Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – подвергнуть разбору вопросы, связанные с организацией исполнительной власти в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….…3
ГЛАВА 1 Понятие, признаки, принципы и полномочия органов исполнительной власти 5
1.1 Понятие исполнительной власти и органов исполнительной власти 5
1.2 Существенные признаки исполнительных органов 8
1.3 Основные принципы деятельности органов исполнительной власти 10
1.4 Полномочия исполнительных органов 12
ГЛАВА 2 Органы федеральной исполнительной власти России ..………….....….. 14
2.1 Президент РФ в сфере исполнительной власти……... . .15
2.2 Государственный Совет РФ…….…………………………… ….… …19
2.3 Правительство РФ…….………………………………..………..…… 20
2.4 Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти 25
2.5 Правовые и организационные проблемы реформы системы органов исполнительной власти РФ. .… …..30
ГЛАВА 3 Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… ….....41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….………………….43
Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти).
Президент
РФ в соответствии с Конституцией
РФ и федеральным
Таким образом, исходя из конституционных положений, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает значительное влияние на деятельность исполнительных органов РФ.
В
целях обеспечения реализации Президентом
РФ своих конституционных
Основными задачами полномочного представителя являются:
1) организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
2)
организация контроля за
З) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
4)
представление Президенту РФ
регулярных докладов об
Для
реализации возложенных на него задач
полномочный представитель
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 года. полномочные представители приглашаются на заседания Правительства РФ с правом со вещательного голоса, а также на заседания создаваемых Правительством РФ комиссий и советов, на проводимые Председателем Правительства РФ и его заместителями совещания по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов
Обеспечение деятельности полномочного представите ля осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В структуре Администрации Президента РФ имеются и другие подразделения, оказывающие влияние на деятельность органов исполнительной власти, например Главное контрольное управление, осуществляющее контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и т. д.
Кроме
того, на основе Указа Президента РФ
от 17 мая 2000 года. в структуру федеральных
органов исполнительной власти включены:
Главное управление специальных
программ Президента РФ, Государственная
техническая комиссия при Президенте
РФ и Управление делами Президента РФ.
2.2
Государственный
совет РФ
Указом
Президента РФ от 1 сентября 2000 года был
образован Государственный
Президент РФ является председателем Государственного совета. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. По решению Президента в его состав могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ два и более срока подряд. Таким образом, новый совещательный орган способствует более тесному взаимодействию Президента с руководителями высших исполнительных органов субъектов РФ.
В числе основных задач Государственного совета:
Заседания
Госсовета проводятся, как правило,
не реже одного раза в три месяца.
Решения, принятые на заседаниях, при
необходимости оформляются
2.3
Правительство Российской
Федерации
Правительство РФ является федеральным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года
Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994г. по 1997 г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата.
Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы. Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.
Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 112, 113 Конституции РФ).
ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 27) наделяет Председателя Правительства и другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности:
5) подписывает акты
В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.
Заместители
Председателя Правительства РФ координируют
работу федеральных органов
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года Председатель Правительства РФ имеет пять заместителей, в том числе Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра сельского хозяйства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ.
Федеральные
министры обладают установленными законодательством
РФ полномочиями руководителей соответствующих
федеральных органов
Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства может быть образован Президиум Правительства. Его заседания проводятся по мере необходимости. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.
Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами и Указами Президента.
Федеральный
конституционный закон «О Правительстве
РФ» устанавливает, что в отношении
федеральных органов
В
отношении органов
Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Закон определяет общие, межотраслевые, отраслевые и иные полномочия Правительства РФ. В пределах общих полномочий Правительство РФ:
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, а также осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.
Для осуществления возложенных на него полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Правовыми формами реализации Правительством возложенных на него полномочий выступают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — в форме распоряжений.