лица.20

       Дисциплинарная  ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, под  которым Закон о государственной  гражданской службе (ч. 1 ст. 57) понимает неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.21

       Следовательно, дисциплинарная ответственность гражданского служащего - это его обязанность  ответить перед представителем нанимателя за совершенный дисциплинарный проступок  и понести те меры дисциплинарного взыскания, которые указаны в дисциплинарных санкциях Закона о государственной гражданской службе (ст. 57).

       Субъектом дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе может быть только лицо, заключившее  служебный контракт с представителем нанимателя.

       Дисциплинарная  ответственность наступает при  наличии правовых и фактических  оснований. Под правовым основанием понимается совокупность нормативных  актов, в которых, во-первых, выражены предъявляемые к субъектам дисциплинарной ответственности требования, во-вторых, устанавливаются меры дисциплинарной ответственности за их нарушение (несоблюдение, неисполнение).

       Таким образом, дисциплинарная ответственность  является самостоятельным видом  юридической ответственности. Она  характеризуется наличием, как правило, собственного основания дисциплинарного проступка, особых санкций - дисциплинарных взысканий, субъекта дисциплинарного проступка (гражданский служащий) и субъекта дисциплинарной власти (представитель нанимателя), уполномоченного применять дисциплинарные взыскания во внесудебном порядке.

       Дисциплинарная  ответственность характеризуется  рядом принципов22, которые отражают суть правовых норм, регулирующих соответствующие правовые отношения. Основные принципы правового регулирования условий труда (в том числе и в сфере государственного управления) - это главные положения, отражающие суть действующего трудового законодательства.23

       Правовые  отношения по дисциплинарной ответственности  гражданских служащих имеют свои руководящие положения (начала), отражающие суть правовых актов, регулирующих этот круг отношений. Эти положения в условиях перестройки экономики и права получили дальнейшее развитие. Они отражаются прежде всего в принятии ряда нормативных правовых актов, регулирующих по-новому отношения по ответственности как работников организаций во всех отраслях экономики, так и гражданских служащих в сфере управления. Так, к принципам дисциплинарной ответственности следует отнести24:

       1. Принцип законности.

       Данный  принцип состоит в требовании привлечения к дисциплинарной ответственности лишь за виновное, противоправное деяние и только в установленных законом пределах.

       Дисциплинарную  ответственность могут применять  лишь органы и лица, наделенные соответствующими полномочиями. Ответственность может  быть применена только в установленных Законом о государственной гражданской службе пределах. Указанным Законом установлены исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, сроки, в течение которых эти взыскания могут быть наложены, а также порядок привлечения к дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

       2. Принцип обоснованности и справедливости.

       Принцип обоснованности требует, чтобы в  каждом случае при выборе меры дисциплинарного  взыскания учитывались степень  вины и тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, а также наступившие в результате его последствия.

       Справедливость  включает в себя требование применения одного юридического наказания за одно правонарушение. Конституция Российской Федерации (ст. 50) установила, что "никто  не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Очевидно, что данное положение имеет общеправовое значение и распространяется также на сферу дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

       3. Принцип целесообразности.

       Этот  принцип характеризует дисциплинарную ответственность как средство достижения определенных социальных целей. Целесообразность предполагает учет в каждом случае свойств личности правонарушителя, предшествующей работы и поведения гражданского служащего, его отношения к гражданской службе, т.е. строгую индивидуализацию при выборе меры дисциплинарного взыскания.

       Принцип целесообразности выражается также  в возможности освобождения от наказания, досрочного снятия дисциплинарного  взыскания, если подвергнутый дисциплинарному  взысканию гражданский служащий не совершил нового проступка в течение года. Более того, закон допускает возможность полного освобождения нарушителя служебной дисциплины от дисциплинарного взыскания, поскольку применение дисциплинарного взыскания является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.

       4. Принцип быстроты наступления  дисциплинарной ответственности.

       Данный  принцип выражается в установлении сроков наложения дисциплинарных взысканий, в закреплении требований закона оперативного решения вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности. Запоздалая реакция представителя нанимателя на совершенный гражданским служащим дисциплинарный проступок снижает эффективность дисциплинарного взыскания.

       Принцип быстроты наступления дисциплинарной ответственности тесно связан с ее целями - общей и частной превентацией, находит практическое выражение в установлении сроков наложения дисциплинарных взысканий (п. п. 4, 5 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе), в закреплении требований оперативного решения вопросов привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

       Рассматриваемый принцип стимулирует деятельность представителя нанимателя по своевременному применению дисциплинарных взысканий  к нарушителям служебной дисциплины и способствует усилению воспитательного воздействия дисциплинарного наказания.

       В качестве самостоятельного принципа дисциплинарной ответственности можно выделить при определенных условиях также  принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности. Данный принцип определяет предупредительное значение наказания.

       Неотвратимость  дисциплинарной ответственности означает, что ни один дисциплинарный проступок, совершенный гражданским служащим, не должен оставаться вне поля зрения представителя нанимателя. В то же время реализация этого принципа должна быть закреплена в обязанности возбуждения дисциплинарного дела по каждому случаю нарушения гражданским служащим служебной дисциплины. Это само по себе будет иметь большое превентивное значение независимо от того, завершается дисциплинарное производство стадией реализации дисциплинарной ответственности или же с учетом личности нарушителя и обстоятельств совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка прекращается до нее.

       Меры  юридической ответственности гражданских  служащих являются основным видом санкций в законодательстве. Меры дисциплинарного взыскания, выступая в качестве мер юридической ответственности, по своей сути, являются также государственно-принудительными. Условие о мерах дисциплинарной ответственности не оговаривается сторонами при заключении служебного контракта. Оно входит в содержание служебного контракта в качестве условий, предусмотренных Законом о государственной гражданской службе25.

       Установленные государством через нормы права  взыскания за совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка относятся к числу мер правового принуждения. Реализуя дисциплинарную власть, представитель нанимателя осуществляет государственное принуждение.

       Меры  юридической ответственности направлены прежде всего на предупреждение общественно опасных деяний против установленного правопорядка и устранение их вредных последствий. В одном случае они используются преимущественно для профилактики трудовых (служебных) правонарушений; в других - для защиты имущества работодателя, в том числе и представителя нанимателя, от опасности физического уничтожения, порчи, утраты; в третьих - для применения к нарушителям правовых мер принуждения; в четвертых - для возмещения материального ущерба, причиненного представителю нанимателя (работодателю).26

       Используя все предоставленные законодательством  меры воздействия к лицам, посягающим на правопорядок государственного органа, нельзя упускать из виду, что их цель заключается прежде всего в исправлении  поведения гражданского служащего, в изменении его отношения к государственной гражданской службе.

Информация о работе Ответственность по системе государственной службы