Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:56, курсовая работа
Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения.
Система органов исполнительной власти, которая в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы традиционной концепции разделения властей, которая тем не менее находит закрепление в конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентов по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).
Система органов исполнительной власти, в которой Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом с согласия представительного органа, а по его предложению Президент назначает и освобождает членов Правительства (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания). Конституция Чувашской Республики 2000 г. допускает, что Президент вправе совмещать свой пост с должностью Председателя Комитета Министров и тогда с согласия законодательного органа на его назначение не требуется.
Система органов
исполнительной власти, характеризующаяся
отсутствием института
Главу исполнительной власти и высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает от должности министров (за исключением трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Калерия).
Правительство формируется представительным органом и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Республика Удмуртия).
Исполнительную власть непосредственно возглавляет коллегиальный орган, который формирует Правительство республики. Председатель Правительства входит в состав коллегиального органа в качестве заместителя его Председателя (Государственный Совет и Правительство Республики Дагестан).
Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (правительством) руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (Губернатор, Глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Его взаимоотношение с администрацией (правительство) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:
Глава администрации
(Губернатор) непосредственно осуществляет
исполнительную власть, руководя прямо
подчиненными ему отраслевыми и
функциональными
Глава администраций
(Губернатор) осуществляет исполнительную
власть через формируемый им самостоятельный
орган общей компетенции - правительство
или администрацию субъекта Федерации.
Этот орган может возглавляться
должностным лицом, назначаемым
губернатором (председатель Правительства,
первый заместитель главы
Глава администрации (Губернатор) непосредственно возглавляет орган общей компетенции - Правительство или администрацию субъекта Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Липецкая, Саратовская области и др.).При этом правительства и отраслевые органы исполнительной власти формируются губернатором и контрольные функции -законодательной власти существенно ограничены.
Глава исполнительной власти (Губернатор, Глава администрации) ко предметам ведения РФ и совместного ведения РФ ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входят:
определение в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительной полномочий субъекта Федерации;
представительство интересов субъекта Федерации в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;
разработка и представление на утверждение законодательного органа субъекта Федерации, бюджета, обеспечение его исполнения;
согласование
решений об образовании, реорганизации
и ликвидации территориальных органов,
федеральных министров и
утверждение структуры
органов исполнительной власти субъекта
Федерации, назначение и об освобождение
от должности руководителей
В систему органов государственной администрации субъектов РФ, руководимую главой исполнительной власти (Президентом Республики, Председателем Правительства, Главой администрации, Губернатором) могут входить:
органы исполнительной
власти общей компетенции, правительство
или администрация (за исключением
некоторых субъектов Федерации)
государственная администрация субъекта Федерации, включающая органы исполнительной власти специальной компетенции: в республиках и ряде краев и областей - министерство, государственные комитеты, комитеты, департаменты и т.д. В иных субъектах - комитеты, департаменты, управления, отделы.Они могут быть двух видов:
органы совместного подчинения, входящие в систему федеральной государственной администрации и одновременно подчиняющиеся главе исполнительной власти субъекта федерации (органы внутренних дел, финансов, управления государственным имуществом, социальной защиты населения);
органы государственной администрации субъекта Федерации, строящие свои отношения с федеральными органами исполнительной власти на основе методических рекомендация и соглашений (органы образования, здравоохранения, культуры и т.д.);
территориальные
органы исполнительной власти субъекта
федерации общей специальной
компетенции. Территориальные органы
общей компетенции (префекты, управляющие
и т.д.) осуществляют исполнительную
власть на территории округов (префектур),
объединяющих несколько административно-
местные государственные
органы субъектов Федерации общей
компетенции в первичных
Таким образом,
наличие единой вертикали исполнительной
власти в РФ не исключает разнообразие
вариантов организации
В связи с
вступлением в силу федерального
закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов субъектов
Российской Федерации" 1999 г. происходит
определенная унификация органов исполнительной
власти во всех субъектах РФ. Номы этого
Закона содержат требования о том, чтобы
в каждом субъекте РФ была установлена
система органов исполнительной
власти во главе с высшим исполнительным
органом государственной
Высшее должностное
лицо (руководители высшего исполнительного
органа) субъекта РФ избирается гражданами,
проживающими на территории данного
субъекта РФ либо в особо оговариваемых
случаях специально созываемым собранием
представителей. Оно избирается на
срок не более 5 лет и не может
избираться на эту должность более
двух сроков подряд. Оно не может
быть одновременно депутатом законодательного
органа государственной власти субъекта
РФ, но может участвовать в его
работе с правом совещательного голоса,
требовать созыва его внеочередного
заседания. Законодательный орган
вправе выразить недоверие высшему
должностному лицу (руководителю высшего
исполнительного органа государственной
власти) субъекта Федерации, которое
влечет его отставку. В полномочия
высшего должностного лица (руководителя
высшего исполнительного
Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации