Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – подвергнуть разбору вопросы, связанные с организацией исполнительной власти в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….…3
ГЛАВА 1 Понятие, признаки, принципы и полномочия органов исполнительной власти 5
1.1 Понятие исполнительной власти и органов исполнительной власти 5
1.2 Существенные признаки исполнительных органов 8
1.3 Основные принципы деятельности органов исполнительной власти 10
1.4 Полномочия исполнительных органов 12
ГЛАВА 2 Органы федеральной исполнительной власти России ..………….....….. 14
2.1 Президент РФ в сфере исполнительной власти……... . .15
2.2 Государственный Совет РФ…….…………………………… ….… …19
2.3 Правительство РФ…….………………………………..………..…… 20
2.4 Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти 25
2.5 Правовые и организационные проблемы реформы системы органов исполнительной власти РФ. .… …..30
ГЛАВА 3 Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… ….....41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….………………….43
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Восточная экономико-юридическая, гуманитарная академия»
Институт
современных технологий образования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: «Органы исполнительной власти»
Специальность: Юриспруденция
Дисциплина: Административное право
Форма аттестации:
Курсовая работа
Выполнил: Ефименко
Андрей Андреевич
ПДО: г.Томск,
5 курс
УФА 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1 Понятие, признаки, принципы и полномочия
органов исполнительной власти
1.1 Понятие исполнительной власти и органов исполнительной власти 5
1.2 Существенные
признаки исполнительных органов
1.3 Основные принципы деятельности органов исполнительной власти 10
1.4 Полномочия
исполнительных органов
ГЛАВА
2 Органы федеральной исполнительной власти
России
..………….....…..
2.1 Президент РФ в сфере исполнительной власти……... . .15
2.2 Государственный Совет РФ…….…………………………… ….… …19
2.3 Правительство РФ…….………………………………..………..…… 20
2.4 Отраслевые
и межотраслевые федеральные органы
исполнительной власти
2.5 Правовые
и организационные проблемы реформы системы
органов исполнительной власти РФ.
ГЛАВА
3 Система органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
………………………….………………….43
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Впервые Конституция 1993 года закрепила принцип разделения властей в нашей стране. Принцип разделения властей означает, что каждая из ветвей власти имеет только ей характерные полномочия и действует в пределах своих полномочий, не вмешиваясь в деятельность других властей. Но данное разделение вовсе не означает отсутствие их взаимодействия. В связи с этим устанавливается пост главы государства - президента, который является должностной фигурой, занимающей высшее место в системе государственных органов.
До принятия Конституции РФ в 1993 году в нашей стране действовала система органов государственного управления. Она соответствовала одному из основных проявлений государственной власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной. Соответственно органы государственного управления в центре и на местах являлись основными субъектами административного.
Конституция РФ 1993 г. вместо термина "государственное управление" ввела в оборот понятие "исполнительная власть". Так, ст.77 Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые возникает конституционное упоминание об органах исполнительной власти.
В настоящее время в России постепенно образовывается правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Особенность любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
Вопрос органов исполнительной власти является важнейшей частью современного административного права. Он представляет ту его часть, которую можно назвать организационным административным правом, и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность. Знание системы органов исполнительной власти имеет огромное значение.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Цель написания курсовой работы – подвергнуть разбору вопросы, связанные с организацией исполнительной власти в Российской Федерации.
При
написании работы применялись нормативные,
законодательные материалы, а также учебные
пособия.
ГЛАВА
1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ,
ПРИНЦИПЫ И ПОЛНОМОЧИЯ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
1.1
Понятие исполнительной
власти и органов исполнительной
власти
В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практической реализации Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, требований и потребностей населения. Она осуществляется путем исполнения государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, главным образом административного права.
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Основные функции этой ветви государственной власти составляют:
А) осуществление управленческой, организационной деятельности, сориентированной на исполнение законов и воплощение в жизнь государственной политики в различных областях существования общества;
Б) административное нормотворчество ;
В) административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
Г) осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
Д) непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
Е) информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.
Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.
Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму. Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:
Внутренняя форма показывает устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности. К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.
С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.
Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.
Классификация органов исполнительной власти проводится по 4 основным критериям. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:
1.
федеральные органы
2. органы исполнительной власти субъектов;
В зависимости от объёма и характера компетенции различаются:
1. органы общей компетенции;
2.
органы специальной
3. органы отраслевой компетенции;
4.
органы внутриотраслевой
5.
органы межотраслевой
6. органы смешанной компетенции;
По организационно-правовым формам органы исполнительной власти подразделяются на: правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства;государственные комитеты; комитеты; службы; главные управления; управления; инспекции; агентства; департаменты; администрации; мэрии; отделы; другие органы исполнительной власти.
По
порядку разрешения подведомственных
вопросов органы исполнительной власти
делятся на единоначальные и коллегиальные.
Устанавливая основные и наиболее значимые признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную сущность, необходимо подчеркнуть следующее:
1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти определена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — результат нормативного закрепления принципа разделения властей.