Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в определение характера (сущности) ответственности государственных служащих.
Для достижения указанной цели при написании работы определены следующие задачи:
- определить виды ответственности, применяемые к государственным служащим;
- установить механизм привлечения к ответственности государственных служащих;
- выявить ответственность государственных служащих в системе государственной службы;
- дать понятие уголовной ответственности государственных служащих.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ответственность государственных служащих………………………………6
1.1. Виды ответственности, применяемые к государственным служащим ………………………………………………………………..6
1.2. Механизм привлечения к ответственности государственных служащих………………………………………………………………...15
2. Ответственность по системе государственной службы…………………….19
2.1. Ответственность служащих гражданской службы……………….19
2.2. Ответственность сотрудников правоохранительной службы…...33
2.3. Ответственность сотрудников военной службы…………………35
2.4. Уголовная ответственность государственных служащих……….38
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников и литературы…………………………..46
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу39:
3)
исполнение дисциплинарного
Соответствующая
копия акта о применении к гражданскому
служащему дисциплинарного
4) обжалование взыскания.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд в установленном законом порядке (ч. 7 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе);
5)
прекращение дисциплинарного
В силу Закона о государственной гражданской службе (ч. 8 и ч. 9 ст. 58), если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Прекращение дисциплинарного дела может быть связано с отменой соответствующими органами незаконно наложенного дисциплинарного взыскания или прекращением служебного контракта.
При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Причина
увольнения записывается в точном соответствии
с формулировкой указанного Закона
и со ссылкой на соответствующую
статью и пункт Закона.40
2.2. Ответственность сотрудников
правоохранительной службы
Изучение и анализ обстоятельств совершения сотрудниками правоохранительных органов конкретных нарушений прав и свобод граждан указывает на наличие непосредственной взаимосвязи между имеющимися проблемами правоохранительных органов и типичными ситуациями, в которых чаще всего правоохранители нарушают права и свободы, а так же конкретными типами нарушений.
В проекте Федерального закона «О правоохранительной службе» основанием дисциплинарной ответственности является нарушение служебной дисциплины, т. е. дисциплинарный проступок, которым признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства РФ, требований к служебному поведению, правил внутреннего распорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнения требований к служебному поведению, своих служебных обязанностей, предусмотренных контрактом обязательств, приказов и распоряжений прямых и непосредственных руководителей.41
Однако данное описание нарушения служебной дисциплины в качестве основания дисциплинарной ответственности отличается от определения понятия служебной дисциплины на правоохранительной службе, данного в этом же Законе. Здесь служебная дисциплина трактуется как обязательное и точное соблюдение служащим законодательства РФ, служебного регламента, служебного распорядка государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба, обязательств, предусмотренных контрактом, приказов и распоряжений прямых и непосредственных руководителей. Такое разночтение не может быть оправдано. Но поскольку описание в Законе дисциплинарного проступка является специальным, на него должна быть ориентирована правоприменительная практика.
В законе особо выделен перечень грубых дисциплинарных проступков. Это нарушение запретов на правоохранительной службе; прогул (отсутствие на службе без уважительных причин более четырех часов в течение установленного ежедневного служебного времени); нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения; совершение деяния, повлекшего ущемление прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы безопасности государства, жизни и здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности государственных органов или иных организаций и их структурных подразделений, причинение имущественного ущерба в крупном размере либо причинение иного существенного вреда; утрата служащим закрепленного за ним оружия; отказ или уклонение от прохождения врачебной комиссии правоохранительной службы, когда обязательность ее прохождения установлена законом; неявка служащего на аттестацию без уважительных причин42.
Мерами ответственности за нарушение служебной дисциплины являются дисциплинарные взыскания.
За совершение дисциплинарного проступка на служащего может быть наложено дисциплинарное взыскание, систему которых образуют: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; освобождение от замещаемой должности правоохранительной службы с понижением в должности; увольнение с правоохранительной службы.
В
образовательных учреждениях
2.3. Ответственность сотрудников военной службы
Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих определяются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. В нем отражены ее характерные черты, относящиеся к основаниям, дисциплинарным взысканиям, дифференциации полномочий субъектов дисциплинарной власти по их применению, порядку их исполнения. Обычно основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок. В нормативных правовых актах его трактовка неоднозначна. Она соотносится либо с содержанием трудовой, служебной дисциплины, либо со статусом возможных его субъектов - работников, сотрудников, служащих. Одной из характерных особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих является то, что ее основанием могут быть правонарушения двоякого рода: нарушение воинской дисциплины; нарушение общественного порядка. Относительно первого основания не возникает вопросов, под воинской дисциплиной понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников) (п. 1 Дисциплинарного устава). Понятна также цель установления дисциплинарной ответственности за нарушение общественного порядка - утверждение авторитета военнослужащих, военной службы, армии, повышение ответственности военнослужащих за соблюдение общеобязательных правил поведения в общественных местах. Военнослужащий остается им и во внеслужебное время. Более того, проступки в общественных местах во внеслужебное время включены в перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих.44 Вопрос, однако, в том, что подразумевать под нарушением общественного порядка при том, что нет его общепризнанного понятия.
Но из сути юридической ответственности следует, что в данном случае нарушение общественного порядка не является оценочным понятием, зависящим от усмотрения субъекта дисциплинарной власти. Оно может быть моральным по содержанию, но обязательно противоправным деянием, запрещенным правом. Типичной иллюстрацией является его связь с нормами КоАП РФ, предусматривающими дисциплинарную ответственность военнослужащих за противоправные деяния, являющиеся по своей сути административными правонарушениями.
Поэтому в этом смысле, с необходимыми оговорками, можно утверждать, что одним из оснований дисциплинарной ответственности военнослужащих могут быть совершенные ими административные правонарушения.
В числе оснований дисциплинарной ответственности выделяются грубые дисциплинарные проступки. К ним отнесены самовольная отлучка; опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения; опоздание или самовольный уход со службы; нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства; исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности; нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; промотание или утрата военного имущества; проступки в общественных местах во внеслужебное время.45
Существенной особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является необычная, достаточно обширная, сочетаемая с особенностями их статуса система дисциплинарных взысканий. К ним относятся: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность; досрочное увольнение в запас; назначение вне очереди в наряд на работу до определенного числа нарядов; предупреждение о неполном служебном соответствии.
Характерным для дисциплинарной ответственности военнослужащих является то, что полномочия субъектов дисциплинарной власти четко определены в том, какие именно дисциплинарные взыскания может налагать тот или иной субъект к военнослужащим в зависимости от их воинских званий, а в отношении офицеров - их принадлежности к соответствующим составам. Учитывается также прохождение военной службы по призыву или по контракту. Например, на солдат и матросов могут налагаться взыскания: выговор; строгий выговор, лишение солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля; назначение их вне очереди в наряд на работу — до 5 нарядов; лишение нагрудного знака отличника; досрочное увольнение в запас солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. На высших офицеров: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в должности. Хотя установлен запрет на соединение одного взыскания с другим за один и тот же проступок, тем не менее, признаваемое одним взысканием снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность сочетает в себе два, выделяемых в качестве самостоятельных, взыскания.
Командир дивизии, командир корпуса (эскадры), командующий армией (флотилией), командующий войсками округа, фронта, группой войск, флотом в отношении подчиненных им солдат, матросов, сержантов и старшин пользуются правом налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме.
Важной
чертой дисциплинарной ответственности
военнослужащих выступает также порядок
приведения в исполнение дисциплинарных
взысканий, установленный применительно
к каждому.46
2.4. Уголовная ответственность государственных служащих
Обязательным признаком большинства должностных преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).
В
соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»,
государственные должности
-
должности федеральной
-
должности государственной
- воинские должности;
-
должности правоохранительной
Должности гражданской службы подразделяются в свою очередь на категории и группы.
Наиболее серьезные санкции за должностное преступление предусмотрены ст. 290 УК РФ «Получение взятки». По Уголовному кодексу Российской Федерации понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет. Провокация взятки (ст. 304 УК РФ) отнесена к числу преступлений против правосудия.
Предметом взятки являются любые материальные ценности и услуги материального характера переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего.
Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и др.), и имущественные выгоды. Под имущественными выгодами следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
Информация о работе Ответственность по системе государственной службы