Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:56, курсовая работа
Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения.
органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы деятельности в рамках отрасли;
по организационно-правовой форме:
правительства; советы министерств, имеющий статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;
по порядку принятия решений:
единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);
коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительства РФ, правительства субъектов федерации, государственные комитеты и т.д.);
по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:
основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают его от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.) и;
вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).
Они действуют
при основных органах внутри самой
исполнительной власти и могут быть
двух видов: консультативные и
Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовит по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.
Координационные
органы образуются в виде правительственных
или межведомственных комиссий для
подготовки предложений по вопросам
общегосударственного значения или
требующим межотраслевой
3. Система органов
исполнительной власти в
Понятие "система
органов исполнительной власти"
характеризует организационное
построение исполнительной власти в
Российской Федерации. Она строится
в соответствии с конституционным
разграничением полномочий в этой сфере
между РФ и субъектами Федерации.
Согласно Конституции (ст. 71-73) деятельность
органов исполнительной власти осуществляется
в пределах совместного ведения
субъектов РФ, в пределах совместного
ведения РФ и субъектов федерации
и в пределах самостоятельного ведения
субъектов РФ. К ведению РФ отнесено
установление системы федеральных
оранов исполнительной власти, порядка
их организации и деятельности, формиование
федеральных органов
Единая система
исполнительной власти в России образуется
только в пределах ведения РФ и
полномочий Федерации по предметам
совместного ведения РФ и ее субъектов
(ст.77 Конституции) 2. В этих пределах
правительства, министерства и ведомства
субъектов РФ находятся в отношениях
иерархической подчиненности с
Правительством РФ и соответствующими
федеральными министерствами и ведомствами.
В субъектах Федерации
В свою очередь
органы исполнительной власти субъектов
Федерации по вопросам исключительных
полномочий, отнесенных к их ведению,
действуют самостоятельно, независимо
от федеральных органов
В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:
руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ) и;
органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
Государственная
администрация представляет собой
административный аппарат, непосредственно
реализующий государственную
Президент Российской Федерации
Вопрос о том, входит ли Президент РФ в систему органов исполнительной власти в научной и учебной литературе является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст. ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.
Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными полномочиями, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента вне обозначенных в Конституции РФ властей, противоречит закрепленному принципу разделения властей. Более корректной представляется третья точка зрения, согласно которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти (Коренев А.П., Овсянко Д.М.) и его можно рассматривать как главу исполнительной власти (Баглай М.В.). В соответствии с этой точкой зрения Конституция определяет статус федерального Президента как "фактического главы исполнительной власти" (А.П. Агапов).
Президент РФ осуществляет
руководство государственной
Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны для Правительства. Самостоятельность и независимость Правительства РФ в руководстве государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.
Правительство Российской Федерации
Широкие полномочия
Президента РФ в сфере исполнительной
власти не означает, что Правительство
РФ обезличено. В пределах своей
компетенции, определенной Конституцией
РФ и федеральными законами оно также
осуществляет руководство системой
исполнительной власти, самостоятельно
решает отнесение к его ведению
вопросы и несет полную ответственность
за свои действия. Ст. 110 Конституции
устанавливает, что исполнительную
власть РФ осуществляет Правительство
РФ, а ст. 1 Федерального конституционного
закона "О Правительстве Российской
Федерации" 1997 г 4. определяет его
как коллегиальный орган, возглавляющий
единую систему исполнительной власти
в РФ. Федеральные органы исполнительной
власти находятся в ведении
Правительство
осуществляет руководство министерствами
и ведомствами действующими, прежде
всего, в экономической и социально-
Государственная администрация
Государственная
администрация на федеральном уровне
представлена системой федеральных
органов исполнительной власти. Эта
система включает совокупность государственных
институтов различных организационно-
Органы федеральной государственной администрации, образующие ее конкретную структуру, создаются только с таким наименованием и статусом, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176. В соответствии с этим Указом на федеральном уровне действуют органы исполнительной власти таких организационно-правовых форм, как министерства РФ, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российский агентства, федеральные надзоры.
Министерство
РФ - это федеральный орган
Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ, - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляет госкомитет и федеральную комиссию РФ Председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации