Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – подвергнуть разбору вопросы, связанные с организацией исполнительной власти в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….…3
ГЛАВА 1 Понятие, признаки, принципы и полномочия органов исполнительной власти 5
1.1 Понятие исполнительной власти и органов исполнительной власти 5
1.2 Существенные признаки исполнительных органов 8
1.3 Основные принципы деятельности органов исполнительной власти 10
1.4 Полномочия исполнительных органов 12
ГЛАВА 2 Органы федеральной исполнительной власти России ..………….....….. 14
2.1 Президент РФ в сфере исполнительной власти……... . .15
2.2 Государственный Совет РФ…….…………………………… ….… …19
2.3 Правительство РФ…….………………………………..………..…… 20
2.4 Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти 25
2.5 Правовые и организационные проблемы реформы системы органов исполнительной власти РФ. .… …..30
ГЛАВА 3 Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… ….....41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….………………….43
2. Органы исполнительной власти образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой реализовывается государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической областях жизни общества.
3.Одна из основных задач органа исполнительной власти - исполнение действующих законов и иных нормативно-правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.
4. По своему содержанию деятельность органов исполнительной власти имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; вследствие этой деятельности решаются и осуществятся государственные задачи и функции.
5. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.
6. Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.
7. Имеется организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус. Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
8. Существует общепринятый порядок образования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.
9. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.
10. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
11. Орган исполнительной власти— юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
12. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Правовой
статус органов исполнительной власти
заключается в том, что эти органы являются
самостоятельными и независимыми в осуществлении
данных им полномочий. Независимость органов
законодательной власти устанавливается
Конституцией РФ, федеральными законами,
актами Президента РФ и Правительства
РФ, а также другими нормативными правовыми
актами. Превышение пределов установленных
компетенции означает незаконное присвоение
властных полномочий.
Функционирующие в России органы исполнительной власти образовывают установленную систему органов исполнительной власти. Система органов исполнительной власти базируется на основе определённых принципов. В юридической литературе нет единой системы таких принципов. Некоторые авторы в качестве основных принципов деятельности исполнительной власти выделяют:
2. Принцип законности выражается в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация).
Авторы, составляющие учебную литературу, этот список существенно увеличивают. Помимо уже вышеуказанных, выделяются такие принципы, как:
1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип следует из статьи 10 Конституции РФ, по которой «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Он выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти.
2. Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.
3. Принцип экономичности имеет в виду экономию средств в области государственного управления.
Существует
также ещё ряд работающих принципов:
народовластие, гласность, обеспечение
и соблюдение прав и свобод человека и
гражданина, ответственность. Но значение
этих принципов очевидно.
1.4
Полномочия исполнительных
органов
В последние годы стала выражаться путаница в структуре государственных органов, что проявляется в огромном количестве укоров и обвинений, адресованных органам исполнительной власти, относящихся к их деятельности. Это приводит к снижению эффективности управления, что негативно сказывается на жизни населения.
Юридическая наука, без которой эта задача трудновыполнима, выделяет два подхода к пониманию полномочий государственных органов. Во-первых, полномочия государственных органов - это их неотъемлемый и важный атрибут; органы наделяются властными полномочиями и осуществляют их в соответствии с законом. Во-вторых, полномочия государственных органов признаются составной частью их компетенции или функций.
Классификация полномочий в зависимости от функций тех или иных органов:
-руководящие полномочия: руководить, направлять, решать, определять, утверждать;
-регулирующие полномочия: регулировать, устанавливать, обеспечивать;
-рассчётно-аналитические полномочия: изучать, разрабатывать, подготавливать, рассматривать, оценивать;
-организационные полномочия: организовывать, координировать, согласовывать, инструктировать, содействовать;
-контрольные полномочия: проверять, заслушивать, контролировать.
При этом всякое полномочие, в свою очередь, может быть дифференцировано. Например, полномочие решать можно выразить как решение, принимаемое независимо, по согласованию, объединено, предварительно.
Но надо также закреплять полномочия различных органов исполнительной власти, чтобы сочетание таких полномочий у разных исключительных органов (министерств, ведомств) были скоординированы. Для этого необходимо правильно использовать различные формы закрепления полномочий и их регулирования. Наиболее типичными формами такого установления полномочий являются следующие: первая - конституционная, вторая связана с законами и подзаконными актами, третья - с договорным способом определения и разграничения полномочий, четвёртая - с делегированием полномочий одного органа другому. Но пока регулирование полномочий органов исполнительной власти в России находится не на высоком уровне, что проявляется в ряде показателей. А ведь от чёткой регламентации полномочий органов исполнительной власти зависит их успешная деятельность.
При этом результат зависит от правильной реализации полномочий различных органов исполнительной власти. Но сейчас нередко допускается отклонения фактической деятельности от её «нормативной модели», частично используются полномочия, есть примеры и других нарушений. А ответственность за такие нарушения почти не наступает. В связи с этим А.Ф. Ноздрачёв и Ю.А. Тихомиров приводят такой механизм реализации полномочий органов исполнительной власти:
1.
Применение комплекса средств
- организационных, кадровых, экономических,
юридических, психологических,
2. Постоянный учёт благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на масштабы и результаты реализации полномочий органов, их прогнозирование;
3.
Введение процессуальной
4.
Обеспечение прочной
5.
Чёткое определение механизма
осуществления полномочий
При этом нужно учитывать, что реализация полномочий исполнительной власти, впрочем, как и их устанавливание, должна протекать строго в «правовом русле». Без этого будут приниматься различные правовые акты, направленные против основных конституционных и иных прав.
Таковы
основные проблемы в регулировании
и реализации полномочий органов
исполнительной власти в Российской
Федерации.
ГЛАВА
2 ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РОССИИ
Система
органов исполнительной власти базируется
на принципе федерализма. Юридически она
закреплена Конституцией Российской Федерации,
конституциями республик в
В
соответствии с принципом федерализма
действующая система
1.
Федеральные органы
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) — это:
2.1 Положение Президента РФ в системе органов исполнительной власти
В
соответствии с конституционными нормами
Президент РФ является постоянно
действующим органом
Президент
является гарантом Конституции РФ,
прав и свобод человека и гражданина,
принимает меры по охране суверенитета
РФ, ее независимости и