Ответственность по системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в определение характера (сущности) ответственности государственных служащих.
Для достижения указанной цели при написании работы определены следующие задачи:
- определить виды ответственности, применяемые к государственным служащим;
- установить механизм привлечения к ответственности государственных служащих;
- выявить ответственность государственных служащих в системе государственной службы;
- дать понятие уголовной ответственности государственных служащих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ответственность государственных служащих………………………………6
1.1. Виды ответственности, применяемые к государственным служащим ………………………………………………………………..6
1.2. Механизм привлечения к ответственности государственных служащих………………………………………………………………...15
2. Ответственность по системе государственной службы…………………….19
2.1. Ответственность служащих гражданской службы……………….19
2.2. Ответственность сотрудников правоохранительной службы…...33
2.3. Ответственность сотрудников военной службы…………………35
2.4. Уголовная ответственность государственных служащих……….38
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников и литературы…………………………..46

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

       Что касается основания привлечения  к дисциплинарной ответственности  гражданских служащих, то таковым, как  уже указывалось, является дисциплинарный проступок, представляющий собой один из видов правонарушения в сфере гражданской службы (ч. 1 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе). К таким нарушениям следует, к примеру, отнести:

       1) отсутствие гражданского служащего  без уважительных причин на  работе. При этом необходимо иметь  в виду, что если в служебном контракте, заключенном с гражданским служащим, не оговорено конкретное рабочее место этого гражданского служащего, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где гражданский служащий обязан находиться при исполнении своих служебных обязанностей, следует исходить из того, что его местом работы является место, где гражданский служащий должен находиться и куда ему необходимо прибыть в связи с его гражданской службой и которое прямо или косвенно находится под контролем представителя нанимателя;

       2) отказ гражданского служащего  без уважительных причин от  выполнения служебных обязанностей  в связи с изменением в установленном  порядке норм труда, так как  в силу служебного контракта  гражданский служащий обязан  выполнять определенную этим  служебным контрактом трудовую функцию, соблюдать действующий в государственном органе служебный распорядок. При этом следует иметь в виду, что отказ от продолжения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта не является нарушением служебной дисциплины на гражданской службе, а служит основанием для прекращения служебного контракта по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе.

       Отказ гражданского служащего исполнить  незаконное распоряжение представителя  нанимателя также не может повлечь наложение дисциплинарного взыскания27.

       Закон о государственной гражданской  службе предусматривает разнообразную  систему мер воздействия на лиц, нарушающих установленный правопорядок в государственном органе. Эта  система включает прежде всего дисциплинарные взыскания. В соответствии со ст. 57 указанного Закона за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

       1) замечание;

       2) выговор;

       3) предупреждение о неполном должностном  соответствии;

       4) освобождение от замещаемой должности  гражданской службы;

       5) увольнение с гражданской службы  по основаниям, установленным п. 2, подп. «а» - «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе28.

       Как видим, в отличие от работников, заключивших  с работодателем трудовой договор, к гражданским служащим, заключившим  служебный контракт, могут применяться дополнительные меры дисциплинарного взыскания29

       За  каждый дисциплинарный проступок может  быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

       К мерам правового воздействия  относится также увольнение гражданского служащего в связи с утратой к нему доверия (п. 4 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). При установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений гражданские служащие могут быть уволены по основаниям утраты к ним доверия.

       Придавая  исключительное значение этой норме  права в обеспечении сохранности  имущества государственного органа и борьбе с бесхозяйственностью, следует подчеркнуть, что увольнение, связанное с утратой доверия, допускается только по отношению к тем гражданским служащим, которые непосредственно обслуживают товарные или денежные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали представителю нанимателя основание для утраты доверия к ним.30

       Утрата  доверия возможна не только за допущенные гражданским служащим злоупотребления, но и за халатное отношение к своим  служебным обязанностям. Например, за выдачу денежных сумм и товарно-материальных ценностей без соответствующего оформления, хранение ключей от помещения с материальными или денежными ценностями в ненадлежащем месте. Основанием для увольнения в связи с утратой доверия является и использование гражданским служащим вверенных ему денежных или товарных ценностей в личных целях31.

       Следует отметить, что отдельные представители  нанимателя, другие должностные лица делают неправильный вывод о том, что каждое нарушение трудовой дисциплины непременно должно повлечь за собой  дисциплинарное взыскание. Это мнение опровергается ч. 1 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе, из которой усматривается, что дисциплинарные взыскания могут применяться к отдельным недобросовестным гражданским служащим.

       Следовательно, принцип неотвратимости ответственности  не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям, а может быть реализован также путем применения мер морального и материального воздействия, предусмотренных законодательством. Возможно применение к нарушителю служебной дисциплины и неформальных социально-психологических санкций (устные замечания, разъяснения, внушение и т.п.).

       Важным  фактором эффективности правовых средств  является их умелое и квалифицированное  применение. Практика убеждает, что  при правильном использовании правовые средства оказывают разнообразное влияние на укрепление служебной дисциплины, общего правопорядка в конкретном государственном органе32.

       Основная  роль в обеспечении надлежащей служебной  дисциплины и правопорядка в государственном  органе все же принадлежит представителю  нанимателя. Именно представитель нанимателя в соответствии с законодательством обязан обеспечить служебную дисциплину. Вся ответственность за состояние служебной дисциплины, порядка в государственном органе возложена на ее руководителя. И следует признать, что неспособность руководителя обеспечить надлежащую служебную дисциплину нередко на практике расценивается как несоответствие занимаемой должности со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.33

       Реализация  дисциплинарной ответственности в  сфере государственной гражданской службы осуществляется в соответствии с порядком, регламентированным ст. 58 Закона о государственной гражданской службе, который предусматривает целый ряд правовых гарантий для гражданских служащих в целях недопущения необоснованного привлечения их к ответственности.

       Процедура наложения дисциплинарного взыскания должна включать следующие стадии:

       1) выявление дисциплинарного проступка  и расследование представителем  нанимателя (или другим уполномоченным  должностным лицом) дела.

       На  этой стадии представитель нанимателя до применения дисциплинарного взыскания должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.

       Затребовав  указанное объяснение, представитель  нанимателя сможет установить в действиях  работника вину, правильно оценить  ее степень, выявить причины и  обстоятельства нарушения служебной дисциплины, а следовательно, и определить справедливую меру наказания. При этом отказ гражданского служащего дать указанное объяснение в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В этом случае составляется соответствующий акт.

       Перед применением дисциплинарного взыскания  по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению  гражданского служащего проводится служебная проверка, при проведении которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

       а) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

       б) вина гражданского служащего в совершении дисциплинарного проступка;

       в) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного  проступка;

       г) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

       д) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной  проверки34.

       Порядок проведения служебной проверки регламентируется ст. 59 Закона о государственной гражданской службе. При проведении служебной проверки представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

       Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (если он имеется).

       В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо и косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными35.

       Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц  со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

       Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещения должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.36

       Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

       - давать устные или письменные  объяснения, представлять заявления,  ходатайства и иные документы;

       - обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

       - ознакомиться по окончании служебной  проверки с письменным заключением  и другими материалами по результатам  служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

       В письменном заключении по результатам  служебной проверки указываются:37

       - факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

       - предложение о применении к  гражданскому служащему дисциплинарного  взыскания или о неприменении  к нему дисциплинарного взыскания.

       Заключение  подписывается руководителем подразделения  государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка;

       2) вынесение представителем нанимателя  решения о необходимости привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

       На  этой стадии в отношении нарушителя служебной дисциплины избирается мера дисциплинарного взыскания, о чем  издается соответствующий акт. За каждое нарушение трудовой дисциплины, как уже отмечалось, может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Нельзя, например, за один и тот же проступок объявить гражданскому служащему выговор и уволить его с гражданской службы. Вместе с тем допускается одновременное привлечение гражданского служащего к дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб, причиненный представителю нанимателя.

       Дисциплинарное  взыскание применяется непосредственно  после обнаружения дисциплинарного  проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.38

Информация о работе Ответственность по системе государственной службы